Гражданское дело № 2-464/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 октября 2011 года р.п. Марьяновка Марьяновский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Сторчак О.А., с участием помощника прокурора Марьяновского района Сурикова М.О., при секретаре Петушковой М.М., с участием представителя ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области, Гаврилова В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области, ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области о признании незаконными ненадлежащие действия по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации арендуемого ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес> и о возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области, ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности, о взыскании государственной пошлины, УСТАНОВИЛ: Прокурор Марьяновского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области, ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области о признании незаконными ненадлежащие действия по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации арендуемого ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес> <адрес> и о возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области, ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности, о взыскании государственной пошлины. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района в рамках полномочий, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, в результате которой установлены нарушения действующего законодательства в деятельности ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области. В ходе проверки, проведенной должностными лицами ОНД Марьяновского района Главного управления МЧС России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ с 11 час.00 мин. до 12 час. 00 мин. в здании, используемом УИИ № ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области, расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что в здании, используемом УИИ № ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение, однако ответственный за проведение инструктажа не назначен и фактическое прохождение инструктажей не проводится. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией территориального отдела надзорной деятельности Марьяновского района УНД ГУ МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно пункту 2.2.3 договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязуется соблюдать в арендованных помещениях требования противопожарных норм, установленные для организаций данного вида деятельности. В силу п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Согласно п. 2 Устава ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области учредителем инспекции является Федеральная служба исполнения наказаний. Помимо этого, вышеуказанным уставом (п. 19) предусмотрено, что при недостаточности средств у инспекции денежных средств ответственность по ее обязательствам несет УФСИН России по Омской области в порядке, установленном действующим законодательством. Из объяснения начальника УИИ № Марьяновского района МРУИИ № УФСИН России по Омской области следует, что все перечисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности имеют место быть в здании УИИ № № Марьяновского района МРУИИ № УФСИН России по Омской области. Прокурор, сослался в обоснование своих требований на положения ст. 15, ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации, ст. 3, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится разработка и осуществление мер пожарной безопасности. Требования ч. 4 ст. 27, ч.ч. 3,4 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращаться в суд с заявлением, если этого требует защита интересов значительного числа граждан в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Статья 45 ГПК РФ устанавливает право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и неопределенного круга лиц. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, чьи жизнь и здоровье поставлены под угрозу в силу вероятности возникновения пожара в здании, арендуемом ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области. Кроме того, необходимо отметить, что в арендуемом административном здании ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области находится документы подтверждающие отбытие осужденными наказания не связанного с лишением свободы и при уничтожении указанных документов их восстановление не возможно. Таким образом, незаконные ненадлежащие действия ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области и УФСИН России по Омской области по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации арендуемого административного здания ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области, расположенного по адресу: <адрес>, с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, влекут нарушение интересов Российской Федерации, а также интересов неопределенного круга лиц, выразившиеся в безопасности, а также охране здоровья, предусмотренные ст.ст. 7, 42 Конституции РФ и гарантированные государством. Просил суд с учетом уточненных требований обязать ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области распорядительным документом определить порядок и сроки прохождения пожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, назначить ответственных лиц за проведение инструктажа. Обязать ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области обучить ответственных за пожарную безопасность лиц - работников ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области по программе пожарно-технического минимума (п/п 3,15 ППБ 01-03 в РФ Приказ МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»). В судебном заседании помощник прокурора Марьяновского района Суриков М.О. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил удовлетворить, Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области о дате и времени рассмотрения искового заявления извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указал, что не считает себя надлежащим ответчиком, поскольку ФБУ МРУИИ № является самостоятельным юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам также самостоятельно. УФСИН России по Омской области не отвечает по обязательствам подведомственных учреждений. Представитель ответчика ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области Гаврилов В.Г. пояснил суду, что действительно до настоящего времени ими не проведен инструктаж работников правилам пожарной безопасности, работники, ответственные за пожарную безопасность не назначены и не обучены. При этом также пояснил суду, что финансирование инспекции идет через УФСИН России по Омской области, самостоятельных источников финансирования инспекция не имеет. Как только будут выделены денежные средства, работники будут обучены, все необходимые мероприятия будут проведены. Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Марьяновского района Омской области просившего исковое заявление удовлетворить, представителя ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области, изучив материалы дела, дав им соответствующую оценку, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. На основании ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководство организации обязано соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. В силу п. 1 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан. П. 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В соответствии с п. 15 Правил каждой организацией распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение. Из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Статья 196 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Статья 55 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Представитель ответчика Гаврилов В.Г. в судебном заседании подтвердил изложенные обстоятельства. Представитель ответчика – УФСИН России по Омской области в своем отзыве не отрицал наличие выявленных прокурорской проверкой нарушений правил пожарной безопасности. Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что заявленные прокурором Марьяновского района требования подлежат удовлетворению. Наличие выявленных нарушений и оснований для удовлетворения исковых требований подтверждены имеющимся в деле Объяснением начальника УИИ № № Марьяновского района Омской области Гаврилова В.Г. данным ДД.ММ.ГГГГ помощнику прокурора Марьяновского района Сурикову М.О.(л.д.36). В деле имеется информация отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России о выявленных нарушениях правил пожарной безопасности в здании и помещении в котором расположена УИИ № № Марьяновского района ФБУ МРУИИ № УФСИН по Омской области, согласно которой ответственные за пожарную безопасность лица не обучены по программе пожарно-технического минимума (л.д.5). Согласно договору Аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ помещение, занимаемое УИИ № по Марьяновскому району, принадлежит ОАО «"С" на праве собственности (л.д.6-12). Из Положения о противопожарном режиме УИИ № № Марьяновского района ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области, утвержденного начальником Инспекции ДД.ММ.ГГГГ Гавриловым В.Г. следует, что положения, касающиеся порядка и сроков прохождения пожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму не урегулированы, лица, ответственные за безопасность не назначены (л.д.34). В деле имеется Должностная инструкция начальника УИИ № ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области Гаврилова В.Г. (л.д.29-33), Положение Об уголовно-исполнительной инспекции ГУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области, утвержденное Приказом Начальника УФСИН России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.22-28), Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (л.д.35). Из Устава ГУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области, утвержденного приказом УФСИН ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в состав Инспекции входит на правах филиалов, в том числе УИИ № № Марьяновского района ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области (л.д.13-21). По запросу суда представлена Выписка из Единого реестра юридических лиц, согласно которой ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области находится в стадии реорганизации, на момент рассмотрения дела судом не ликвидировано (л.д.53-55). При вынесении решения суд учел, что в соответствии с п. 21 Устава ГУ МРУИИ № УФСИН по Омской области финансирование инспекции осуществляется через орган федерального казначейства и УФСИН России по Омской области. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 206 ГПК РФ, суд,- РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области, ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области о возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области, ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области распорядительным документом определить порядок и сроки прохождения пожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, назначить ответственных лиц за проведение инструктажа, обучить ответственных за пожарную безопасность лиц по программе пожарно-технического минимума (п/п 3,15 ППБ 01-03 в РФ), провести инструктаж работников ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области правилам пожарной безопасности удовлетворить. Обязать ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области распорядительным документом определить порядок и сроки прохождения пожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, назначить ответственных лиц за проведение инструктажа в УИИ № по Марьяновскому району ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области. Обязать ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области обучить ответственных за пожарную безопасность лиц - сотрудников УИИ № ФБУ МРУИИ № УФСИН России по Омской области по программе пожарно-технического минимума (п/п 3,15 ППБ 01-03 в РФ Приказ МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»). Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Марьяновский районный суд. Судья О.А. Сторчак