Дело № 2-384/2012 года Именем Российской Федерации 19 апреля 2012 года р.п. Марьяновка Марьяновский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Кулькова В.С. при секретаре Флеглер Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева А. А., Николаевой Н. В., Николаева А. А. к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании права общей долевой собственности в праве общей собственности в порядке приватизации по № доле за каждым на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, УСТАНОВИЛ: Николаев А. А., Николаева Н. В., Николаев А. А. обратились в суд с иском к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании права общей долевой собственности в праве общей собственности в порядке приватизации по № доле за каждым на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование иска указали, что с ДД.ММ.ГГГГ они зарегистрированы и постоянно проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В указанное жилое помещение они были вселены на основании разрешения руководства ЗАО «Р». С указанного времени они постоянно проживают в спорном жилом помещении и несут все расходы по его содержанию. Спорный жилой дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ за счет средств государственного предприятия зерносовхоз «Р», и после завершения процедуры банкротства ЗАО «Р» подлежал передаче в муниципальную собственность Марьяновского муниципального района, поэтому подлежит приватизации. В соответствии со ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда в России они решили приватизировать занимаемое жилое помещение и обратились с заявлением в администрацию Москаленского сельского поселения, на территории которого находится жилое помещение, однако им было отказано, так как жилое помещение не числится в реестре муниципальной собственности. Тем не менее, их право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в рамках приватизации не может быть поставлено в зависимость от того, кто заявляет себя собственником имущества. Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий реализации данного права. Ранее свое право на приватизацию они не использовали. Спорный жилой дом не относится к видам жилых помещений, которые не подлежат приватизации. Оформление соответствующих документов по передаче жилого помещения в муниципальную собственность входит в компетенцию ответчика, поэтому их право не может зависеть от того, что документы на жилой дом не были своевременно оформлены. Таким образом, заключить договор приватизации жилого помещения в обычном порядке невозможно по независящим от них причинам. Они лишены возможности приватизировать жилое помещение, и вынуждены обратиться в суд. Согласие на приватизацию всех граждан, проживающих в спорном жилом доме, достигнуто. Истец Николаев А. А. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, заявлением просил дело рассмотреть в его отсутствие. Истец Николаева Н. В. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, заявлением просила дело рассмотреть в её отсутствие. Истец Николаев А. А. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, заявлением просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель ответчика администрации Марьяновского муниципального района Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. Представитель третьего лица администрации Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, заявлением просил дело рассмотреть в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований. Представитель третьего лица Любинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица ГП ОО «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, заявлением просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Суд, исследовав все представленные по делу доказательства, дав им в совокупности оценку, считает исковое заявление обосновано на законе и подлежит удовлетворению. На основании ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов. Из ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что из смысла ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных эти законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7,8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Из Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) следует, что запрашиваемые сведения об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, не могут быть предоставлены, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на данный объект отсутствуют. Согласно Справке ГП ОО «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» № (л.д.7) право собственности на строение, расположенное по адресу: <адрес> не оформлено. Из Справок ГП ОО «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» № (л.д.10-12) усматривается, что истцы не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения. Согласно Справке №, выданной администрацией Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес> на балансе администрации Москаленского сельского поселения не состоит (л.д.26). Согласно Выписке из похозяйственной книги администрации Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района по адресу: <адрес> проживают: Николаев А. А., ДД.ММ.ГГГГ, Николаева Н. В., ДД.ММ.ГГГГ, Николаев А. А., ДД.ММ.ГГГГ. Дата прибытия ДД.ММ.ГГГГ. Из технического паспорта, выданного ГП ОО «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> усматривается, что общая площадь квартиры составляет № кв.м. Сведения о принадлежности квартиры отсутствуют (л.д.14-21). Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> являлся объектом государственного жилищного фонда, так как принадлежал государственному предприятию зерносовхозу «Р». Статьей 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. В силу ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный жилищный фонд, государственный, муниципальный. Согласно п.3 указанной статьи жилищный фонд социального использования это совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. В соответствии с п.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном п.4 данной статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления. Кроме того, п.3 Постановления Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №-п «По делу о проверке конституционности отдельных положений п. 4 ст.104 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что жилой фонд социального использования используется не только в частных интересах должника, но и в интересах населения, подлежащих защите со стороны государства, а поэтому указанный жилой фонд включает в себя совокупность всех жилых помещений, в силу обязательного предписания закона, подлежит обязательной передаче муниципальному образованию. В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Из ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», следует, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. По смыслу указанного закона, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий реализации данного права. На основании ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность. Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 года, если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Таким образом, исковое заявление Николаева А. А., Николаевой Н. В., Николаева А. А. к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании права собственности в порядке приватизации следует удовлетворить и признать право общей долевой собственности в праве общей собственности в порядке приватизации по № доле за каждым на жилой дом, общей площадью № кв.м., инвентарный номер №, расположенную по адресу: <адрес> за Николаевым А. А., Николаевой Н.В., Николаевым А.А.. В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе способом признания права. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Николаева А. А., Николаевой Н. В., Николаева А. А. к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании права общей долевой собственности в праве общей собственности в порядке приватизации по № доле за каждым на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> удовлетворить. Признать право общей долевой собственности в праве общей собственности в порядке приватизации по № доле за каждым на жилой дом, общей площадью № кв.м., инвентарный номер №, расположенную по адресу: <адрес> за Николаевым А. А., Николаевой Н.В., Николаевым А.А. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Марьяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья В.С. Кульков