Дело № 2-213/2011 года Именем Российской Федерации 20 июня 2011 года р.п. Марьяновка Марьяновский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тишковец О.И. при секретаре Базыловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковым заявлениям прокурора Марьяновского района Омской области к администрации Марьяновского муниципального района Омской области, МУЗ Марьяновская центральная районная больница о признании незаконным бездействие администрации Марьяновского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская центральная районная больница Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х., в виде права на получение мер социальной поддержки: компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения и возложении обязанности на администрацию Марьяновского муниципального района Омской области предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская центральная районная больница Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х. в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учетом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009-2010 годы, УСТАНОВИЛ: Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с исками к администрации Марьяновского муниципального района Омской области, МУЗ Марьяновская центральная районная больница о признании незаконным бездействие администрации Марьяновского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская центральная районная больница Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х., в виде права на получение мер социальной поддержки: компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения и возложении обязанности на администрацию Марьяновского муниципального района Омской области предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская центральная районная больница Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х. в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учетом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009-2010 годы. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка по факту не предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская ЦРБ. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно части 6 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Положение о праве медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением утратило силу. Меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления предусмотрены Законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». В соответствии со ст. 36 Кодекса указанной категории граждан предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на получение мер социальной поддержки: компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путём деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нём лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0,065 т. угля и 0,087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5,52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера) из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Кодекса Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимися в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ действие статей 36 и 37 Кодекса приостановлено с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с бюджетом Омской области на 2009 год, утверждённого <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области, на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 год в части медицинских учреждений не предусмотрены. Аналогичная ситуация имела место в 2010 году, когда средства на реализацию переданных администрации района государственных полномочий в части компенсации расходов работникам здравоохранения из областного бюджета не предоставлялись. В истекшем периоде 2011 года денежные средства на указанные цели из бюджета Омской области также не выделялись. В 2009-2011 годах средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов работникам МУЗ Марьяновская ЦРБ в бюджете Марьяновского района не предусматривались, администрацией района в адрес МУЗ Марьяновская ЦРБ не направлялись. В результате чего меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст.36,37 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», медицинским работникам МУЗ Марьяновская ЦРБ: Маймескуловой Н. Ю., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ Марьяновская ЦРБ <данные изъяты>, Филипповой Н. И., проживающей по адресу: р.п. <адрес>, <адрес>, работающей в МУЗ Марьяновская ЦРБ <данные изъяты>, Бунка М. Н., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ Марьяновская ЦРБ <данные изъяты>, Фриш Ж. Ф., проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, работающей в МУЗ Марьяновская ЦРБ <данные изъяты>, Шварц Л. В., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ Марьяновская ЦРБ <данные изъяты>, Абулкашевой Ж. Х., проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, работающей в МУЗ Марьяновская ЦРБ <данные изъяты> не предоставлялись с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостанавливается действие ст.ст. 36,37 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» признаны противоречащими федеральному законодательству. Таким образом, медицинским работникам МУЗ Марьяновская ЦРБ Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х. незаконно не были предоставлены социальные гарантии, предусмотренные законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», ст.ст. 36,37 в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В рамках указанных положений ст. 7 Конституции РФ, в ст. 1 Основ законодательства об охране здоровья гражданам от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан является определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки. Не предоставление Правительством Омской области и администрацией Марьяновского муниципального района мер социальной поддержки Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х. нарушают их права охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданин о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Марьяновского района Омской области поступили заявление Фриш Ж. Ф., ДД.ММ.ГГГГ - заявления Филипповой Н. И., Абулкашовой Ж.Х., ДД.ММ.ГГГГ - заявление Бунка М. Н., ДД.ММ.ГГГГ - заявление Маймескуловой Н. Ю., ДД.ММ.ГГГГ - заявление Шварц Л. В. по факту непредоставления мер социальной поддержки, с просьбой принять меры прокурорского реагирования. В судебном заседании помощник прокурора Марьяновского района Омской области Грициков К.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Определением суда в качестве соответчика было привлечено МУЗ Марьяновская ЦРБ и в качестве соистцов привлечены медицинские работники МУЗ Марьяновская ЦРБ, которые в суде дали следующие показания. Соистица Маймескулова Н.Ю. в судебном заседании требования поддержала и пояснила, что работает в ЦРБ <данные изъяты>. Она проживает по договору социального найма, в настоящее время занимается приватизацией. В 2008 году получала меры социальной поддержки, предоставляя квитанции об оплате. В 2009 и 2010 годах не получала В судебном заседании соистица Филиппова Н.И. требования поддержала и показала, что в ЦРБ работает с <данные изъяты> года. Меры социальной поддержки получала до 2008 года, выплачивали наличными в кассе ЦРБ. Они предоставляли квитанции об оплате за свет, за приобретение дров. С 2009 года у неё газовое отопление. Она собственник жилого помещения по адресу: р<адрес>, <адрес>. С 2009 года им прекратили выплаты. Обращались в бухгалтерию, но им сказали, что выплат не будет. В 2011 году обратились в прокуратуру. За отопление за январь заплатила <данные изъяты> рублей. Другими льготами не пользуется. В судебном заседании соистица Бунка М. Н. требования поддержала и показала, что жилое помещение в <адрес> принадлежит ей по праву собственности на основании договора купли-продажи. В ЦРБ работает с ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>. До 2008 года она получала меры социальной поддержки, в 2009 году прекратились выплаты. Ей возвращали в кассе ЦРБ за дрова, уголь и свет. В 2009-2010 годах выплат не было. Сейчас у неё газовое отопление. В сильные морозы плата за отопление доходит до <данные изъяты> рублей. В судебном заседании соистица Абулкашева Ж.Х. требования поддержала и показала, что с <данные изъяты> года работала в ЦРБ, получала меры социальной поддержки. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежит ей на основании договора купли-продажи. В 2008 году получила компенсацию в размере <данные изъяты> рублей за свет и центральное отопление. В 2009-2010 годах выплат не было. Соистица Фриш Ж. Ф. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила. Соистица Шварц Л. В. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила. В судебном заседание представитель ответчика Администрации Марьяновского муниципального района Омской области Антонишин Д.Ю., действующий на основании доверенности, требования не признал и пояснил, что в ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия муниципального района, в которых отсутствует указание на предоставление мер социальной поддержки. Исходя из ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления могут компенсировать расходы по коммунальным услугам, но не обязаны это делать. В 2009-2010 году из областного бюджета в виде субвенций не поступали денежные средства на предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам. Представитель соответчика муниципального учреждения здравоохранения Марьяновская центральная районная больница Тыш Н.А., действующая на основании доверенности требования не признала и пояснила, что МУЗ Марьяновская ЦРБ не является самостоятельным учреждением. Учредителем учреждения здравоохранения является администрация Марьяновского муниципального района Омской области, которая обязана финансировать мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников. До 2009 года денежные средства для выплат медицинским работникам компенсации по предоставлению льгот по коммунальным услугам перечислялись из местного бюджета администрацией района и по ведомостям выплачивались медицинским работникам района. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время денежные средства для компенсации медицинским работникам расходов на коммунальные услуги не поступали. Работники МУЗ Марьяновская ЦРБ обращались и им разъяснялось, что Законом приостановлена выплата компенсации. Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечён к ответственности. В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В судебном заседание установлено, что соистцы Маймескулова Н.Ю., Филиппова Н.И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., являются медицинскими работниками МУЗ Марьяновская ЦРБ, где работают по настоящее время, что подтверждается справками МУЗ Марьяновская ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Справки МУЗ Марьяновская ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ Абулкашова Ж.Х. работала в МУЗ Марьяновская ЦРБ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальное учреждение Марьяновская центральная районная больница является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что учредителем учреждения является администрация Марьяновского муниципального района <адрес>. В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Пунктом 2 ст.153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ст.63 (новая редакция) «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Из подпункта 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст.19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из ч.5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно ст.36 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки: 1) компенсация расходов на оплату жилого помещения из расчёта 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); 2) компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0.065 тн. Угля и 00.087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; 3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчёта 5.52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; 4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3,4 ст.37 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Согласно Справке МУЗ Марьяновская ЦРБ Маймескуловой Н. Ю. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) в соответствии со ст.36 Кодекса за 2008 год за счёт средств областного бюджета в сумме <данные изъяты>, Филипповой Н. И. в сумме <данные изъяты>, Бунка М. Н. в сумме <данные изъяты>, Фриш Ж. Ф. в сумме <данные изъяты>, ФИО12 в сумме <данные изъяты>, Абулкашова Ж.Х. в сумме <данные изъяты>. В 2009 - 2010 годах денежные средства не выплачивалась. В материалах дела имеется информация МУЗ «Марьяновская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В 2008 году из областного бюджета бюджету муниципального района предусмотрена субвенция на предоставление мер социальной поддержки работникам здравоохранения в сумме 1097,8 тысяч рублей. Данные средства поступили в полном объеме. В Законе об областном бюджете на 2009 год статьей 16 предусмотрено приостановить с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ действие ст. 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. В Законе об областном бюджете на 2010 год статьей 15, аналогично приостановлена выплата субвенций на меры социальной поддержки работникам здравоохранения с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ. В Законе об областном бюджете на 2011 год статьей 15, также приостановлена выплата субвенции на меры социальной поддержки работникам здравоохранения с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, средства на реализацию государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам из областного бюджета в бюджет Марьяновского муниципального района в 2009, 2010, 2011 годах не поступали. Согласно указанной информации, в местном бюджете на 2009, 2010 и 2011 годы средства на реализацию государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки не заложены и администрацией района в адрес МУЗ Марьяновская ЦРБ не направлялись. В соответствии с ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. В пункте 5 ст.53 названного федерального закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 55 названного закона, к собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан в соответствии со ст.56 Закона; 2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст. 57 Закона; 3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст.58 Закона; 4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 59 Закона; 5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст.62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) иные поступления. В силу ч.4 ст.55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона. Из ч. 1 ст. 63 названного федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. Таким образом, пунктом 50 ст.35 Федерального закона № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ч.6 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Статьями 36, 37 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год». Пунктом 6 ст.2 Распоряжения Правительства Омской области №-рп от ДД.ММ.ГГГГ «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объёме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Закрепленное в ч.1 ст.153 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В силу ст.19 органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В силу ст.11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления. Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что МУЗ Марьяновская ЦРБ не несет обязанностей по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам, поэтому подлежит исключению из числа ответчиков. При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Марьяновского муниципального района по непредоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская центральная районная больница Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х. в виде права на получение мер социальной поддержки: компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. Суд считает необходимым Обязать администрацию Марьяновского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская центральная районная больница Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х. в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учетом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009-2010 годы. Частью 3 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно подпункту 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлению, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 255 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие администрации Марьяновского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская центральная районная больница Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х., в виде права на получение мер социальной поддержки: компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения и возложении обязанности на администрацию Марьяновского муниципального района Омской области предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская центральная районная больница Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х. в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учетом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009-2010 годы удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Марьяновского муниципального района по непредоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская центральная районная больница Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х. в виде права на получение мер социальной поддержки: компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. Обязать администрацию Марьяновского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская центральная районная больница Маймескуловой Н. Ю., Филипповой Н. И., Бунка М. Н., Фриш Ж. Ф., Шварц Л. В., Абулкашевой Ж. Х. в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учетом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009-2010 годы. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд. Судья О.И. Тишковец