Решение по делук № 2-496/2012 по иску Копена Е.П., Копена В.Н. к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2- 496/2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2012 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тишковец О.И.

при секретаре Базыловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копена Е.П., Копена В.Н. к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Копена Е.П., Копена В.Н. обратились в суд с иском к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указано, что с 19 декабря 2005 года они зарегистрированы и постоянно проживают по месту жительства в <адрес>.

В спорное жилое помещение были вселены законно, на основании разрешения руководства ЗАО «Российское». С указанного времени они постоянно проживают и несут расходы по содержанию.

Спорная квартира была построена в 1986 году за счет средств государственного предприятия зерносовхоз «Российский» и после завершения процедуры банкротства ЗАО «Российское» подлежала передаче в муниципальную собственность Марьяновского муниципального района, поэтому подлежит приватизации.

27 апреля 2006 года с ними заключен договор приватизации, однако зарегистрировать его в Управлении Росреестра оказалось невозможным по причине отсутствия правоустанавливающих документов на квартиру у Администрации, то есть по причинам от них не зависящим. 13.10.2011 года им выдали справку о том, что квартира не числится в реестре муниципальной собственности и рекомендовали обратиться в суд с иском о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Оформление соответствующих документов по передаче жилого помещения в муниципальную собственность входит в компетенцию ответчика, поэтому их право не может зависеть от того, что документы на жилой дом не были своевременно и надлежащим образом оформлены.

В судебном заседании истец Копена Е.П., действующая за себя лично и как законный представитель за Копена В.Н. требования поддержала и пояснила, что у них имеется Постановление Главы Марьяновского муниципального района 2006 года, Договор безвозмездной передачи и акт передачи жилого помещения 2006 года. Администрация района им передала квартиру по 1/2 доле с сыном в порядке приватизации. Два года назад она обращалась в юстицию, но получить документы не получилось. Специалист юстиции сказала, что их квартира в реестре муниципальной собственности района не числится, поэтому они не могут принять документы. В приёме документов на регистрацию было отказано, письменно отказ не выдавали, а только устно. Потом она вынуждена обратиться в Агентство недвижимости для составления заявления в суд, оплате за составление заявления денежных средств.

Представитель ответчика администрации Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Шарапов Д.В., действующий на основании доверенности с требования не согласился и пояснил, что договор безвозмездной передачи в порядке приватизации жилого помещения с истцами заключен в 2006 году, так как квартира состояла в реестре муниципальной собственности. После передачи в собственность истцов данного жилого помещения, квартира была исключена из реестра муниципальной собственности, поэтому в 2011 году Главой муниципального района выдана выписка о том, что квартира по адресу: <адрес> не числится в реестре муниципальной собственности района. ЗАО «Российское» было ликвидировано Определением Арбитражного суда Омской области. Жилищный фонд бывшего совхоза «Российский» подлежал передаче в муниципальную собственность. У истцов есть все необходимые документы для оформления права собственности в административном порядке. Истцам не отказывали в регистрации, в случае отказа в регистрации они вправе обжаловать отказ в суд. Полагал, что основания к отказу в регистрации права собственности на квартиру истцам отсутствуют.

Представитель третьего лица, администрации Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие.

Представитель третьего лица, Любинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица, ГП ОО «Омский Центр технической инвентаризации и землеустройства» надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Суд, заслушав истицу, действующую за себя лично и как законный представитель за Копена В.Н., представителя ответчика администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапова Д.В., исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный жилищный фонд, государственный, муниципальный.

Согласно п.3 указанной статьи жилищный фонд социального использования это совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Судом установлено, что истцы проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается Справкой администрации Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

В материалы дела истцами представлено заявление истцов в ЗАО «Российское» от 06 декабря 2005 года на приватизацию спорной квартиры, на котором имеется отметка о разрешении приватизации с приложением печати ЗАО «Российское» (л.д.18).

Согласно Архивной Справки Муниципального архива администрации Марьяновского муниципального района Омской области от 25 мая 2012 года (л.д.45) документы по ликвидации ЗАО «Российское» в районный архив на постоянное хранение не поступали.

В материалах дела имеется Определение Арбитражного суда Омской области от 03 июня 2011 года, из которого следует, что в отношении ЗАО «Российское» завершено конкурсное производство.

Согласно Свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ Межрайонной ИФНС по Омской области от 22 июня 2011 года усматривается о ликвидации ЗАО «Российское» на основании решения суда.

Согласно Справке администрации Москаленского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес> на балансе администрации Москаленского сельского поселения не состоит.

Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» из смысла ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных эти законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7,8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Из Справок администрации Марьяновского муниципального района Омской области (л.д.11, 12) от 13.10.2011 года усматривается, что Копена Е.П. и Копена В.Н. использовали право бесплатной приватизации, основание: Договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, о чём внесена запись в книгу регистрации под № 142. Жилое помещение расположено по адресу: <адрес>.

Из копии технического паспорта, выданного ГП ОО «Омский Центр Технической инвентаризации и землеустройства» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.9,10) усматривается, что субъектом права является: Марьяновский муниципальный район на основании Постановления № 299 от 27.04.2006г. Общая площадь квартиры составляет – 59.7 кв.м.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно Справок ГП ОО «Омский Центр технической инвентаризации и землеустройства» № 4 (530306054) и № 5 (530310054) (л.д.16,17), право собственности на квартиру , расположенную по адресу: <адрес> <адрес> не оформлено, квартира под арестом, запретом и другим обременением не состоит..

В соответствии с Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 19.04.2012 г. № 10/009/2012-323 сведения в ЕГРП о регистрации прав, ограничений (обременений) об объекте недвижимого имущества: квартира , расположенная по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д.10).

Пункт 3 Постановления Конституционного суда от 16.05.2000 года № 8-п «По делу о проверке конституционности отдельных положений п. 4 ст.104 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что жилой фонд социального использования используется не только в частных интересах должника, но и в интересах населения, подлежащих защите со стороны государства, а поэтому указанный жилой фонд включает в себя совокупность всех жилых помещений, в силу обязательного предписания закона, подлежит обязательной передаче муниципальному образованию.

Из ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», следует, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

На основании ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность.

В материалы дела представлено Постановление Главы Марьяновского муниципального района Омской области № 299 от 27.04.2006 года (л.д.19), которым разрешена приватизация трехкомнатной квартиры в двухквартирном доме, находящимся в муниципальной собственности по адресу: <адрес> Копена Е.П. – 1/2 доля, Копена В.Н. – 1/2 доля.

Согласно Договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 27 апреля 2006 года (л.д.20) муниципальное образование «Марьяновский муниципальный район Омской области» передал Копена Е.П. и Копена В.Н. по 1/2 доле в праве общей собственности на <адрес>, д.<адрес>, что подтверждается актом приема –передачи (л.д.21).

Пунктом 3 указанного Договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 27 апреля 2006 года предусмотрено, что право собственности на жилое помещение возникает у граждан с момента регистрации такого права в Главном Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области.

Согласно требованиям п. 2 ст. 8, ст.ст. 130, 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество, в том числе и земельные участки, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре и возникают с момента указанной регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» под государственной регистрацией понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В п. 1 ст.16 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Представитель ответчика в суде пояснил, что после передачи в собственность истцов данного жилого помещения, квартира была исключена из реестра муниципальной собственности,

Истцами в материалы дела представлена Выписка из реестра муниципальной собственности № 2274 от 13.10.2011 г. (л.д.8), из которой следует, что жилое помещение – квартира расположенная по адресу: <адрес> по состоянию на 13.10.2011 года не значится в Реестре муниципальной собственности Марьяновского муниципального района Омской области.

Истица в суде пояснила, что специалист юстиции сказала, что их квартира в реестре муниципальной собственности района не числится, поэтому они не могут принять документы.

В силу ст.19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997года №122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

В соответствии абз.3 п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997года №122-ФЗ предусмотрено, что в регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Указанный федеральный закон не предусматривает оснований к отказу в приёме документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" истцы вправе обжаловать отказ в государственной регистрации, либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации в суд.

Таким образом, ответчик не оспаривает право истцов на передачу спорного жилого помещения в порядке приватизации, по Договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 27 апреля 2006 года (л.д.20) муниципальное образование «Марьяновский муниципальный район Омской области» передал истцам в собственность спорное жилое помещение, поэтому суд не находит оснований к удовлетворению искового заявления и признании права собственности в судебном порядке за истцами, так как доказательств отказа в оформлении права собственности в административном порядке не предоставлено.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые они ссылается как на основании своих требований и возражений.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997года №122-ФЗ предусматривает ответственность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных законом, поэтому в случает отказа в приёме документов, отказе в регистрации прав на недвижимое имущество, истцы вправе обжаловать действия по отказу, либо приостановлении государственной регистрации прав на спорное жилое помещение в суд.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Копена Е.П., Копена В.Н. к администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд.

Председательствующий О.И. Тишковец