Гр. дело № 2-48/2012 по иску прокурора Марьяновского района к Администрации Марьяновского муниципального района, МКОУ`Москаленская СОШ`, Комитету по образованию Администрации Марьяновского муниципального района об обязании выполнить полное ограждение



Гражданское дело № 2-48/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2012 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Кулькова В.С.
при секретаре Флеглер Т.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марьяновского муниципального района Омской области, МКОУ « средняя общеобразовательная школа», Комитету по образованию администрации Марьяновского муниципального района Омской области об обязании выполнить полное ограждение территории учреждения в соответствии с действующим законодательством,

установил:

Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марьяновского муниципального района Омской области, МКОУ « средняя общеобразовательная школа» об обязании выполнить полное ограждение территории учреждения в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Марьяновского района Омской области проведена проверка соблюдения требований ФЗ «Об образовании», ФЗ «О противодействии терроризму» в деятельности муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа» Марьяновского муниципального района.

В ходе проведенной проверки установлено, что территория МКОУ СОШ» осуществляющего деятельность по адресу: <адрес> имеет частичное внешнее ограждение образовательного учреждения – большая часть территории МКОУ СОШ» не ограждена. МКОУ « СОШ» имеет статус юридического лица. Учредителем МКОУ СОШ» является администрация Марьяновского муниципального района Омской области.

Отсутствие соответствующего ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.

Ответственность за выполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», несет образовательное учреждение.

Основными задачами образовательного учреждения являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

Таким образом, антитеррористическая защищенность МОУ СОШ» не соответствует складывающейся обстановке и предъявляемым требованиям, что может привести к террористическим актам, создать угрозу для жизни и привести к массовой гибели людей, тем самым грубо нарушить права граждан гарантированные Конституцией РФ.

В процессе рассмотрения гражданского дела по ходатайству старшего помощника прокурора Марьяновского района Грицикова К.А. в качестве соответчика привлечен Комитет по образованию Администрации Марьяновского муниципального района.

В судебном заседании помощник прокурора Марьяновского района Омской области Сосункевич С.С. поддержал исковые требования. Просил обязать администрацию Марьяновского муниципального района Омской области, МКОУ средняя общеобразовательная школа», Комитет по образованию администрации Марьяновского муниципального района Омской области выполнить полное ограждение территории учреждения в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика – администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапов Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что нет доказательств, что денежные средства в данном учреждении отсутствуют. Никаких заявок учреждением представлено не было. Считает, что обязание администрации района провести ограждение территории учреждения не возможно.

Представитель ответчика – МКОУ « СОШ» надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявлением просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель соответчика - Комитета по образованию Администрации Марьяновского муниципального района надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель третьего лица - Комитета финансов и контроля администрации Марьяновского муниципального района Малькова С.В. суду пояснила, что финансирование комитета по образованию администрации Марьяновского муниципального района Омской области производится согласно предоставленным заявкам, которые дает комитет по образованию. Если в администрации района достаточно средств по предоставленным заявкам, денежные средства выдаются в полном объеме, если нет, выдается меньшее количество денег, либо комитет сам изыскивает средства. Бюджет района ДД.ММ.ГГГГ был принят. У комитета по образованию имеется возможность по ассигнованиям получать денежные средства. Собственником комитета по образованию является Администрация района. Все поданные заявки, рассматривает Совет Депутатов, Комитет финансов и контроля только исполняет их. Со всех собственников собираются заявки, формируются списки, а потом направляются в бюджетную комиссию. Администрация района не является распорядителем денежных средств, распорядитель средств - Совет Депутатов. Комитет по образованию является структурным подразделением администрации. Здание Комитета по образованию находится в оперативном управлении, и все расходы несет комитет по образованию. Комитету по образованию администрация Марьяновского района выделяет денежные средства по предоставленным заявкам, администрация является учредителем, главным распорядителем денежных средств. Комитет по образованию, является учреждением администрации района, в свою очередь у комитета по образованию есть свои собственные учреждения, это детские сады, школы.

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Марьяновского района Омской области, представителя ответчика – Администрации Марьяновского муниципального района, представителя третьего лица – Комитета финансов и контроля администрации Марьяновского муниципального района, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые они ссылается как на основании своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 1 Закона РФ «О безопасности» безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относится личность - ее права и свободы.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ введены в действие СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, определяют санитарно-гигиенические требования, в том числе к размещению образовательных учреждений.

Согласно п. 3.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ДД.ММ.ГГГГ "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Согласно п. 1.2 Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа» функции учредителя учреждения от имени Марьяновского муниципального района в пределах своих полномочий осуществляет Комитет по образованию Марьяновского муниципального района Омской области.

В соответствии с п. 1.3 Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа» учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Марьяновского муниципального района Омской области в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно п. 1.6 вышеуказанного Устава, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, сметы, лицевые счета, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

В соответствии с п. 1.12 Устава, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества – Марьяновский муниципальный район Омской области в лице Комитета по образованию Администрации Марьяновского муниципального района Омской области.

Согласно п. 4.1 Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа» учреждение для осуществления своей деятельности наделяется на праве оперативного управления имуществом, находящимся в собственности Марьяновского муниципального района Омской области.

Судом установлено, что при проведении проверки прокуратурой Марьяновского района Омской области были выявлены нарушения в отсутствии частичного внешнего ограждения образовательного учреждения МКОУ СОШ», что не соответствует требованиям СанПин ДД.ММ.ГГГГ "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

В силу ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

В ходе судебного заседания судом установлено, что в нарушение указанных требований СанПин ДД.ММ.ГГГГ "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" территория МКОУ СОШ» имеет частичное внешнее ограждение образовательного учреждения – большая часть территории МКОУ СОШ» не ограждена. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось, никаких доказательств обратного ответчики суду не представили, хотя обязанность доказывания возложена на стороны.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 31 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 названного Закона к компетенции образовательных учреждений относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Часть первая статьи 51 Закона РФ «Об образовании» обязывает образовательные учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ здание средней школы, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Марьяновскому муниципальному району Омской области, находится в оперативном управлении МОУ СОШ».

Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

Судом установлено, что оперативное управление зданием средней школы, расположенным по адресу: <адрес>, за МКОУ СОШ» не зарегистрировано.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Довод ответчика об отсутствии заявок на финансовые средства для исполнения решения суда не основан на законе и не освобождает ответчика от принятия всех необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности учащихся и работников.

Таким образом, суд считает, что иск прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марьяновского муниципального района Омской области, МКОУ средняя общеобразовательная школа» об обязании выполнить полное ограждение территории учреждения в соответствии с действующим законодательством подлежит частичному удовлетворению.

Суд считает необходимым обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа» выполнить полное ограждение по периметру земельного участка, прилегающего к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа», расположенному по адресу: <адрес>, по границам, определенным планом земельного участка в соответствии с требованиями СанПин ДД.ММ.ГГГГ "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

При недостаточности денежных средств у муниципального казенного общеобразовательного учреждения « средняя общеобразовательная школа» обязанность установить ограждение вокруг территории муниципального казенного общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями СанПин ДД.ММ.ГГГГ "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" возложить на собственника имущества – администрацию Марьяновского муниципального района Омской области.

Из анализа вышеприведенных норм суд пришел к выводу, что в иске к Комитету по образованию Администрации Марьяновского муниципального района следует отказать, поскольку он является ненадлежащим ответчиком.

Согласно ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд считает необходимым установить срок выполнения действий по полному ограждению земельного участка МКОУ средняя общеобразовательная школа» до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В силу ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 206 ГПК РФ, суд,-

решил:

Иск прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марьяновского муниципального района Омской области, МКОУ « средняя общеобразовательная школа», комитету по образованию администрации Марьяновского муниципального района Омской области об обязании выполнить полное ограждение территории учреждения в соответствии с действующим законодательством удовлетворить частично.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа» выполнить полное ограждение по периметру земельного участка, прилегающего к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа», расположенному по адресу: <адрес>, по границам, определенным планом земельного участка в соответствии с требованиями СанПин ДД.ММ.ГГГГ "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" до ДД.ММ.ГГГГ.

При недостаточности денежных средств у муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Москаленская средняя общеобразовательная школа» обязанность установить ограждение вокруг территории муниципального казенного общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями СанПин ДД.ММ.ГГГГ "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в срок до ДД.ММ.ГГГГ возложить на собственника имущества – администрацию Марьяновского муниципального района Омской области.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения « средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в бюджет Марьяновского муниципального района Омской области в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Марьяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.С. Кульков