Гр. дело № 2-228/2011 по иску прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Чебыкиной И.М. к администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского района Омской области о признании действия по снятию с учета на улучшение жилищных услов



                                                                                                     Дело № 2-228/2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2011 года                          р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тишковец О.И.,

при секретаре Базыловой А.В.,                               

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Чебыкиной И. М. к администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области о признании действия по снятию с учета на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника ВОВ Чебыкиной И. М. незаконным и возложении обязанности поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника ВОВ Чебыкину И. М., взыскания государственной пошлины,

у с т а н о в и л :

Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Чебыкиной И. М. к администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области о признании действия по снятию с учета на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника ВОВ Чебыкиной И. М. незаконным и возложении обязанности поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника ВОВ Чебыкину И.М., взыскания государственной пошлины.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Марьяновского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Доступное комфортное жилье - гражданам России» на территории Марьяновского района, в рамках которой проверено соблюдение администрацией городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

По результатам проверки установлено, что администрацией городского поселения в части учета граждан указанной категории граждан не в полной мере соблюдены требования действующего федерального законодательства, выразившиеся в следующем.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны).

Обеспечение жильем ветеранов ВОВ (членов семей), вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, должно было быть завершено к ДД.ММ.ГГГГ согласно предыдущей редакции Указа. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляется следующая мера социальной поддержки -обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что Чебыкина И. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, Распоряжением главы городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ снята с учета на улучшение жилищных условий, поскольку жилой дом, общей площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, р<адрес>, <адрес>, принадлежащий ей на праве собственности, согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был передан в собственность К.Т.Н.

Администрация городского поселения Марьяновка сняла Чебыкину И. М. с учета на улучшение жилищных условий, мотивируя тем, что Чебыкина И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся вдовой умершего участника ВОВ, намеренно ухудшила жилищное положение.

Однако, сделка по отчуждению жилого помещения была совершена в целях переезда к своим родственникам по причине невозможности осуществлять в силу возраста уход за собой, помимо этого, в проданной Чебыкиной И.М. квартире отсутствовала канализация, в связи с чем, отказ администрации нельзя признать правомерным.

Своим действием по снятию с учета на улучшение жилищных условий, администрация городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области нарушила гарантированные федеральным законодательством жилищные права вдовы умершего участника Великой Отечественной Войны Чебыкиной И.М..

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также гражданина, который по возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В судебном заседании старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Кудрявцев С.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что Чебыкина И.М. намеренно не ухудшала свои жилищные условия, она продала дом, так как в силу своего возраста не могла ухаживать за собой. В доме, где она жила не было воды и канализации.

Соистец Чебыкина И.М. в судебном заседании исковые требования поддержала и суду пояснила, что <данные изъяты>, с этого времени она жила одна. В ДД.ММ.ГГГГ году один сын умер, другой сын приехал летом 2010 года и забрал её на Украину, поэтому она и продала дом. Там ей климат не подошел, так как сын проживает у Черного моря, поэтому климат сырой, в связи с эти она через два месяца вернулась в р.п.Марьяновка с контейнером. Вещи разгрузила у внука, у которого дом старый, 3 комнаты, а проживает со снохой, там нет ни туалета, ни бани, есть только вода. В проданном доме была вода и отопление, но вода часто перемерзала, канализации в доме не было. Деньги за продажу дома потратила.

Представитель ответчика администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области Пилигузов А.Д., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласен, суду пояснил, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ имеется формальный умысел Чебыкиной И.М. на ухудшение жилищных условий. Если будет решение суда, они её на учет поставят.

Представитель третьего лица Правительства Омской области Пригодина В.В., действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, заявлением просила суд рассмотреть дело в её отсутствие. В отзыве указала, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Терехова Н.Ю., действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, заявлением просила дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» с учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной работе, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В статье 2 Федерального закона «О ветеранах» указан перечень лиц, относящихся к ветеранам Отечественной войны - это лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев.

Меры социальной поддержи членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлены статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». В качестве одной из мер предусмотрено однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения.

В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, средства на их реализацию ежегодно предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций и рассчитываются для каждого из лиц исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

Судом установлено, что Чебыкина И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является женой умершего военнослужащего, участника Великой Отечественной войны Чебыкина Д. Т., года рождения, что подтверждается копией свидетельства о браке, выданного Логиновским сельским Советом Колосовского района Омской области ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке отдела военного комиссариата Омской области по Марьяновскому району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чебыкин Д. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны и имел право на льготы, согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах» (л.д.6).

В соответствии с копией Свидетельства о смерти , выданного Отделом ЗАГС <адрес>, Чебыкин Д. Т. умер ДД.ММ.ГГГГ в возрасте ДД.ММ.ГГГГ. Место смерти <адрес> (л.д.8).

Согласно копии удостоверения серии В , выданного Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Марьяновскому району ДД.ММ.ГГГГ, Чебыкина И. М. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших военнослужащих (л.д. 8).

Согласно копии удостоверения серии ВВ , выданного Отделом социальной защиты населения Марьяновского МО ДД.ММ.ГГГГ Чебыкина И. М. имеет право и льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах» (л.д.9).

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Чебыкина И. М. продала квартиру № <адрес> (два)

и земельный участок находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 12).

Из Справки ГП ОО «Омский центр ТиЗ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира <адрес> <адрес> расположенная по адресу: р<адрес>, <адрес>, имеет следующие виды благоустройства: отопление центральное, водопровод (л.д.17).

Из справки администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чебыкина И. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Совместно с ней проживают Чебыкин В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - <данные изъяты> Чебыкина А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - <данные изъяты>, Чебыкина А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - <данные изъяты> (л.д.13).

Согласно Акту обследования жилищных условий Чебыкиной И. М., проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Жилой дом находится на праве личной собственности Чебыкина В.В., в жилом помещении имеется газовое отопление, водопровод и канализация отсутствует (л.д.16).

Из Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> принадлежит на праве собственности Чебыкину В. В. (л.д.16).

В материалах дела представлена информация Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что сведения о правах Чебыкиной И. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, не может быть представлена, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав отсутствуют (л.д.10).

Согласно Справки ГП ОО «Омский центр ТиЗ» от ДД.ММ.ГГГГ Чебыкина И. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в числе собственников домовладений и квартир не значится (л.д.11).

В соответствии с Распоряжением главы городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Чебыкина И. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).

Распоряжением главы городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ б Чебыкина И. М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снята с учета на улучшение жилищных условий в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (л.д.19).

В силу ст. 23.2Федерального закона РФ "О ветеранах" от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилья, указанных в ст. 14-19, 21 Закона "О ветеранах", то есть, в том числе и членов семей умерших участников Великой Отечественной войны.

Во исполнение ст. 23.2 указанного закона Правительство России постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 614 утвердило Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

В целях реализации указанного полномочия и на основании статьи 13 Закона Омский области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ Кодекс Омской области «О социальной защите отдельных категорий граждан» Правительством Омской области принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ -п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17 -19 и 21 Закона «О ветеранах».

Согласно пункту 7 Порядка органы местного самоуправления Омской области формируют списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Граждане, претендующие на включение в указанный список, представляют в орган местного самоуправления следующие документы:

  1. заявление о предоставлении социальной выплаты, содержащее согласие гражданина на обработку предусмотренных заявлением персональных данных гражданина;

копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

документ, подтверждающий отнесение заявителя к соответствующей категории граждан;

копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение;

копию финансового лицевого счета или выписку из домовой книги по месту жительства;

  1. справки из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" о наличии (отсутствии) в собственности у гражданина и членов его семьи жилых помещений на территории Омской области.

Орган местного самоуправления Омской области рассматривает заявление и по его результатам принимает решение о включении либо об отказе во включении заявителя в список граждан, претендующих на получение социальных выплат (пункты 8, 9 Порядка).

Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Министерство труда и социального развития Омской области, которое ежегодно формирует сводный список и передаст его в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании пунктов 5, 12, 13 Порядка является единственным уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению гражданам выплат, удостоверенных соответствующим свидетельством, на строительство или приобретение жилого помещения и ежегодно готовит и представляет в Правительство Омской области предложения по распределению средств, предусмотренных на предоставление выплат гражданам. Правительство Омской области ежегодно утверждает распределение данных средств по муниципальным образованиям Омской области.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися и жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение содержатся в разделе II Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», при несоответствии данным требованиям жилое помещение признается непригодным для проживания.

В соответствии с пунктами 7, 8 Положения признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, па основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям.

Таким образом, Чебыкина И.М. являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны Чебыкина Д.Т., по причине невозможности осуществлять, в силу возраста, уход за собой была вынуждена продать, принадлежащее жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ, которое не являлось благоустроенным и не соответствовало требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Исходя их изложенного Чебыкина И.М. являясь членом семьи (женой) умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, что согласуется с п.4 части 1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и положениями ст.23.2 названного закона.

При указанных обстоятельствах исковое заявление прокурора следует удовлетворить, признать действия администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области в части снятия с учета на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника ВОВ Чебыкиной И. М. незаконными и обязать администрацию городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника ВОВ Чебыкину И. М..

В соответствии с тем, что Министерство труда и социального развития Омской области не является органом по постановке на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как согласно п.10 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ -п формирует сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» и с учетом отказа представителя администрации городского поселения Марьяновка от привлечения в качестве ответчика Министерство труда и социального развития Омской области, Определением суда Министерство труда и социального развития Омской области исключено из числа лиц, привлеченных в качестве ответчика.

Согласно подпункту 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлению, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Чебыкиной И. М. к администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области о признании действия по снятию с учета на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника ВОВ Чебыкиной И. М. незаконным и возложении обязанности поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника ВОВ Чебыкину И. М. удовлетворить.

Признать действия администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области в части снятия с учета на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника ВОВ Чебыкиной И. М. незаконными.

Обязать администрацию городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника ВОВ Чебыкину И. М..

          Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд.

Судья                                                                                                                        О.И. Тишковец