решение о возложении обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах



Дело № 2-369

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 года г.Мантурово

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Изюмова В.В.,

с участием заместителя прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Моисеева С.Н.,

при секретаре Горевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к СПК «Сокол» о возложении обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров,

УСТАНОВИЛ:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к СПК «Сокол» о возложении обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров, ссылаясь в своем заявлении на то, что ответчик бездействует относительно выявленных нарушений, которые могут привести к возникновению лесных пожаров, что повлечет за собой нарушение экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании заместитель Костромского межрайонного прокурора Моисеев С.Н., исковые требования поддержал и пояснил, что в ходе проверки, проведенной в порядке надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, установлено, что СПК «Сокол», расположенное по адресу: ..., является лесопользователем, на основании договора аренды лесного участка № ... от ... года, в аренде у которого находится лесной участок площадью ... га. В СПК «Сокол» нарушаются требования Лесного кодекса Российской Федерации, Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 41, приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года № 549 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах пользования лесов». В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 года № 200-ФЗ (в ред. от 22.07.2010) в целях обеспечения пожарной безопасности арендаторами лесных участков на основании проекта освоения лесов, должны быть обеспечены следующие меры по пожарной безопасности: 1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; 2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче­смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; 3) мониторинг пожарной опасности в лесах; 4) разработка планов тушения лесных пожаров; 5) тушение лесных пожаров; 6) иные меры пожарной безопасности в лесах. В соответствии с п. 13 раздела 2 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417, и приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года № 549 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. По результатам проверки укомплектования пожарной техникой и инвентарем арендатора лесного фонда - СПК «Сокол» установлено, что пункт сосредоточения противопожарным оборудованием и средствами тушения пожаров не укомплектован в полном объеме пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, организационно-технической оснасткой, вспомогательными материалами. В нарушение ч. 3 раздела 2. Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов у СПК «Сокол» отсутствуют: 1 навесной насос; напорные пожарные рукава в количестве 100 погонных метров; 1 электромегафон; 1 мотопомпа пожарная, переносная; 5 зажигательных аппаратов; 10 лесных ранцевых огнетушителей; 10 мотыг; 1 поперечная пила; 1 бензопила; 10 комплектов дежурной спецодежды; 6 защитных очков; 1 плуг лесной с навеской на трактор. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Просит возложить на СПК «Сокол» обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров в соответствии с действующим законодательством.

Ответчик - представитель СПК «Сокол» Смирнова А.А. (по доверенности), в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что в целом СПК «Сокол» признает, что имеются нарушения соблюдения требований пожарной безопасности в лесах. Но в настоящее время устранить их они не могут из-за небольшого срока и тяжелого финансового положения. В ближайшее время постараются всё привести в соответствие с законом.

Третье лицо - представитель Департамента лесного хозяйства Костромской области Рогов Н.П., в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.3 Федерального Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. ФЗ № 374-ФЗ от 27.12.2009) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: - соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;…; - допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;…; - запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды… и могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: 1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; 2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; 3) мониторинг пожарной опасности в лесах; 4) разработка планов тушения лесных пожаров; 5) тушение лесных пожаров; 6) иные меры пожарной безопасности в лесах. В соответствии с ч.3 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Как следует из п.13 раздела 2 «Правил Пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, в числе прочего обязаны: соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года № 549, зарегистрированного в Минюсте 15.04.2009 года № 13763 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» установлены нормы в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах. В Разделе 2. Норм в местах использования лесов для заготовки древесины приведен подробный перечень наименований средств пожаротушения по их видам и количеству, как минимально необходимых, который должен находиться на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины.

Как следует из материалов дела, ... года СПК «Сокол» (арендатор) заключил с Департаментом лесного хозяйства ... (арендодателем) договор аренды лесного участка № ..., согласно которого лесной участок, площадью ... га, расположенный по адресу: ... ОГУ «...» передается СПК «Сокол» во временное пользование с ... года по ... года. Арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения,…, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другое), содержание этих систем и средств л.д.8-10).

Из объяснения, полученного ... года с главного инженера У. следует, что СПК «Сокол» специализируется на сельскохозяйственной деятельности, а так же занимается организацией лесозаготовки. В связи с тем, что СПК находится в тяжелом финансовом положении, закупка противопожарного оборудования и средств тушения пожаров производится по мере возможности л.д.7).

Актом проверки от ... года, проведенным ... природоохранной прокуратурой совместно с межрайонным отделом государственного лесного контроля и надзора Департамента лесного хозяйства ... установлено, что пункт сосредоточения противопожарным оборудованием и средствами тушения пожаров СПК «Сокол» (арендатора лесного участка), не укомплектован в полном объеме пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, организационно-технической оснасткой, вспомогательными материалами л.д.12).

Согласно акта проверки готовности лесопользователей к противопожарному сезону ... года от ... года установлено, что обеспеченность противопожарным оборудованием СПК «Сокол» не соответствует нормам. Предложено до начала пожароопасного периода доукомплектовать пожарный инвентарь л.д.12).

Как следует из Обеспеченности противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров лесозаготовительными предприятиями на ... года и по состоянию на ... года у СПК «Сокол» отсутствуют: 1 навесной насос; напорные пожарные рукава в количестве 200 погонных метров; 1 электромегафон; 2 возимые и носимые радиостанции, 1 мотопомпа пожарная, переносная; 5 зажигательных аппаратов; 10 лесных ранцевых огнетушителей; 10 мотыг; 1 поперечная пила; 1 бензопила; дежурная спецодежда; защитные очки; плуг лесной с навеской на трактор. Часть ручного инвентаря и оборудования укомплектована не по нормативу л.д.13,15).

Определением №... от ... года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главного инженера СПК «Сокол» У. отказано, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания л.д.14).

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Ст. 42 Конституции РФ регламентирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как следует из ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что СПК «Сокол» выявленные нарушения требований Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, в настоящее время не устранены. Учитывая, что их не устранение нарушает экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, на ответчика следует возложить обязанности по их устранению.

Суд приходит к выводу, что доводы истца являются законными и обоснованными, подтверждаются материалами дела, поэтому имеются достаточные основания для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.53 ЛК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Костромского межрайонного природоохранного прокурора к СПК «Сокол» удовлетворить в полном объеме.

Возложить на СПК «Сокол» обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года №417, по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года №549, а именно навесным насосом – 1 шт., напорные пожарные рукава – 100 погонных метров, электромегафон – 1 шт., мотопомпы пожарные, переносные – 1 шт., зажигательные аппараты – 5 шт., лесной ранцевый огнетушитель – 10 шт., мотыги – 10 шт., поперечные пилы – 1 шт., бензопилы 1 шт., дежурная спецодежда – 10 шт., защитные очки – 6 шт., плуг лесной навесной на трактор – 1 шт. в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с СПК «Сокол» в доход бюджета Мантуровского муниципального района расходы по оплате госпошлины в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, т.е. 4 октября 2010 года.

Председательствующий: В.В.Изюмов

Решение вступило в законную силу 15 октября 2010 года.