решение о возложении обязанности по соблюдению правил пожарой безопасности в лесах



Дело № 2-371

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 года г. Мантурово

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Изюмова В.В.,

с участием заместителя прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Моисеева С.Н.,

при секретаре Горевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к ИП Якушеву И.А. о возложении обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров,

УСТАНОВИЛ:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ИП Якушеву И.А. о возложении обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров, ссылаясь в своем заявлении на то, что ответчик бездействует относительно выявленных нарушений, которые могут привести к возникновению лесных пожаров, что повлечет за собой нарушение экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании заместитель Костромского межрайонного прокурора Моисеев С.Н., исковые требования поддержал и пояснил, что в ходе проверки, проведенной в порядке надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, установлено, что индивидуальный предприниматель Якушев И.А. является арендатором (лесопользователем) лесного участка, площадью 4069 га на основании договора аренды лесного участка № ... от ... года. ИП Якушевым И.А. нарушаются требования Лесного кодекса Российской Федерации, Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 41, приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года № 549 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах пользования лесов». В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 года ...ФЗ (в ред. от ...) в целях обеспечения пожарной безопасности арендаторами лесных участков на основании проекта освоения лесов, должны быть обеспечены следующие меры по пожарной безопасности: 1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; 2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче­смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; 3) мониторинг пожарной опасности в лесах; 4) разработка планов тушения лесных пожаров; 5) тушение лесных пожаров; 6) иные меры пожарной безопасности в лесах. В соответствии с п. 13 раздела 2 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417, и приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года № 549 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. По результатам проверки укомплектования пожарной техникой и инвентарем арендатора лесного фонда – ИП Якушева И.А. установлено, что пункт сосредоточения противопожарным оборудованием и средствами тушения пожаров не укомплектован в полном объеме пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, организационно-технической оснасткой, вспомогательными материалами. В нарушение ч. 3 раздела 2. Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов у ИП Якушева отсутствуют: лесопожарное модульное оборудование (съемные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновые емкости для воды 1500 литров в количестве 1 шт.; 1 мотопомпа пожарная, переносная с оснасткой производительностью до 600-800 л/минуту; 1 электромегафон; 2 радиостанции (КВ, УКВ); 5 зажигательных аппаратов; 10 лесных ранцевых огнетушителей; 3 поперечные пилы; защитные очки; респираторы. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Просит возложить на ИП Якушева обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров в соответствии с действующим законодательством. Пожароопасный период в лесах в настоящее время не закончен, он начинается с момента схождения снега и до наступления сезона дождей.

Ответчик – индивидуальный предприниматель Якушев И.А., в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился, пояснил, что действительно имеются нарушения соблюдения требований пожарной безопасности в лесах. Но в настоящее время устранить их он не может, так как не имеет достаточных финансовых возможностей единовременно закупить необходимое оборудование и инвентарь. Просит увеличить срок для устранения выявленных нарушений до начала весны следующего года (к началу схождения снега), сославшись на то, что в настоящее время пожароопасный период в лесах закончился.

Третье лицо – представитель Департамента лесного хозяйства Костромской области Рогов Н.П., в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.3 Федерального Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. ФЗ № 374-ФЗ от 27.12.2009) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: - соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;…; - допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;…; - запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды… и могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: 1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; 2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; 3) мониторинг пожарной опасности в лесах; 4) разработка планов тушения лесных пожаров; 5) тушение лесных пожаров; 6) иные меры пожарной безопасности в лесах. В соответствии с ч.3 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Как следует из п.13 раздела 2 «Правил Пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, в числе прочего обязаны: соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года № 549, зарегистрированного в Минюсте 15.04.2009 года № 13763 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» установлены нормы в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах. В Разделе 2. Норм в местах использования лесов для заготовки древесины приведен подробный перечень наименований средств пожаротушения по их видам и количеству, как минимально необходимых, который должен находиться на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины.

Как следует из материалов дела, ... года ИП Якушев Илья Анатольевич (арендатор) заключил с Департаментом лесного хозяйства ... (арендодателем) договор аренды лесного участка № ..., согласно которого лесной участок, площадью ... га, расположенный по адресу: ... ОГУ «...» ... участковое лесничество, передается ИП Якушеву И.А. во временное пользование с ... года по ... года. Арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения,…, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другое), содержание этих систем и средств л.д.8-10).

Из объяснения, полученного ... года с ИП Якушева И.А. следует, что формально он является арендатором лесного участка на основании договора аренды, но фактически к заготовке древесины он не приступил, так как не получил для этого допуск л.д.7).

Актом проверки от ... года, проведенным Костромской природоохранной прокуратурой совместно с межрайонным отделом государственного лесного контроля и надзора Департамента лесного хозяйства ... установлено, что пункт сосредоточения противопожарным оборудованием и средствами тушения пожароров ИП Якушева И.А. (арендатора лесного участка), не укомплектован в полном объеме пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, организационно-технической оснасткой, вспомогательными материалами л.д.11).

Как следует из Обеспеченности противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров лесозаготовительными предприятиями по состоянию на ... года у ИП Якушева И.А. отсутствуют: лесопожарное модульное оборудование (съемные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновые емкости для воды 1500 литров в количестве 1 шт.; 1 мотопомпа пожарная, переносная с оснасткой производительностью до 600-800 л/минуту; 1 электромегафон; 2 радиостанции (КВ, УКВ); 5 зажигательных аппаратов; 10 лесных ранцевых огнетушителей; 3 поперечные пилы; защитные очки; респираторы л.д.11 - оборот).

... года был составлен в отношении ИП Якушева И.А. протокол № ... об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.32 КоАП РФ, им были нарушены требования, предусмотренные ст.53 ЛК РФ и п.13 Правил пожарной безопасности л.д.12).

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Ст. 42 Конституции РФ регламентирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как следует из ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ИП Якушевым И.А. выявленные нарушения требований Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, в настоящее время не устранены. Учитывая, что их не устранение нарушает экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, на ответчика следует возложить обязанности по их устранению.

Суд приходит к выводу, что доводы истца являются законными и обоснованными, подтверждаются материалами дела, поэтому имеются достаточные основания для удовлетворения иска.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.53 ЛК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Костромского межрайонного природоохранного прокурора к ИП Якушеву Илье Анатольевичу удовлетворить в полном объеме.

Возложить на ИП Якушева Илью Анатольевича обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года №417, по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года № 549, а именно лесопожарным модульным оборудованием или резиновой емкостью для воды 1500 л. – 1 шт., мотопомпы пожарные переносные с оснасткой производительностью до 600-800 л/мин. – 1 шт., электромегафон – 1 шт., радиостанции (КВ, УКВ) – 2 шт., зажигательные аппараты – 5 шт., лесной ранцевый огнетушитель – 10 шт., поперечные пилы – 3 шт., защитные очки, распираторы по числу членной постоянной команды в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ИП Якушева Ильи Анатольевича госпошлину в сумме 200 рублей в доход бюджета Мантуровского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 4 октября 2010 года.

Председательствующий: В.В.Изюмов

Решение вступило в законную силу 15 октября 2010 года.