Решение по делу № 2-319/2011 по иску Кузьминой Т.Е. к администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании права собственности на часть жилого дома в порядке приватизации



Дело № 2-319/2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2011 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тишковец О.И.

при секретаре Базыловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Т.Е. к администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского муниципального района о признании права собственности на часть жилого дома в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмина Т.Е. обратилась в суд с иском к администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского муниципального района о признании права собственности на часть жилого дома в порядке приватизации.

В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Факт постоянного и непрерывного проживания в спорном жилом помещении подтверждается справкой сельской администрации и копией паспорта.

Изначально указанное жилое помещение ей было предоставлено его собственником – ОАО «Южное», которое в тот период являлось государственным предприятием.

Его правопреемник СПК «Южный» ликвидировано, что подтверждается справкой Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 4 п. 5 ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», по завершению конкурсного производства, жилищный фонд подлежит передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Однако спорное жилое помещение не передавалось в муниципальную либо государственную собственность, что подтверждается соответствующими справками.

Позднее Боголюбовской сельской администрацией ей был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ, которым подтверждается законность его вселения в спорное жилое помещение.

На основании Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» она решила приватизировать занимаемое жилое помещение.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации ликвидация предприятия не лишает её права приватизировать занимаемое жилое помещение.

Ранее право на приватизацию жилых помещений она не использовала, что подтверждается соответствующими справками.

Решить вопрос о приватизации жилья в обычном порядке не представилось возможным поскольку спорное жилое помещение не числится в реестрах государственной и муниципальной собственности, а прежний его владелец – СПК «Южное» ликвидировано по причине банкротства.

Закон о банкротстве обязывает органы местного самоуправления по окончании процедуры банкротства принять в муниципальную собственность объекты социального назначения и жилищный фонд, однако своевременно этого сделано не было.

Тем не менее, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Она обращалась в администрацию Марьяновского муниципального района Омской области, администрацию Боголюбовского сельского поселения и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, но ей было отказано в приватизации на том основании, что спорное жилое помещение не числится в Реестре муниципальной и государственной собственности.

В управлении Росреестра по Омской области отсутствуют сведения о регистрации прав и обременений на спорное жилое помещение, что подтверждается сообщением об отказе в предоставлении информации.

Таким образом, заключить договор о приватизации не возможно по указанным выше причинам.

На основании ст. 16 ЖК РФ ГП Омской области «Омский центр ТИЗ» выдало ей технический паспорт на часть жилого дома, в котором указаны его индивидуальные признаки.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Поскольку предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в её собственность в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина уплачена в размере, предусмотренном п.п. 3 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ

В судебное заседание истец Кузьмина Т.Е., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, о причинах неявки в суд не сообщила.

Представитель истца Карнаухова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и суду пояснила, что Кузьмина Т.Е. приходится ей матерью. Она приехала в <адрес> в 1970 году, была принята на работу в Боголюбовскую школу учителем русского языка и литературы, ей была предоставлена квартира. С этого времени она и проживает в квартире. Потом привезла свою маму. Затем вышла замуж и родилась она. Родители развелись и в жилом помещении стали проживать мама, бабушка и она. Бабушка умерла в 1988 году. Она в настоящее время с матерью не проживает, живет с дочерью по <адрес>. Мама одна проживает в доме. Когда был совхоз «Южный» мама не хотела приватизировать квартиру, а сейчас желает приватизировать. К конкурсному управляющему не обращались. Жилое помещение представляет собой одноэтажный жилой дом на два хозяина с отдельными выходами. Общих коммуникаций нет. В доме печное отопление, вода привозная. Земельный участок огорожен. Хозпостройки имеются. Споров с соседями по границам земельного участка нет. Технический паспорт выдан на часть жилого дома.

Представитель ответчика администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица, администрации Марьяновского муниципального района, Шарапов Д.В., действующий на основании доверенности, исковое требование поддержал и суду пояснил, что право проживания Кузьминой Т.Е. подтверждается ордером, который был выдан на семью из 3 человек. Все социальное недвижимое имущество должно было передано в муниципальную собственность, но почему-то не было передано. По части жилого дома так же поддержал, так как жилое помещение, в котором проживает истица является частью жилого дома и не имеет признаков квартиры.

Представитель третьего лица, Любинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Суд, заслушав истца, представителя третьего лица администрации Марьяновского муниципального района Омской области, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые они ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный жилищный фонд, государственный, муниципальный.

Согласно п.3 указанной статьи жилищный фонд социального использования это совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с п.5 ФЗ от 26.10.2002 года № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном п.4 данной статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.

Кроме того, п.3 Постановления Конституционного суда от 16.05.2000 года № 8-п «По делу о проверке конституционности отдельных положений п. 4 ст.104 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что жилой фонд социального использования используется не только в частных интересах должника, но и в интересах населения, подлежащих защите со стороны государства, а поэтому указанный жилой фонд включает в себя совокупность всех жилых помещений, в силу обязательного предписания закона, подлежит обязательной передаче муниципальному образованию.

Согласно Выписке из реестра муниципальной собственности от 10.08.2011 года жилое помещение – квартира , расположенная по адресу: <адрес> по состоянию на 10.08.2011 года не значится в Реестре муниципальной собственности Боголюбовского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области.

Согласно Выписке из реестра муниципальной собственности от 24.08.2011 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не значилось и по состоянию на 24.08.2011 года не значится в Реестре муниципальной собственности Марьяновского муниципального района Омской области.

Из информации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объекты недвижимости – жилые дома, расположенные в <адрес> <адрес> в реестре федерального имущества не значится (л.д.15).

Из информации Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что определением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении <адрес> завершено (л.д.22).

Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» из смысла ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных эти законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7,8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

В соответствии с п.5 ФЗ от 26.10.2002 года № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» спорный жилой дом должен был передан в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, но фактически не передавался ни в собственность администрации Марьяновского муниципального района, ни в собственность администрации Боголюбовского сельского поселения.

С учётом изложенного, суд пришёл к выводу, что жилое помещение истца, расположенное по адресу: <адрес> фактически является объектом муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Из Справок администрации Марьяновского муниципального района Омской области (л.д.18) и ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» (л.д.20) усматривается, что истец не использовала право бесплатной приватизации жилого помещения.

Их копии технического паспорта на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.12-13) усматривается, что сведения о правообладателях отсутствуют.

Согласно Справке ГП ОО «Омский Центр технической инвентаризации и землеустройства» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), право собственности на квартиру номер , расположенную по адресу: <адрес> не оформлено.

В соответствии с сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемая информация на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на данный объект отсутствуют (л.д.21).

Согласно Кадастровой выписке о земельном участке, выданной Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , местоположением <адрес> предоставлен в пользование Кузьминой Т.Е. (л.д.23), что также подтверждается Свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного Боголюбовским сельским Советом ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность.

Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что истец проживает в спорной квартире, что подтверждается Справкой Боголюбовского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 07.07.2011 года (л.д.8).

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяющего в соответствии с Конституцией РФ общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, в ст.15 указано, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.

Из ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», следует, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

По смыслу указанного закона, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий реализации данного права.

Гарантируемое ст.11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (ст.17, ч.2, Конституции Российской Федерации), но данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» как бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Техническое описание жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждается техническим паспортом, выданным Государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» по состоянию на 11 июля 2011 года на часть жилого дома, согласно которому часть жилого дома имеет общую площадь 43.2 кв.м., жилую площадь 31.9 кв.м. (л.д.12).

Согласно п. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признаётся структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В силу ст. 15 ЖК РФ, введенным в действие с 1 марта 2005 года, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что исковое заявление Кузьминой Т.Е. к администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского муниципального района о признании права собственности на часть жилого дома в порядке приватизации следует удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кузьминой Т.Е. к администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского муниципального района о признании права собственности на часть жилого дома в порядке приватизации удовлетворить.

Признать право собственности в порядке приватизации на часть жилого дома, инвентарный номер , общей площадью 43.2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> за Кузьминой Т.Е..

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд.

Председательствующий О.И. Тишковец