Гр. дело № 2-416/2011 по иску ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к ООО `ФНК` о признании неправовмерным бездействие в несоблюдении экологических санитарно-эпидемиологических требований



Гражданское дело № 2-416/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2011 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Сторчак О.А.,

при секретаре Петушковой М.М.,

с участием представителя истца <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе Черновой Р.В., представителя ООО «ФНК» обособленное подразделение «М» Геймурова И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ФНК» о признании неправомерным бездействие ООО «ФНК», выразившиеся в несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и обязании принять неотложные меры по организации работы с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и о возложении обязанности привести деятельность производства кондитерских изделий, расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «ФНК» (далее – «ФНК») обособленное подразделение «М» о признании неправомерным бездействие ООО «ФНК» обособленное подразделение «М», выразившиеся в несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и обязании принять неотложные меры по организации работы с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и о возложении обязанности привести деятельность производства кондитерских изделий, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе поступила жалоба (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) от Ж.Ю.Б., <адрес>1, выступающего от жителей <адрес> подписей). При рассмотрении материалов дела в действиях директора ООО «ФНК» обособленное подразделение «М» состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2. КоАП РФ: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2. КоАП РФ и проведении административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ.

При осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ установлено: восточной стороны предприятия ООО «ФНК» обособленное подразделение «М» по <адрес> расположены 3 местных выгреба. Один выгреб от бывшего колбасного цеха не используется. Выгребы расположены без учета санитарно-защитной полосы водовода не менее 10м (при высоком стоянии поверхностных вод до 50м) и являются источниками загрязнения почвы и грунтовых вод. На территории предприятия нет участков с застойными грунтовыми водами. Территория предприятия имеет бетонное покрытие, предусмотрены уклоны от зданий, территорий предприятия на прилегающую к предприятию территорию. Отсутствуют водосборники для сбора атмосферных вод, которые должны регулярно очищаться и ремонтироваться. По периметру территории вырыта обводная канава для сбора поверхностных сточных вод, которая проходит вдоль всего здания кондитерского цеха по <адрес> до <адрес> глубиной до 0,5м проходит вдоль водопроводных сетей поселкового водопровода, заполнена мутными сточными с белым налетом плесени, пузырями, с кислым запахом сточных вод. Выгреб от кондитерского цеха расположен на расстоянии менее 5 метров от поселкового водопровода, на момент осмотра ремонтируется, вскрыт, сточные воды в него не поступают. Сточные воды от кондитерского цеха непосредственно из цеха поступают самотеком в вырытую траншею, минуя выгреб.

Смотровые водопроводные колодцы полностью заполнены водой, вода не доходит до оголовка колодца на 1 метр.

Территория предприятия, прилегающая к <адрес> с западной стороны заболочена. Локальных очистных сооружений сточных вод на предприятии нет. Объем сточных вод составляет в среднем 120 куб.м в месяц. Вывоз сточных вод осуществляется транспортом предприятия, согласно договору на утилизацию с ООО «Коммунальщик» вывозится на полигон <адрес>.

Согласно определению об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФНК» не представлены документы по согласованию мест временного размещения производственных и хозяйственно - бытовых жидких отходов производства и потребления (выгребов), схема их размещения с указанием расстояния до водопроводных сетей и сооружений в метрах, объема и даты ввода в эксплуатацию. Указанные документы не представлены по причине их отсутствия.

По результатам административного расследования территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

На основании протокола осмотра ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.2. КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо, <данные изъяты> ООО «ФНК» обособленное подразделение «М» В.П.Р., привлечена к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что «индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации».

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предприятие ООО «ФНК» обособленное подразделение «М» согласно п. 7.1.8. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН <данные изъяты> «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, как кондитерское производство производительностью более 0,5тонн/сутки, относится к классу опасности и должно иметь санитарно-защитную зону 100м. Согласно пункту 5.6. СанПиН <данные изъяты> санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны. По факту предполагаемая санитарно-защитная зона с установленными на ней местными выгребами, находящимися за территорией предприятия, используется для расширения промышленной территории предприятия без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны. Сооружения производственной и дождевой канализации расположены за территорией промышленного предприятия.

Санитарными правилами и нормами СанПиН <данные изъяты> «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, санитарно-защитную полосу по обе стороны от крайних линий водопровода следует принимать А) при отсутствии грунтовых вод не менее 10 м при диаметре водоводов до 1 000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1 000 мм; Б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов. В случае необходимости допускается сокращение ширины санитарно-защитной полосы для водоводов, проходящих по застроенной территории, по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора (п. 2.4.3) В пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод (п. 3.4.1).

Требованиями санитарных правил и норм СанПиН <данные изъяты> «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что на территории не должно быть участков с застойными грунтовыми водами. Для стока атмосферных вод должны быть предусмотрены уклоны, направленные от зданий и других сооружений к водосборникам. Водосборники и водостоки должны регулярно очищаться, своевременно ремонтироваться (пункт 3.2.8). Для удаления производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод предприятия должны быть присоединены к общегородской канализации или иметь самостоятельную канализацию и очистные сооружения. Внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной с самостоятельным выпуском в дворовую сеть (пункт ДД.ММ.ГГГГ). Производственные, бытовые, ливневые стоки хлебопекарных и кондитерских предприятий должны сбрасываться в канализацию и проходить очистку на городских (поселковых) или локальных сооружениях. Проекты локальных очистных сооружений и места сброса должны быть согласованы с органами Госсанэпиднадзора (пункт 3.15.6).

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ санитарные правила и нормы СанПиН <данные изъяты> «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ , устройство системы канализации предприятий должно отвечать требованиям СНиП «Канализация. Наружные сети и сооружения», «Внутренний водопровод и канализация зданий», а также требованиям настоящих СанПиН. Согласно строительным нормам и правилам СНиП ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> «Канализация. Наружные сети и сооружения» очистные сооружения производственной и дождевой канализации следует, как правило, размещать на территории промышленных предприятий (пункт 1.5), при раздельной системе канализации очистку поверхностных сточных вод с территории города следует осуществлять на локальных или централизованных очистных сооружениях поверхностного стока (пункт 3.21), поверхностные сточные воды с территорий промышленных предприятий следует подвергать очистке (пункт 3.23).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, неисполнение ООО «ФНК» обособленное подразделение «М» своих обязанностей по организации очистки, сбора отходов производства и потребления нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую среду, создание безопасных условий для жизни и здоровья, предусмотренные ст. 42 Конституции России.

В судебном заседании представитель истца <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе Чернова Р.В., уточнила наименование ответчика – ООО «ФНК», и заявленные требования, пояснила суду, что просит обязать юридическое лицо оборудовать территорию предприятия, расположенного в <адрес> локальными очистными сооружениями для очистки производственных хозяйственно-бытовых и атмосферных сточных вод.

Представитель ответчика ООО «ФНК» Геймуров И.Н. в течение всего судебного разбирательства заявленные требования признавал, пояснил суду, что земельный участок, на котором располагается подразделение в <адрес> ООО «ФНК» по <адрес> и здания и сооружения находятся в их собственности. Действительно в настоящее время имущественный производственный комплекс предприятия не оборудован очистными сооружениями. Имеются на территории лишь емкости, куда отходы сливаются, однако этого не достаточно. Руководитель организации неоднократно привлекался к административной ответственности за невыполнение предписаний контролирующего органа ТУ Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе, до настоящего времени они указанные сооружения не оборудовали, проблему отходов производства и атмосферных вод не решили. При выступлении в прениях представитель ответчика Геймуров И.Н. высказал возражения против заявленных исковых требований. Доказательства представить не желал, об обеспечении доказательств не ходатайствовал перед судом.

Суд, выслушав представителя истца Чернову Р.В., представителя ответчика ООО «ФНК» Геймурова И.Н., исследовав материалы дела, дав в совокупности всем доказательствам оценку, суд пришел к следующему.

Из материалов дела, пояснений сторон судом установлено.

В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе поступила жалоба от Ж.Ю.Б., проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>1, выступающего от жителей <адрес> ( подписей) с просьбой решения проблемы с постоянным загрязнением промышленных отходов, образующихся в результате деятельности ООО «ФНК» (л.д.11).

<данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе Черновой Р.В. ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «ФНК» В.П.Р. по ст. 8.2. КоАП РФ. Административное расследование провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

В деле представлена копия Договора на предоставление услуг по размещению жидких бытовых отходов без даты (л.д.14-16), из которого следует, что ООО «Коммунальщик» обязуется за плату оказать ООО «ФНК» услуги по размещению (утилизации) жидких бытовых отходов на полигоне. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении, либо о заключении нового договора.

Согласно Протоколу осмотра принадлежащих ООО «ФНК» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ составленным <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе Черновой Р.В., осмотр начат ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ час. ДД.ММ.ГГГГ мин., осмотр окончен ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ час. ДД.ММ.ГГГГ мин. выявлено, что согласно определению об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФНК» не представлены документы по согласованию мест временного размещения производственных и хозяйственно - бытовых жидких отходов производства и потребления (выгребов), схема их размещения с указанием расстояния до водопроводных сетей и сооружений в метрах, объема и даты ввода в эксплуатацию. Указанные документы не представлены по причине их отсутствия. Предприятие согласно п. 7.1.8. Промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН <данные изъяты> «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, относится к 4 классу опасности и должно иметь санитарно-защитную зону 100м. Предполагаемая санитарно-защитная зона с установленными на ней местными выгребами, находящимися за территорией предприятия, используется для расширения промышленной территории предприятия без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны. Сооружения производственной и дождевой канализации расположены за территорией промышленного предприятия. С восточной стороны предприятия по <адрес> расположены 3 местных выгреба. Один выгреб от бывшего колбасного цеха не используется. Выгребы расположены без учета санитарно-защитной полосы водовода не менее 10м (при высоком стоянии поверхностных вод до 50м) и являются источниками загрязнения почвы и грунтовых вод. На территории предприятия нет участков с застойными грунтовыми водами. Территории предприятия имеет бетонное покрытие, предусмотрены уклоны от зданий, территорий предприятия на прилегающую к предприятию территорию. Отсутствуют водосборники для сбора атмосферных вод, которые должны регулярно очищаться и ремонтироваться. По периметру территории вырыта обводная канава для сбора поверхностных сточных вод, которая проходит вдоль всего здания кондитерского цеха по <адрес> до <адрес> глубиной до 0,5м проходит вдоль водопроводных сетей поселкового водопровода, заполнена мутными сточными с белым налетом плесени, пузырями, с кислым запахом сточных вод. Выгреб от кондитерского цеха расположен на расстоянии менее 5м от поселкового водопровода, на момент осмотра ремонтируется, вскрыт, сточные воды в него не поступают. Сточные воды от кондитерского цеха непосредственно из цеха поступают самотеком в вырытую траншею, минуя выгреб. Смотровые водопроводные колодцы полностью заполнены водой, вода не доходит до оголовка колодца на 1м. Территория предприятия, прилегающая к <адрес> с западной стороны заболочена. Локальных очистных сооружений сточных вод на предприятии нет. Объем сточных вод составляет в среднем 120 куб.м в месяц. Вывоз сточных вод осуществляется транспортом предприятия, согласно договору на утилизацию с ООО «Коммунальщик» вывозится на полигон <адрес> (л.д.18-19), что подтверждается фотоснимками (л.д.33-43).

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составленным <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе Черновой Р.В., следует, что в действиях директора ООО «ФНК» В.П.Р. содержится состав правонарушений, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение санитарно – эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (л.д.20-24).

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе вынесено Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ФНК» В.П.Р. (л.д.25-27), что подтверждается почтовым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).

Постановлением <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе – <данные изъяты> <данные изъяты> К.Е.Г. от ДД.ММ.ГГГГ , директор ООО «ФНК» В.П.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д.30-31).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

Исследовав материалы дела, при изложенных обстоятельствах территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе Омской области вправе предъявлять к Обществу с ограниченной ответственностью «ФНК» требование об устранении имеющихся экологических и санитарно - эпидемиологических нарушений при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и обязании принять неотложные меры по организации работы с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и о возложении обязанности привести деятельность производства кондитерских изделий, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов.

Из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статья 196 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Статья 55 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Статья 68 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

Судом неоднократно предлагалось ответчику представить доказательства принадлежности на праве собственности зданий и сооружений, входящих в производственных комплекс ООО «ФНК», однако ответчиком документы представлены не были, он не отрицал, что указанные сооружения находятся в собственности ООО «ФНК».

Основным специализированным нормативным правовым актом в сфере обращения с отходами является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Из вышеизложенного следует, что размещение юридическим лицом на своей территории отходов производства и потребления, образовавшихся в результате осуществления производственно-хозяйственной деятельности следует отнести к накоплению отходов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Следовательно, Общество при осуществлении своей производственно-хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы, обязано соблюдать требования вышеуказанного Федерального закона, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, а также радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Паспорт отходов 1-5 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Порядок паспортизации опасных отходов и типовые формы паспортов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» и Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении паспорта опасного отхода».

В судебном заседании установлено, что предприятие осуществляет деятельность по изготовлению кондитерских изделий, конфет. В соответствии с Санитарными нормами и правилами кондитерское производство более 0,5 тонн /сутки относится к классу опасности.

Представитель ответчика пояснил суду, что действительно предприятие производит столько продукции и может относиться к 4 классу опасности. Все отходы, которые образуются в результате деятельности предприятия, являются пищевыми и, по его мнению, не причиняют вреда окружающей среде.

При проведении ТО Роспотребнадзора проверки установлено, что на предприятии отсутствуют локальные очистные сооружения сточных вод, отсутствуют водосборники для сбора атмосферных вод, по периметру территории предприятия вырыта обводная канава для сбора поверхностных сточных вод, которая проходит вдоль всего здания кондитерского цеха по <адрес> до <адрес> глубиной до 0,5 м. проходит вдоль всего здания кондитерского цеха по <адрес> до <адрес>, канава глубиной до 0,5 м проходит вдоль водопроводных сетей поселкового водопровода, заполнена мутными сточными водами с белой плесенью, пузырями, с кислым запахом сточных вод. Сточные воды от кондитерского цеха непосредственно из цеха поступают самотеком в вырытую траншею, минуя погреб. С восточной стороны предприятия по <адрес> расположены 3 местных выгреба. Они расположены без учета санитарно-защитной полосы водовода не менее 10 метров. Выявленные нарушения изложены в протоколе, никем не оспорены при привлечении руководителей предприятия к административной ответственности, а также в настоящем судебном заседании.

В соответствии с п<данные изъяты> Санитарных правил и норм СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) на территории не должно быть участков с застойными грунтовыми водами. Для стока атмосферных вод должны быть предусмотрены уклоны, направленные от зданий и др. сооружений к водосборникам. Водосборники и водостоки должны регулярно очищаться, своевременно ремонтироваться.

Для удаления производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод предприятия должны быть присоединены к общегородской канализации или иметь самостоятельную канализацию и очистные сооружения.

Производственные, бытовые, ливневые стоки хлебопекарных и кондитерских предприятий должны сбрасываться в канализацию и проходить очистку на городских (поселковых) или локальных сооружениях. Проекты локальных очистных сооружений и места сброса должны быть согласованы с органами госсанэпиднадзора. Сброс в водоемы производственных и бытовых стоков без соответствующей очистки и обеззараживания запрещается.

Строительными нормами и правилами СНиП ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ «Канализация. Наружные сети и сооружения» (утв. постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ ) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) регламентировано, что поверхностные сточные воды с территорий промышленных предприятий следует подвергать очистке. Разработка мероприятий по очистке поверхностных сточных вод на предприятиях должна основываться на натурных данных об источниках загрязнения территории и воздуха, характеристике водосборного бассейна, сведениях об атмосферных осадках, выпадающих в данном районе, режимах полива и мойки территории. Если территория предприятия по составу и количеству накапливающихся на поверхности примесей мало отличается от селитебной, поверхностные сточные воды могут быть направлены в дождевую канализацию населенного пункта. Для очистки поверхностных сточных вод рекомендуется предусматривать простые в эксплуатации и надежные в работе сооружения механической и физико-химической очистки. Во всех случаях следует применять отстойные сооружения. Для интенсификации процесса очистки и обеспечения более глубокой степени очистки, чем та, которая достигается в отстойных сооружениях, рекомендуется применять фильтрацию, коагуляцию, флотацию.

При необходимости снижения содержания органических примесей, осветленные сточные воды следует направлять на сооружения биологической очистки. Для интенсификации биологической очистки городских и поверхностных сточных вод допускается применять контактно-стабилизационный метод (на аэротенках).

Судом обеспечена ответчику возможность представить доказательства, разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 56, 57 ГПК РФ.

Возражений относительно заявленных требований в судебном заседании со стороны ответчика не поступило.

В судебном заседании представитель истца пояснил суду, что оборудование производственного комплекса ООО «ФНК», расположенного по адресу: <адрес> локальными очистными сооружениями для очистки производственных, хозяйственно-бытовых и атмосферных сточных вод позволит устранить выявленные нарушения, предотвратит загрязнение окружающей среды и будет способствовать соблюдению прав граждан.

При вынесении решения суд учитывает, что представителем ответчика возражения по существу заявленных истцом требований не представлялись, требования ответчиком признаны. Доказательства, подтверждающие отсутствие необходимости оборудования очистных сооружений суду не представлялись. Несогласие с выводами ТУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> о наличии нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм в судебном заседании не высказывалось.

Представленными суду материалами дела доказан факт наличия нарушений при обращении с отходами производства, функционированием предприятия.

В совокупности учитывая все обстоятельства, исследовав доказательства, дав им оценку, заслушав стороны, суд находит, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Статья 103 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. ООО «ФНК» не освобождено от уплаты пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ФНК» об обязании оборудовать локальные очистные сооружения для очистки производственных хозяйственно - бытовых и атмосферных сточных вод на предприятии, расположенном по адресу: <адрес> удовлетворить.

Обязать ООО «ФНК» оборудовать территорию имущественного комплекса предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, локальными очистными сооружениями для очистки производственных хозяйственно - бытовых и атмосферных сточных вод в соответствии со СНиП <данные изъяты>.

С ответчика ООО «ФНК» взыскать государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей в бюджет Марьяновского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

Судья О.А. Сторчак