21 декабря 2011 года р.п. Марьяновка Марьяновский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи О.И. Тишковец, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лазаревой С.И. к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о восстановлении срока обращения по вопросу принятия на учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качества нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети – сироты, у с т а н о в и л : Лазарева С.И. обратилась в суд с иском к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о восстановлении срока обращения по вопросу принятия на учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качества нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности определить право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указала, что в 1995 году умерла её мать – ФИО1, отец после её рождения был записан в свидетельство о рождении со слов матери. После смерти матери на попечение взял её брат – ФИО2. Брат покупал ей одежду, продукты питания, а также занимался воспитанием. До её совершеннолетия она проживала в доме брата по адресу: <адрес>. В настоящий момент снимает жилое помещение в <адрес>. О её праве на предоставление жилого помещения или социальной выплаты на приобретение жилого помещения узнала недавно, в начале 2011 года. На тот момент ей исполнилось 25 лет. Ею было направлено заявление в администрацию Марьяновского муниципального района Омской области, однако ей было отказано по причине достижения 23-х летнего возраста. Пропущенный ею срок для обращения с соответствующим заявлением в муниципальные органы связан с тем, что ей не было своевременно разъяснено право, которым она может воспользоваться в соответствии с действующим законодательством РФ. До настоящего времени она, Лазарева С.И., не имеет собственного жилья, которое в силу законодательства была обязана предоставить ей администрация района. Считает, что её субъективное право нарушено, так как она не знала и не могла знать о том, что ей полагается жилое помещение, как относящейся к категории «дети, оставшиеся без попечения родителей». Администрация Марьяновского муниципального района Омской области – орган публичной власти является надлежащим ответчиком в данной ситуации, и именно она должна была информировать, содействовать ей, как ребенку на тот момент, оставшемуся без попечения родителей. Однако ответчик в данной ситуации проявил бездействие. Истица Лазарева С.И. требования уточнила и просила восстановить срок для постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Марьяновского муниципального района Омской области поставить её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории: дети-сироты. Пояснила, что в семье 5 детей. Когда умерла мать в 1995 году, опекуном над детьми стал старший брат, ФИО2. Они стали проживать с ним в <адрес>. Она закончила Москаленскую СОШ в 2003 году, ей было 17 лет, и поступила в Исилькульский педагогический колледж. Проучилась один год, бросила училище и поступила в Усовское ПТУ – 16, где жила в общежитие. Закончила в 2005 году Усовское училище и поступила в ПУ – 24 <адрес>, которое закончила в 2006 году и пошла работать и снимать квартиру. Её младшая сестра Наталья проживала с опекуном ФИО3, женой её брата. В 18 лет Наталья вышла замуж. В 2009 году Наталье предоставили квартиру в <адрес> как сироте, ей было 18 лет. Она думала, что ей не положена квартира, раз ей не говорили. Когда она училась в Усовском ПТУ, ей не говорили, что она должна встать на учёт для получения жилья, сама она не знала о данном праве, ей его никто не разъяснил. Её брат ФИО11 в 2003 году ушел в армию и остался там по контракту служить в Петропавловск-Камчатский, откуда ей позвонил весной этого года и сказал, что они могут получить жильё. Она приезжала весной в Комитет по образованию, где ФИО12 дала ей перечень документов, которые нужно собрать и сдать в администрацию района. В июне 2011 года она привезла документы в администрацию района для постановки на учет для получения жилья, но ей выслали письменный отказ по причине того, что ей больше 23 лет. Дом по <адрес>, где они жили с опекуном, её братом в 2005 году сгорел. Представитель ответчика администрации Марьяновского муниципального района Омской области Антонишин Д.Ю. согласен с постановкой на учет истицы, так как она относится к категории дети-сироты и имеет права получить жильё. Истица обращалась в администрацию за постановкой на учет в 25 лет, ей было отказано, так как возраст превысил 23 года. Её сестре ФИО14 жилье предоставлялось, как состоящей на очереди по категории дети - сироты. Третье лицо, представитель ГУ – УПФ РФ по Омской области в Марьяновском районе надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. Третье лицо, представитель КОУ ОО НПО «Профессиональное училище № 16» Плахотная Т.В., действующая на основании доверенности требования истицы поддержала и пояснила, что работает заместителем директора училища. Истица училась при ней 1 год, и она созванивалась с органом опеки Комитетом по образованию, специалистом ФИО12, которая сказала, что после окончания училища Светлану поставят на очередь. Не помнит, говорила ли она истице, что ей необходимо встать на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Другие выплаты и единовременное пособие Поручиковой С.И. во время обучения осуществлялись своевременно. Третье лицо, представитель Министерства финансов Омской области В.А.Бабийчук, действующий на основании доверенности надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя. В отзыве указал, что положение о Министерстве образования Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63, предусматривает, что Министерство образования Омской области является органом исполнительной власти, одной из задач которого, является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот. Третье лицо, представитель Министерства образования Омской области В.В.Гальцов, действующий на основании доверенности надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, ходатайством просил рассмотреть дело в его отсутствие. Третье лицо, представитель администрации Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. Представитель органа опеки и попечительства Комитета по образованию администрации Марьяновского муниципального района Омской области Феоктистова А.С., действующая на основании доверенности требования поддержала и пояснила, что началась постановка на учет, нуждающихся в жилье сирот с 2003 года, до 2007 года на учёте состояли дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей только воспитанники Шараповского детского дома, а после 2007 года и других детей, состоящих на опеке стали ставить. Они стали извещать опекунов о постановке на учёт опекаемых. Раньше таких рекомендаций не было. Сестра истицы Наталья в сентябре 2010 году получила жильё как сирота. Истице жильё положено, но она не приезжала до 23 летнего возраста с документами для поставки на учет для получения жилья. Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении гражданского дела, допросив свидетеля, изучив материалы дела, оценив их в совокупности, суд пришёл к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 названного федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями ст. 8 названного федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, исходя из анализа положений ст. ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона – статьей 8 относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. В соответствии с п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации находится защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральным законам (ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Из ст. 44 части 14, 15, 16, 17 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061- ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» следует, что состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Судом установлено, что Лазарева (Поручикова)С.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей – сирот, не состоящей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по категории дети – сироты и не имеющая закрепленного жилого помещения. Согласно свидетельству о рождении серии I – КН №, выданному повторно отделом ЗАГС исполкома Марьяновского районного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ, Поручикова С.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в графе мать имеется запись: ФИО1 (л.д.72). Согласно свидетельству о смерти, выданному отделом ЗАГС администрации Марьяновского района Омской области Поручикова Л.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). Постановлением Главы Москаленской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен опекуном над несовершеннолетними: ФИО19 – 1979 г.р., ФИО11 – 1982 г.р., ФИО5 – 1986 г.р., ФИО20 – 1991 г.р. (л.д.69). Согласно информации Комитета по образованию администрации Марьяновского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70) Поручикова С.И. в 1995 году осталась без попечения родителей в связи со смертью матери ФИО1, сведения об отце внесены в актовую запись со слов матери (мать – одиночка). Согласно указанной информации за период 1995-2003 годов Поручикова С.И. в списках очередников на получение жилья в Администрации Марьяновского района Омской области не значится (л.д.70), что также подтверждается Единым регистрационным списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 01.10.2011 года (л.д.31- 45). Из свидетельства о заключении брака, выданного Октябрьским отделом департамента ЗАГС Министерства государственно-правового развития Омской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) следует, что Алексеенок С.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. вступила в брак с ФИО7, после брака мужу и жене присвоена фамилия: Лазарева. Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о правах, зарегистрированных на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.Омска и Омской области за Алексеенок С.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. не значатся (л.д.9) Согласно Справке администрации Москаленского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) Поручикова (Алексеенок) С.И. зарегистрирована на территории Москаленского сельского поселения Марьяновского района по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Собственного жилья на территории Москаленского сельского поселения не имеет. Из свидетельства о расторжении брака, выданного Центральным отделом департамента ЗАГС Министерства государственно-правового развития Омской области (л.д.73) следует, что брак между ФИО8 и Алексеенок С.И. прекращен ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истица Лазарева С.И. проживает по договору найма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.107-108) Допрошенная в качестве свидетеля ФИО3 в суде пояснила, что в 1991 году она вступила в брак с братом истицы ФИО2 В 1995 году умерла их мать – ФИО1, после смерти которой осталось 4 несовершеннолетних детей: Наташа – 3 года, Светлана – 8 лет, Ваня – 12 лет, Женя – 14 лет. Её супруг оформил на детей опеку и они стали проживать с ними по <адрес> в <адрес>. Женя поступил в училище, потом ушёл в армию, женился и уехал в Большие-Уки. Иван ушёл в армию, потом остался по контракту в Петропавловск-Камчатский. Света после 11 класса поступила в Исилькульское педучилище, потом закончила Усовское училище и уехала в <адрес>. Наталья до 10 класса жила с ней, в 7 классе она оформила опеку на себя. ДД.ММ.ГГГГ Наталья ушла жить с парнем, потом вышла за него замуж, имеет двоих детей. Когда Наталья училась в школе, она случайно узнала, что сироты могут иметь жильё. Она приехала в орган опеки к ФИО12, которая контролировала опеку, ей сдавала отчёт о расходовании опекунских денег. Специалист органа опеки ФИО12 дала список документов, которые нужно было собрать для постановки на учет для получения жилья. Она собрала документы, и Наташу поставили на учет для получения жилья как сироту. В 2010 году Наталье дали жилье по <адрес>, в 2010 году она продала это жильё и уехала на место жительство в д.Чапаево. В это время Света жила самостоятельно, ей и в голову не пришло сообщить ей о постановке на учет для получения жилья. Жилой дом по <адрес>, где они с детьми проживали, ДД.ММ.ГГГГ сгорел и там построен ФИО21 Владимиром новый дом. Согласно информации Комитета финансов и контроля от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.136) Комитет финансов и контроля администрации Марьяновского муниципального района в 2010 году из областного бюджета поступило <данные изъяты> на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году на единый счёт бюджета муниципального района для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей поступило – <данные изъяты>. Из информации администрации Москаленского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101) усматривается, что Лазарева С.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в очереди на улучшение жилищных условий не состоит и не состояла, зарегистрирована по адресу: <адрес>, проживает в <адрес>. Домовладение сгорело и в настоящее время на этом земельном участке построен новый дом, принадлежащий ФИО21 Исходя из положений ст.ст. 15 и 15.1 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации и ст.57 ЖК РФ, в соответствии с которыми нуждающимся в предоставлении жилья жилые помещения предоставляются органами местного самоуправления на основании их решений. Органы местного самоуправления муниципальных районов участвуют в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Марьяновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) Алексеенок С.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и внесении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения в связи с подачей заявления после достижения возраста 23-х лет. С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что исковое заявление следует удовлетворить и обязать администрацию Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории: дети-сироты Лазареву С.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящую на регистрационном учёте по адресу: <адрес>. Суд согласно ст. 196 ГПК РФ разрешает дело в пределах заявленных истицей требований На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 98,194-198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Лазаревой С.И. к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о восстановлении срока обращения по вопросу принятия на учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязании постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети – сироты удовлетворить. Обязать администрацию Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории: дети-сироты Лазареву С.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящую на регистрационном учёте по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд. Председательствующий О.И. Тишковец
при секретаре А.В. Базыловой,