Гр. дело № 2-597/2011 по заявлению администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным предписания ги отделения надзорной деятельности Марьяновского района



Дело №2-597/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Марьяновский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Кулькова В.С.,

при секретаре Флеглер Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Марьяновка ДД.ММ.ГГГГ дело по заявлению администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского района Омской области о признании незаконным предписания главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности Марьяновского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Боголюбовского сельского поселения Марьяновского района Омской области обратилась в суд в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным предписания <данные изъяты> отделения надзорной деятельности Марьяновского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ , в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Марьяновского Омской области Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области В.С.Д. было вынесено предписание об устранении нарушении требований пожарной безопасности Администрацией Боголюбовского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области. Считает требования, указанные в данном предписании незаконными, сроки исполнения - установленными без учета обстоятельств, технологических сроков выполнения работ и специфики деятельности органов местного самоуправления. Наличие указанных в протоколе нарушений не подтверждено доказательствами, поскольку данные нарушения были устранены до проведения проверки. ДД.ММ.ГГГГ администрация поселения обратилась по вопросу изменения сроков исполнения предписания, на что ДД.ММ.ГГГГ по факсу был получен письменный отказ. В связи с чем просит восстановить пропущенные процессуальные сроки для подачи искового заявления, и признать незаконным предписание <данные изъяты> Марьяновского района Омской области Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании глава Боголюбовского сельского поселения Марьяновского района Омской области Носова Г.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала суду пояснения, аналогичные содержанию заявления, дополнительно пояснила, что предписание инспектора МЧС В.С.Д. она получила ДД.ММ.ГГГГ, лично. Ей не были разъяснены сроки обжалования, она расписалась, где стояли галочки, получила предписание и ушла В трехмесячный срок она не обжаловала предписание по незнанию закона, в связи с этим пропустила срок, так же администрация в этот срок обращалась в Арбитражный суд. ДД.ММ.ГГГГ администрация поселения обратилась по вопросу изменения сроков исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в связи с тем, что нет финансовой возможности для выполнения указанных пунктов предписания, на, что ДД.ММ.ГГГГ по факсу был получен письменный отказ. После чего обратились в суд. Предписание она получила лично ДД.ММ.ГГГГ и не обжаловала в установленный законом трехмесячный срок в связи с юридической неграмотностью, кроме того она обращалась в Арбитражный суд. На сегодняшний день предписание выполнено за исключением нескольких пунктов.

В судебном заседании представитель Боголюбовского сельского поселения Марьяновского района Омской области Букатка Б.Б., действующий на основании доверенности, требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, так же добавил, что пункты предписания выполнены, не выполнено одно только в отношении водоснабжения, так как необходимо <данные изъяты>., а таких денежных средств в бюджете сельского поселения нет.

В судебном заседании <данные изъяты> отделения надзорной деятельности Марьяновского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области В.С.Д. заявленные требования не признал в полном объеме, пояснил, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ ст.14 п.8;9 к вопросам местного значения органов местного самоуправления относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19 к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Омской области по пожарному надзору С.В.Н. им в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ с целью контроля исполнения предписаний от ДД.ММ.ГГГГ , была проведана внеплановая выездная проверка в отношении администрации муниципального образования Боголюбовское сельское поселение. В ходе проведения проверки установлено, что нарушения предписания по устранению обязательных требований пожарной безопасности остались не устраненными. По результатам были составлены: акт проверки, органом государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ , протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, предписание от ДД.ММ.ГГГГ по устранению обязательных требований пожарной безопасности. В соответствии с п. 70 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утверждённым приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором по пожарному надзору. В предписании главным государственным инспектором Марьяновского района по пожарному надзору были установлены сроки устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ В заявлении указано, что требования, указанные в данном предписании незаконные, сроки исполнения установлены без учета обстоятельств, технологических сроков выполнения работ и специфики деятельности органов местного самоуправления, также, что наличие указанных в предписании нарушений не подтверждено доказательствами, поскольку данные нарушения были устранены до проведения проверки. Со всеми составленными по результатам проверки документами был ознакомлен законный представитель администрации муниципального образования Боголюбовское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области в лице главы администрации Носовой Г.А., сроки устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности согласованы, документы подписаны. Кроме того, в пункте дополнений и замечаний в протоколах глава администрации Боголюбовского сельского поселения Носова Г.А. согласилась с нарушениями и собственноручно написала, что данные нарушения стали возможными из-за нехватки денежных средств и замечаний по составлению протокола нет. Законному представителю Боголюбовского сельского поселения были разъяснены условия обжалования предписания по устранению обязательных требований пожарной безопасности. При несогласии с указанными нарушениями обязательных требований пожарной безопасности и (или) сроками их устранения физические и юридические лица в трехмесячный срок вправе обжаловать настоящие предписания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц. Предписание в законный срок администрацией Боголюбовского сельского поселения обжаловано не было. Считает, что причина пропуска срока не уважительная, незнание закона не освобождает от ответственности. Сроки для обжалования он лично разъяснял, никто не обжаловал.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 256 ГПК РФ устанавливает трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод.

Частью 2 вышеуказанной статьи, предусмотрено, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления, причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из представленного в материалы дела распоряжения <данные изъяты> Омской области по пожарному надзору С.В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <данные изъяты> отделения надзорной деятельности Марьяновского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области В.С.Д. уполномочен провести проверку в отношении администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского района Омской области с целью контроля исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, период проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проведения указанной проверки были выявлены нарушения о чем был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ

Из предписания следует, что ДД.ММ.ГГГГ оно было получено для исполнения главой администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского района Омской области Носовой Г.А. в подтверждение чего имеется ее подпись.

В судебном заседании глава администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского района Омской области Носова Г.А. подтвердила, что указанное предписание она получила ДД.ММ.ГГГГ и не обжаловала в установленный законом трехмесячный срок в связи с юридической неграмотностью, кроме того она обращалась в Арбитражный суд.

Данное обстоятельство не может быть признано в качестве уважительной причины пропуска заявителем установленного гражданско - процессуальным законодательством срока обращения в суд, то обстоятельство, что истцу не было известно о сроке обращения в суд в связи с неграмотность. Такого же основания для восстановления указанных сроков как юридическая неосведомленность истца о сроках обращения в суд за защитой своих прав, законом не предусмотрено. Законы РФ, в том числе и Гражданский процессуальный кодекс РФ, (ст. 256), в которой установлен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод, официально опубликованы, к ним имеется свободный доступ всех граждан РФ, и, следовательно, заявитель могла и должна была знать о том, что она вправе обжаловать предписание в течение трех месяца со дня вручения ей предписания <данные изъяты> по пожарному надзору В.С.Д.

Кроме того, факт обращения заявителя в суд или орган, в компетенцию которых разрешение заявления о признании незаконным предписания инспектора по пожарному надзору не входит, не является уважительной причиной пропуска установленного законом срока, поскольку не исключал возможности обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения ст.256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При установлении факта пропуска без уважительных причин срока для обращения за защитой своих прав, суд, исходя из положений ч.6 ст.152, ч.4 ст.198 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

В соответствии с нормами гражданского законодательства РФ в качестве уважительных причин пропуска срока исковой давности могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие лицу своевременно обратиться с иском в суд за защитой нарушенного права (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.д.). Вопрос о том, является ли та или иная причина, на которую как на основание пропуска срока ссылается истец, уважительной, решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Проверив и оценив обстоятельства и доказательства, связанные с пропуском заявителем срока на обращение с жалобой на предписание главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности Марьяновского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ , суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока на обращение в суд.

Доводы заявителя о том, что срок на обращение в суд с жалобой на предписание главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности пропущен по уважительным причинам, в судебном заседании своего подтверждения не нашли. Доказательств обратного суду представлено не было.

Таким образом, по вышеизложенным основаниям заявление администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского района Омской области о признании незаконным предписания <данные изъяты> отделения надзорной деятельности Марьяновского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ , удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 256 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление администрации Боголюбовского сельского поселения Марьяновского района Омской области о признании незаконным предписания <данные изъяты> отделения надзорной деятельности Марьяновского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ , оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы в Марьяновский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.С. Кульков