Гр. дело № 2-468/2011 Прокурора Марьяновского района Омской области к МУК `Центральная библиотечная система`, Комитету по культуре , администрациии Марьяновского района об обязании осуществить устройство пандусов или иных средств доступа инвалидов.



Гражданское дело № 2-468/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2011 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Сторчак О.А.,

при секретаре Петушковой М.М.,

с участием помощника прокурора Марьяновского района Сосункевича С.С.

с участием представителя Комитета по культуре администрации Марьяновского района Омской области Проходимова А.И., представителя МУК «Централизованная библиотечная система» Лебедевой Н.Ю., представителя администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапова Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних лиц к муниципальному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система», Комитету по культуре администрации Марьяновского района Омской области, администрации Марьяновского муниципального района Омской области об обязании осуществить устройство пандусов или иных средств доступа инвалидов к зданию библиотеки МУК «Централизованная библиотечная система» расположенную по адресу: <адрес>, о взыскании государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система», Комитету по культуре администрации Марьяновского района Омской области, администрации Марьяновского муниципального района Омской области об обязании осуществить устройство пандусов или иных средств доступа инвалидов к зданию библиотеки МУК «Централизованная библиотечная система» расположенную по адресу: <адрес>. <адрес>, о взыскании государственной пошлины.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района в рамках полномочий, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов при эксплуатации объекта недвижимости - МУК «Централизованная библиотечная система» расположенная по адресу <адрес>.

В ходе проверки установлено, что использование данного объекта осуществляется при отсутствии доступа для маломобильных групп населения в здание учреждения.

Прокурор со ссылками на положения ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ст. 15, 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса просил заявленные требования удовлетворить, обязать осуществить устройство пандусов или иных средств доступа инвалидов к зданию библиотеки, расположенному в <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора Марьяновского района Омской области Сосункевич С.С. поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить, не возражал против определения срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МУК «Централизованная библиотечная система» Лебедева Н.Ю. пояснила суду, что отсутствие пандусов и доступа инвалидов к зданию библиотеки обусловлено ограниченным финансированием учреждения. При подаче заявки на финансирование на ДД.ММ.ГГГГ указанные денежные средства были затребованы, однако не выделены учреждению до настоящего времени. В смету расходов на ДД.ММ.ГГГГ также указанные средства в размере <данные изъяты>. включены в смету. В настоящее время действительно такие пандусы для доступа к зданию библиотеки отсутствуют. Просила определить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Комитета по культуре администрации Марьяновского района Омской области Проходимов А.И. также пояснил суду, что отсутствие пандусов и доступа инвалидов к зданию библиотеки обусловлено ограниченным финансированием учреждения. При подаче заявки на финансирование на ДД.ММ.ГГГГ указанные денежные средства были затребованы, однако не выделены учреждению до настоящего времени. В смету расходов на ДД.ММ.ГГГГ также указанные средства в размере <данные изъяты>. включены в смету. В настоящее время действительно такие пандусы для доступа к зданию библиотеки отсутствуют, просил определить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапов Д.В. требования признал частично, пояснил, что органы местного самоуправления не бездействовали, в настоящее время средства на обустройство пандусов отсутствуют, о необходимости их оборудования они знают. В бюджет на <данные изъяты> будут указанные средства заложены. Просит суд определить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок обусловлен периодом поступления денежных средств в бюджет района, что позволит исполнить надлежащим образом решение суда.

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Марьяновского района Омской области Сосункевича С.С., представителя ответчика администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапова Д.В. представителя ответчика Комитета по культуре администрации Марьяновского района Омской области Проходимова А.И., представителя ответчика МУК «Централизованная библиотечная система» Лебедеву Н.Ю., исследовав доводы заявления, изучив материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ в ст. 7 регламентирует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов градостроительного законодательства, закрепленным в п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Государством признается важность обеспечения доступности в процессе создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества, в том числе, посредством определения в законодательстве обязанностей организаций в данной сфере независимо от организационно-правовых форм.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии с п. 3.13, 3.14 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп инвалидов подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по .

При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование.

Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

Пунктами 3.28- 3.33 указанного СНиП предусмотрено, что ширина проступей лестниц, кроме внутриквартирных, должна быть не менее 0,3м, а высота подъема ступеней - не более 0,15м. Уклоны лестниц должны быть не более 1:2.

Ступени лестниц на путях движения инвалидов и других маломобильных групп населения должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02м.

Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5м.

Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120.

Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3м.

На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть, не менее, м: ширина - 0,01, высота - 0,015, высота рельефа цифры - не менее 0,002м.

В судебном заседании установлено, по данным проведенной прокурорской проверки доступ маломобильных групп населения к зданию библиотеки МУК «Централизованная библиотечная система», расположенной <адрес> невозможен. Однако каких-либо мер для устройства доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры со стороны органов местного самоуправления, самой организацией не принято.

Ответчики в судебном заседании подтвердили, что вход в библиотеку по <адрес> не оборудован пандусами или иными средствами доступа инвалидов.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Законность и обоснованность требований истца подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании:

В деле имеется Устав МУК «Центральная библиотечная система» Марьяновского района Омской области с изменениями (л.д.5-17).

Фотоматериалы подтверждают отсутствие устройств для доступа к зданию библиотеки маломобильных групп населения (л.д.18-20).

Сметой расчетов на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено <данные изъяты> руб. на расходы МУК «Централизованная библиотечная система».

Руководством учреждения составлена смета на оборудования входа в здание пандусом для доступа маломобильных групп населения, сумма расходов составила 22070 руб. (л.д.34-35).

Потребность хозяйственных расходов для МУК «Централизованная библиотечная система» на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> руб. (л.д.29-33).

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Суд считает необходимым установить срок выполнения действий по оборудованию здания МУК «Централизованная библиотечная система», расположенное по адресу <адрес>, <адрес> входом приспособленным для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261 до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ответчики пояснили, что в настоящее время пополнить бюджет Марьяновского муниципального района за счет каких-либо средств возможность отсутствует. Имеются обязательства по лицензированию детских садов, которые необходимо решить в первоочередном порядке. При подготовке решения о бюджете муниципального района сумма ассигнований на устранение нарушений правил пожарной безопасности будет заложена.

Помощник прокурора Сосункевич С.С. не возражал установить срок устранения выявленных нарушений законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Статья 103 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. МУК «Централизованная библиотечная система» не освобожден от уплаты пошлины.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 206 ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Марьяновского района к администрации Марьяновского муниципального района Омской области, МУК «Централизованная библиотечная система», Комитету по культуре администрации Марьяновского муниципального района об обязании осуществить устройство пандусов или иных средств доступа инвалидов к зданию библиотеки МУК «Централизованная библиотечная система» о взыскании государственной пошлины удовлетворить.

Обязать МУК «Централизованная библиотечная система», Комитет по культуре администрации Марьяновского муниципального района, администрацию Марьяновского муниципального района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание МУК «Централизованная библиотечная система», расположенное по адресу <адрес> входом приспособленным для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261.

С ответчика МУК «Централизованная библиотечная система» взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в бюджет Марьяновского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Марьяновский районный суд.

Судья О.А. Сторчак