Решение о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по очистке и рекультивации свалки



Дело № 2-259

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 12 июля 2010 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Комарова А.Б.,

при секретаре Липиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Самыловского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области о признании бездействия в части непринятия мер по очистке и рекультивации несанкционированной свалки незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Самыловского сельского поселения Мантуровского муниципального района о признании бездействия в части непринятия мер по очистке и рекультивации несанкционированной свалки незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов. Свои требования прокурор мотивировал тем, что отсутствие сбора и вывоза бытовых отходов и мусора приводит к их накапливанию на территории Самыловского сельского поселения в пределах населенного пункта, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку сельского поселения, создает угрозу здоровью населения, поскольку может вызвать распространение возбудителей инфекционных заболеваний и заражение такими заболеваниями неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Мантуровского межрайонного прокурора Орлов И.В. исковые требования поддержал, просил признать бездействие администрации Самыловского сельского поселения Мантуровского муниципального района в части непринятия мер по очистке и рекультивации несанкционированной свалки незаконным, возложить обязанность в срок до 1 сентября 2010 года ликвидировать несанкционированное размещение отходов. Пояснил, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Самыловского сельского поселения. В ходе проверки было установлено, что на территории Самыловского сельского поселения, а именно напротив дома № ... в деревне ... на расстоянии 5 метров от левой обочины дороги находится несанкционированная свалка отходов бытового мусора, чем нарушены требования Федерального закона от 10.12.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Отсутствие сбора и вывоза бытовых отходов и мусора приводит к их накапливанию на территории Самыловского сельского поселения в пределах населенного пункта, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку сельского поселения, создает угрозу здоровью населения, поскольку может вызвать распространение возбудителей инфекционных заболеваний и заражение такими заболеваниями неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика – администрации Самыловского сельского поселения Мантуровского муниципального района – Бойцова А.А. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и пояснила, что указанная свалка существует на этом месте много лет. В мае 2010 года были предприняты попытки по ее рекультивации, но весь мусор вывезти не смогли, поскольку сломалась техника. Все нарушения будут устранены в срок до 1 сентября 2010 года.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит достаточные основания для удовлетворения исковых требований.

Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В ходе судебного заседания представитель ответчика признала иск в полном объеме. Данное заявление занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика, которым разъяснены последствия признания иска – удовлетворение исковых требований. Таким образом, требования ст. 173 ГПК РФ выполнены.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Статьей 13 указанного закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Как следует из п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пункт 3 части 1 статьи 17 указанного закона, гласит, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа. Статья 18 этого же закона предусматривает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно Устава муниципального образования Самыловское сельское поселение, принятого решением Совета депутатов Самыловского сельского поселения, указанное поселение является муниципальным образованием, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Территория поселения входит в состав территории Мантуровского муниципального района. Местное самоуправление в поселении – форма осуществления населением своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Костромской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций. К вопросам местного значения поселения относится в числе всего прочего и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора л.д. 13-53).

В силу ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.12.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с актом от ... года, в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной Мантуровской межрайонной прокуратурой, был выявлен факт несанкционированной свалки отходов бытового мусора, расположенной на территории Самыловского сельского поселения, а именно напротив дома № ... в д. ... на расстоянии 5 метров от левой обочины дороги л.д. 11).

Таким образом, суд находит факт нарушения требований природоохранного законодательства полностью подтвержденным материалами дела и доказательств обратного не имеется. Указанные нарушения вызваны бездействием ответчика, угрожают жизни и здоровью граждан, проживающих на территории Самыловского сельского поселения в пределах населенного пункта, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку сельского поселения, создает угрозу здоровью населения, поскольку может вызвать распространение возбудителей инфекционных заболеваний и заражение такими заболеваниями неопределенного круга лиц.

Статья 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В силу ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды», споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав являются: пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О Прокуратуре РФ» от 17.01.1992 года № 2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Учитывая изложенное, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора к администрации Самыловского сельского поселения Мантуровского муниципального района о признании ее бездействия в части непринятия мер по очистке и рекультивации несанкционированной свалки не законным, а также о возложении на нее обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности, о возложении обязанности на администрацию Мантуровского муниципального района по ликвидации несанкционированного размещения отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Самыловского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие администрации Самыловского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области в части непринятия мер по очистке и рекультивации несанкционированной свалки, расположенной напротив дома № ... в деревне ... ... на расстоянии 5 метров от левой обочины дороги, незаконным.

Возложить на администрацию Самыловского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области обязанность в срок до 01 сентября 2010 года ликвидировать несанкционированное размещение отходов и мусора напротив дома № ... в деревне ... ... на расстоянии 5 метров от левой обочины дороги.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

Председательствующий: А.Б. Комаров

Решение вступило в законную силу 23 июля 2010 года.