Гражданское дело № 2-915/2012 Именем Российской Федерации 03 сентября 2012 года р.п. Марьяновка Марьяновский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Сторчак О.А. при секретаре Чередниченко Ю.В., с участием истца Сахаровой Л.М., представителя ответчика – Администрации Марьяновского муниципального района – Шарапова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Сахаровой Л.М. к Администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Омской области о признании незаконными действий Правительства Омской области и бездействие Главы Марьяновского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки неработающему пенсионеру БУЗОО «Марьяновская центральная районная больница» в виде права на получение мер социальной поддержки и обязании Правительства Омской области, и Главу Марьяновского муниципального района Омской области установить и предоставить меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании государственной пошлины, УСТАНОВИЛ: Сахарова Л. М. обратилась в суд с иском к Администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Омской области о признании незаконными действий Правительства Омской области и бездействие Главы Марьяновского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки неработающему пенсионеру БУЗОО «Марьяновская центральная районная больница» в виде права на получение мер социальной поддержки и обязании Правительства Омской области, и Главу Марьяновского муниципального района Омской области установить и предоставить меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании государственной пошлины. В обоснование иска указала, что согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законны. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ч. 6 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Положение о праве медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением утратило силу. Меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления предусмотрены Законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». В соответствии со ст. 36 Кодекса указанной категории граждан предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на получение мер социальной поддержки: компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путём деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нём лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. – на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. – на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0,065 т. угля и 0,087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5,52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера) из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Кодекса Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимися в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № действие статей 36 и 37 Кодекса приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с бюджетом Омской области ДД.ММ.ГГГГ, утверждённым Законом Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области, на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на ДД.ММ.ГГГГ в части медицинских учреждений не предусмотрены. Аналогичная ситуация имела место в ДД.ММ.ГГГГ, когда средства на реализацию переданных администрации района государственных полномочий в части компенсации расходов работникам здравоохранения из областного бюджета не предоставлялись. В истекшем периоде № денежные средства на указанные цели из бюджета Омской области также не выделялись. ДД.ММ.ГГГГ средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов работникам МУЗ «Марьяновская ЦРБ» в бюджете Марьяновского района не предусматривались, администрацией района в адрес МУЗ «Марьяновская ЦРБ» не направлялись. Определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ», которыми приостанавливаются действия ст.ст. 36,37 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» признаны противоречащими федеральному законодательству. Таким образом, <данные изъяты> Сахаровой Л.М. незаконно не были предоставлены социальные гарантии, предусмотренные Законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», ст.ст. 36,37 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В рамках указанных положений ст. 7 Конституции РФ, в ст. 1 Основ законодательства об охране здоровья гражданам от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан является установление гарантий социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников. Не предоставление Правительством Омской области и Администрацией Марьяновского муниципального района мер социальной поддержки Сахаровой Л.М нарушает её права охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации. Истец Сахарова Л. М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. В судебном заседании представитель ответчика Администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапов Д.В., действующий на основании доверенности требования не признал. Показал, что в администрации района отсутствует правовой акт, устанавливающий предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам. Пояснил, что бездействия администрации района нет, поскольку в ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия муниципального района, в которых отсутствует указание на предоставление мер социальной поддержки. Данные полномочия не указаны и в ст. 7 Устава муниципального образования Марьяновский муниципальный район. ДД.ММ.ГГГГ году из областного бюджета в виде субвенций поступали денежные средства на предоставление мер социальной поддержки. Государственные полномочия переданы без объёма финансирования. Ежегодно утверждается бюджет Российской Федерации, о передаче субвенций в бюджет субъекта РФ, о передаче субвенций в местные бюджеты, так как бюджеты не существуют изолированно. Законодательство предусматривает льготы для медицинских работников. Бюджет района дотационный, без перечисления денежных средств из других бюджетов в местный бюджет оказание мер социальной поддержки невозможно. Ст. 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан предусматривала заявительный характер предоставления мер социальной поддержки. Как администрация района должна произвести расчет, какую сумму, в каком размере оказать поддержку медицинским работникам? Истец в административном порядке не обращалась в администрацию района. До ДД.ММ.ГГГГ денежные средства поступали в районный бюджет, а с ДД.ММ.ГГГГ нет, соответственно обязательств у Администрации Марьяновского муниципального района не возникло. С исковыми требованиями о взыскании с бюджетов различных уровней размера субвенций, необходимых для предоставления мер социальной поддержки Администрацией района не подавалось. Ответчик представитель Министерства финансов Российской Федерации Широкова Широкова Е.Н., действующая на основании доверенности надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, в отзыве считает, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, так как не наделено полномочиями по принятию решений об установлении и предоставлении мер социальной поддержки, у удовлетворении исковых требований Сахаровой Л.М. к Министерству финансов РФ просит отказать в полном объеме. Ответчик представитель Министерства финансов Омской области Карасикова С.Г., действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, в отзыве указала, что размер компенсации расходов по оплате отопления медицинским работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации. Представитель третьего лица, БУЗОО «Марьяновская центральная районная больница» Михайлова А.А., действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В ранее проведенных заседаниях пояснила, что поддерживает позицию истца, до ДД.ММ.ГГГГ года меры социальной поддержки предоставлялись в полном объеме. МУЗ «Марьяновская ЦРБ» получала указанные денежные средства из бюджета Марьяновского муниципального района и обеспечивало выплату компенсаций гражданам. С ДД.ММ.ГГГГ года выплаты прекратились, поскольку денежные средства в бюджет района не закладывались и в МУЗ «Марьяновская ЦРБ» не поступали. С ДД.ММ.ГГГГ Марьяновская ЦРБ передана в ведение Омской области, реорганизована в БУЗОО «Марьяновская центральная районная больница», до указанного времени находилась в ведении муниципалитета. Руководство больницы и работники неоднократно обсуждали ситуацию с предоставлением мер социальной поддержки, однако руководство района говорило об отсутствии финансирования, в связи с чем, меры не предоставлялись. Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, обозрев письменные отзывы представителя Министерства финансов Российской Федерации Широковой Широковой Е.Н., представителя Министерства финансов Омской области Карасиковой С.Г., исследовав материалы дела, и оценив их в совокупности, суд пришел к следующему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечён к ответственности. В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что истец Сахарова Л. М. работала МУЗ «Марьяновская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она имеет право на меры социальной поддержки как пенсионер, уволенный с выходом на пенсию, что подтверждается справкой БУЗОО «Марьяновская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальное учреждение «Марьяновская центральная районная больница» являлось муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что учредителем учреждения являлась <адрес>. Согласно Уставу бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Марьяновская центральная районная больница» в новой редакции, согласованного распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № и утвержденному распоряжением Министерства здравоохранения Омской области ДД.ММ.ГГГГ №, МУЗ Марьяновская ЦРБ передано в государственную собственность <адрес>. Целью учреждения является охрана здоровья граждан. Учредителем является <адрес>. Функции учредителя от имени <адрес> в пределах своих полномочий осуществляют: Министерство здравоохранения <адрес> как отраслевой орган исполнительной власти <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес> как орган исполнительной власти <адрес> в сфере управления собственностью <адрес>ю. Предметом деятельности названного учреждения является оказание населению Омской области первичной медико-санитарной помощи, в том числе по территориально-участковому принципу, скорой, специализированной медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области бесплатной медицинской помощи. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Статьей 160 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от ДД.ММ.ГГГГ №, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Пунктом 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с положениями ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Из подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из части 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 36 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» имеют постоянно проживающие в сельской местности неработающие пенсионеры, уволенные в связи с выходом на пенсию из государственных учреждений Омской области здравоохранения, культуры или муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющие общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшиеся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно ст. 36 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки: 1) денежный эквивалент расходов на оплату общей площади жилого помещения, 2) денежный эквивалент расходов на оплату отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления): 3) денежный эквивалент расходов на оплату освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Как следует из показаний представителя ответчика Администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапова Д.В. правовой акт по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ Марьяновская ЦРБ не принимался. Статья 7 Устава муниципального образования Марьяновский муниципальный район, к вопросам местного значения муниципального района, предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам не относит. Согласно Справке БУЗОО «Марьяновская ЦРБ» следует, что Сахаровой Л.М. не выплачивались денежные средства за ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) в соответствии с Законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Истица Сахарова Л. М. проживает в <адрес> совместно с <данные изъяты> К.Л.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты> Ц.Л.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается справкой, выданной Главой городского поселения Марьяновка. В материалах дела имеются справки по оплаченным показаниям электроэнергии и по газоснабжению за спорный период. На основании Регистрационного удостоверения зарегистрировано право личной собственности на дом № расположенный по адресу: <адрес> за Сахаровой Л.М. В материалах дела представлена справка КУ Омской области «Центр социальных выплат и материально - технического обеспечения по Марьяновсому району Омской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Сахаровой Л.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки на жилищно-коммунальные услуги и субсидии не назначались и не выплачивались. В материалах дела имеется информация Комитета финансов и контроля Администрации Марьяновского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, из которой следует, что средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В ДД.ММ.ГГГГ ст. 16 предусмотрено приостановить с ДД.ММ.ГГГГ действие ст. ст. 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. В законе об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ ст. 15 приостановлена выплата субвенции на меры социальной поддержки работникам здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. В законе об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ статьей 15 приостановлена выплата субвенции на меры социальной поддержки работникам здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ. Средства на реализацию государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам из областного бюджета в бюджет Марьяновского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ не поступали. Согласно информации председателя Совета Марьяновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что о рассмотрении на очередном заседании Совета вопроса «О внесении изменений в решение Совета Марьяновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Марьяновского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ» вопрос в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам БУЗОО «Марьяновская ЦРБ» будет включен в Повестку дня заседания Совета ДД.ММ.ГГГГ. Из Письма Министерства финансов Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по поручению Председателя законодательного Собрания Омской области, Председателю Совета Марьяновского муниципального района усматривается, что на финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки специалистов учреждений муниципальной системы здравоохранения Омской области потребует порядка <данные изъяты>. Учитывая дефицит средств областного бюджета, предоставление мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета специалистам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области на сегодняшний день не представляется возможным. Законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год». Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Статьей 9 Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ» утвержден объем межбюджетных трансфертов, предоставляемый другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в 2011году, в сумме <данные изъяты>., в том числе в бюджеты муниципальных образований Омской области в сумме <данные изъяты>. Утверждено распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов Омской области из Областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) Омской области на ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ст. 15 указанного закона приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ действие: статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области Указанная ст. 15 названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», действующей до ДД.ММ.ГГГГ, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления. Ссылка представителя Администрации Марьяновского муниципального района об отсутствии денег в районном бюджете не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку нарушены права граждан, которые носят длящийся характер и на момент рассмотрения гражданского дела нарушение прав по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам не устранено. В Письме Министерства финансов Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Главам муниципальных районов Омской области указывается, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств. В соответствии с ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. В пункте 5 ст. 53 названного федерального закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 55 названного закона, к собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан в соответствии со ст.56 Закона; 2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст. 57 Закона; 3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст.58 Закона; 4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 59 Закона; 5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст.62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) иные поступления. В силу ч. 4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона. Из ч. 1 ст. 63 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. Кроме того, ст. 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено также получение муниципальных займов и кредитов, привлекаемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации. Частью 3 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Как указано в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что конституционные начала, имеющие своим предназначением обеспечение государственного единства и государственной целостности Российской Федерации (абзац четвертый преамбулы, часть 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации), предполагают осуществление Российской Федерацией такого законодательного регулирования экономических, в том числе финансовых, отношений, которое способствовало бы поддержанию единства бюджетной системы как финансово-экономической основы реализации публичных функций Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Таким образом, органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки медицинским работникам, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Исходя из исследованных в суде обстоятельств, суд пришел к выводу, что Сахарова Л. М. имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, компенсации расходов на оплату электроэнергии. Суд принимает во внимание, что периоды непредставления мер социальной поддержки ответчиком не оспариваются, кроме того, право на их получение подтверждено материалами дела. Учитывая изложенное, исковое заявление Сахаровой Л.М. к Администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Омской области о признании незаконными действия Правительства Омской области и бездействие Главы Марьяновского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки неработающему пенсионеру БУЗОО «Марьяновская центральная районная больница» в виде права на получение мер социальной поддержки и обязании Правительства Омской области, и Главу Марьяновского муниципального района Омской области установить и предоставить меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании государственной пошлины следует удовлетворить частично. Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлению, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Исковые требования к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Омской области следует оставить без удовлетворения, так как обязательства по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам у Министерства отсутствуют. Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Омской области являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, поскольку предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения за ДД.ММ.ГГГГ годы, осуществлялось Марьяновским муниципальным районом. Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации», основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга) политики. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие основные функции, в том числе разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе по вопросам: организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, определения основ бюджетного процесса; федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении; разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. Согласно п. 18 раздела 3 Устава МУЗ «Марьяновская центральная районная больница», действующего в спорный период, источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств являлись бюджетные средства, в том числе бюджетные ассигнования от Министерства здравоохранения Омской области и иных органов исполнительной власти. Согласно п. 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 255 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Сахаровой Л.М. удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации Марьяновского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Сахаровой Л.М., как неработающему пенсионеру, уволенному из учреждения здравоохранения в связи с выходом на пенсию, в виде права на получение компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. Признать за Сахаровой Л.М. как за неработающим пенсионером, уволенным из учреждения здравоохранения в связи с выходом на пенсию, право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Марьяновского муниципального района предоставить меры социальной поддержки Сахаровой Л.М. в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, с учетом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Марьяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья О.А. Сторчак Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.