Дело № 2-284
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 года г. Мантурово
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,
при секретаре Кудряшовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Веры Владимировны к ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова В.В. обратилась в Мантуровский районный суд Костромской области с иском к ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области (далее ГОУ Мантуровская коррекционная школа-интернат) о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с ... и отпускных с ... по ... года с выплатой ей разницы в заработной плате. В своем заявлении Кузнецова В.В. ссылается на то, что её работодатель не правильно трактует норму трудового законодательства -ст.129 ТК РФ. А также, делая ссылку на Постановление Президиума Верховного Суда РФ от ... года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2009 года», считает, что в связи с тем, что она полностью выполняет свои трудовые обязанности, то и социальные, компенсационные, стимулирующие выплаты должны ей начисляться сверх минимального размера оплаты труда.
Истец Кузнецова В.В. в ходе судебного заседания исковые требования уточнила, просила, также ссылаясь на вышеуказанное Постановление Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года в редакции Постановления Президиума Верховного суда РФ от 16 июня 2010 года: 1) произвести ей перерасчет заработной платы с ... года по ... года включительно; 2) доплатить ей разницу за указанный период времени в заработной плате в сумме 10 тысяч 904 рубля 69 копеек; 3) доплатить отпускные в сумме 732 рубля 24 копейки, то есть как полагает истица за время действия вышеупомянутого Постановления Президиума Верховного Суда РФ. По уточнённым исковым требованиям пояснила, что работает в Мантуровской школе-интернат кладовщиком. Размер начисленной ей заработной платы составляет 4330 рублей и состоит из: должностного оклада в размере 1753 рублей 50 копеек, 15 % надбавки за работу в школе в размере 263 рублей, 20 % надбавки доплачиваемой за детей-сирот в размере 350 рублей 70 копеек, доплаты за вредность в размере 210 рублей 42 копеек, доплаты за материальную ответственность в размере 500 рублей, 15 % надбавки за соблюдение санитарно-гигиенического режима в размере 250 рублей 50 копеек, 15 % надбавки за своевременное осуществление заказов в размере 250 рублей 50 копеек и доплаты до минимального размера труда (далее МРОТ) в размере 751 рубля 38 копеек. Работодатель не правильно трактует трудовое законодательство, а именно ст.129 ТК РФ. При принятии ТК РФ понятие минимальной заработной платы (МРОТ) было сформулировано как размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Но при этом в статье содержалась специальная оговорка о том, что в величину МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также прочие компенсационные и социальные выплаты. Позже эта оговорка из Кодекса была исключена, что сделало содержание статьи неясным, а работодателям развязало руки. В марте 2010 года Верховный суд дал разъяснения о том, что размеры тарифных окладов, ставок (должностных окладов) и базовых окладов, базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ. В связи с тем, что за период времени: ... она полностью отработала норму рабочего времени и выполняла свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, то имеет право на получение компенсационных, стимулирующих и социальных выплат сверх МРОТ. Согласно произведенного ею расчета заработной платы, полагает, что в ... ей должна быть начислена зарплата 7132,94 рублей, с учетом удержания подоходного налога в сумме 875,28 рублей, на руки она должна была получить 6257,66 рублей, то есть недополучила за ... 2262,83 рубля. В ... ей должна быть начислена зарплата 8164,1 рублей, удержан подоходный налог 1009,33 рублей, получить она должна была 7154,77 рублей, то есть не дополучено за ... 3367,77 рублей. В ... ей должна быть начислена зарплата 8164,1 рублей, удержан подоходный налог 1009,33 рублей, получить она должна была 7154,77 рублей, то есть не дополучено за ... 3272,77 рублей. В ... ей должна быть начислена зарплата 5788,6 рублей, удержан подоходный налог 700,52 рублей, получить она должна была 5088,08 рублей, то есть не дополучено за июнь 1269,08 рублей. За отпуск она так же не дополучила 732,24 рублей. Таким образом, ... и за отпуск в ... ею недополучено 10904,69 рублей.
Ответчик - представитель ГОУ Мантуровская коррекционная школа-интернат директор Реброва Н.Ю. (на основании распоряжения администрации Костромской области ...ра от ... года –л.д.15), исковые требования истца не признала, пояснив, что Кузнецова В.В. работает у них кладовщиком по трудовому договору. Выплата ей заработной платы производится согласно штатного расписания, утвержденного Департаментом образования и науки Костромской области, которое в свою очередь составляется на основании Положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области ...а, а так же на основании Положения ГОУ Мантуровская школа-интернат. В штатное расписание заложены оклад и компенсационные выплаты, в него не заложены стимулирующие выплаты. Стимулирующие выплаты начисляются согласно Положения об оплате труда. Зарплата Кузнецовой В.В. состоит из: должностного оклада в размере 1753 рублей 50 копеек, складывающегося из базового оклада в размере 1670 рублей и коэффициента по должности в размере 1,05 % к базовому окладу; компенсационных выплат: за работу в специальном учреждении 15 % от должностного оклада, за работу с детьми-сиротами 20 % от должностного оклада, за вредные условия труда 12 % от должностного оклада; стимулирующих выплат: за соблюдение санитарно-гигиенического режима 15 % от базового оклада, за своевременное осуществление заказов 15 % от базового оклада, за материальную ответственность 30 % от базового оклада (500 рублей). Таким образом, заработная плата истца за 25 отработанных дней составляет 4330 рублей. С ... включительно она находилась в отпуске, расчет отпускных составил 4240 рублей 32 копейки. Таким образом, расхождений в начислении заработной платы и отпускных нет. В иске следует отказать.
Третье лицо – администрация муниципального образования городской округ г.Мантурово своего представителя в суд не направила. Согласно предоставленного суду отзыва, поясняет, что муниципальное образование ГОУ Мантуровская школа-интернат является государственным учреждением. Администрация г.о.г. Мантурово учредителем ответчика не является. Вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда л.д.16,17, 22, 25).
Третье лицо – отдел образования городского округа город Мантурово, в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом л.д.14,24).
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица – представитель Департамента образования и науки Костромской области Деулина М.И., действующая на основании доверенности –л.д.26, исковые требования истца не признала, пояснив, что Департамент образования и науки Костромской области является учредителем ГОУ Мантуровская коррекционная школа-интернат. Финансирование школы-интернат осуществляется из областного бюджета Костромской области. Кузнецова В.В. работает в ГОУ Мантуровская коррекционная школа-интернат кладовщиком по трудовому договору. Оплата труда в ГОУ Мантуровской школе-интернат производится на основании Постановления администрации Костромской области ...а от ... года, которое разработано на основе Трудового законодательства. Постановление прошло экспертизы в Минюсте и прокуратуре области. Действительно в ... было дано разъяснение Верхового суда РФ по оплате труда, но в последствии оно было отозвано и не является действующим.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от ... года ...ФЗ, от ... года ...ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Как следует из ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным Законом № 91-ФЗ от 24 июня 2008 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда»» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4 330 рублей в месяц.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 135 (части первая и вторая) Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Как следует из трудового договора ... от ... года, заключенного между ГОУ Мантуровская коррекционная школа-интернат в лице работодателя - и.о.директора Ребровой Н.Ю. и работником – Кузнецовой Верой Владимировной, Кузнецова В.В. обязуется выполнять обязанности по профессии – кладовщик 2 разряда по Единой Тарифной сетке (ЕТС) в Мантуровской специальной школе-интернат», работодатель обязуется обеспечивать работнику…своевременную выплату заработной платы. В разделе 5.Оплата труда п.5.1 указано, что работнику устанавливается заработная плата (должностной оклад, тарифная): 2 разряд ЕТС + 35% (25% -коррекционная школа, 15% -дети-сироты) + 10% -хлор +30% -расширенная зона обслуживания л.д.7).
Согласно расчетных листков, предоставленных Кузнецовой В.В., ей за указанный в иске период времени начислена следующая заработная плата. За ... в сумме 4530 рублей, которая складывается из оклада (26 дней) -1753,3 рублей, доплаты 40% -613,7 рублей, доплат суммами: 210, 500, 1252,38 рублей и месячной премии – 200 рублей. За ... в сумме 4330 рублей, которая складывается из оклада (26 дней) -2367,23 рублей, доплаты за вредные условия труда: 210,42 рублей, доплаты за материальную ответственность: 500 рублей, доплаты за соблюдение санитарно-гигиенического режима: 250,5 рублей, доплаты за своевременное осуществление заказов: 250,5 рублей и доплаты до МРОТ: 751,35 рублей. ... в сумме 4330 рублей, которая складывается из оклада (25 дней) -2367,23 рублей, доплаты за вредные условия труда: 210,42 рублей, доплаты за материальную ответственность: 500 рублей, доплаты за соблюдение санитарно-гигиенического режима: 250,5 рублей, доплаты за своевременное осуществление заказов: 250,5 рублей и доплаты до МРОТ: 751,35 рублей. За июнь 2010 года в сумме 4330 рублей, которая складывается из оклада (25 дней) -2367,23 рублей, доплаты за вредные условия труда: 210,42 рублей, доплаты за материальную ответственность: 500 рублей, доплаты за соблюдение санитарно-гигиенического режима: 250,5 рублей, доплаты за своевременное осуществление заказов: 250,5 рублей и доплаты до МРОТ: 751,35 рублей л.д.4,5,33,34).
Как следует из расчета заработной платы истца от ... года, предоставленного ГОУ Мантуровская коррекционная школа-интернат, заработная плата Кузнецовой В.В. состоит из: должностного оклада в размере 1753,5 рублей, который складывается из базового оклада в размере 1670 рублей, с учетом коэффициента по должности -1,05%; компенсационных выплат (от должностного оклада): за работу в специализированном учреждении - 15%, за работу с детьми-сиротами - 20%, за вредные условия труда -12%; стимулирующих выплат (от базового оклада): за соблюдение санитарно-гигиенического режима -15%, за своевременное осуществление заказов -15%, за материальную ответственность -30%. Выплата зарплаты производится согласно штатного расписания, утвержденного Департаментом образования и науки Костромской области, которое составляется на основании положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области 20.10.2008 года №375-а, а так же на основании положения ГОУ Мантуровская школа-интернат л.д.9).
Согласно расчета среднего заработка и сумм к начислению, предоставленного ГОУ Мантуровская коррекционная школа-интернат, заработная плата Кузнецовой В.В. составила: в ... за 26 отработанных дней (26 рабочих дней по графику) - 4530 рублей; в ... за 26 отработанных дней (26 рабочих дней по графику) - 4330 рублей; в ... за 25 отработанных дней (25 рабочих дней по графику) - 4330 рублей; в ... за 25 отработанных дней (25 рабочих дней по графику) - 4330 рублей. Согласно приведенного расчета среднедневной заработок истца составил 151,44 рублей. Период времени с ... года по ... года составил ежегодный оплачиваемый отпуск (28 дней), за него начислено по журналу расчетов 4240,32 рублей л.д.10).
Согласно Устава ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии Костромской области, согласованного с заместителем губернатора Костромской области и утвержденного начальником Департамента образования и науки Костромской области 23.07.2007 года (государственная регистрация в налоговом органе ... года), следует, что школа-интернат является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением Костромской области. Учредителем является департамент образования и науки Костромской области. Как следует из раздела 4. школа-интернат финансируется из областного бюджета на основании сметы, утвержденной Учредителем. Финансирование осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов Костромской области. В пункте 5.4 в числе прочего указано, что в компетенцию учредителя входит осуществление финансирования школы-интерната в пределах ассигнований, выделенных из бюджета Костромской области в соответствии со сметным назначением. В подпункте 5.11.3 указано, что оплата труда производится на основе Единой тарифной сетки. Школа интернат устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии, а так же определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда л.д.35-56).
... года внесены изменения в Устав ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии Костромской области, утвержденные департаментом образования и науки Костромской области и зарегистрированные в налоговом органе... года, согласно которых изменено название школы-интернат на «ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области. Пункт 5.4 Устава изложен в следующей редакции: «определяет порядок утверждения сметы бюджетного финансирования школы-интерната, финансового плана и внесения в них изменения» л.д.57,58).
В соответствии с внесенными в ... изменениями в Устав ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области (Постановление администрации Костромской области от ... года ...а «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области финансируемой за счет средств областного бюджета) пункт 5.11.3 Устава изложен в следующей редакции: Оплата труда производится на основе новой системы оплаты труда для работников ГОУ Костромской области. В школе интернате должностные оклады установлены на основе: единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих; государственных гарантий по оплате труда; базовых окладов; окладов (должностных окладов); перечня выплат компенсационного характера в ГОУ Костромской области; перечня выплат стимулирующего характера в ГОУ Костромской области л.д.60).
Как следует из штатного расписания ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области на период со ... года по должности кладовщик полагается 1 штатная единица, с базовым окладом 1670 рублей, коэффициентом по должности 1,05, с должностным окладом 1753,5 рублей; полагаются по указанной должности компенсационные выплаты: за работу в спец.учреждении 15% - 263 рубля, за работу с детьми сиротами 20% - 350,7 рублей, за вредные условия работы 12% -210,42 рубля. Всего 2577,62 рублей л.д.79).
В Положение об оплате труда ГОУ Мантуровская школа-интернат, рассмотренного на общем собрании трудового коллектива, утвержденного директором ГОУ Мантуровская школа-интернат ... года, введенным в действие с ... года, включены размеры оплаты труда работников школы-интерната, рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам, рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам, перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера. В разделе 2. Порядок и условия труда работников, в пункте 2.13 указано, что в расчет месячной заработной платы включается должностной оклад, сумма компенсационных выплат и сумма стимулирующих выплат. При этом, должностной оклад рассчитывается исходя из базового оклада с учетом коэффициента по должности. Согласно профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня» базовый оклад кладовщика составляет 1670 рублей, коэффициент по должности 1,05 л.д.80-85).
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений, и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная в ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», (в ред.Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 N 725), с 01 декабря 2008 года введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений (далее - учреждения) и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее соответственно - работники, гражданский персонал).
Постановлением администрации Костромской области от 20.10.2008 года №375-а «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области, финансируемых за счет средств областного бюджета» (в редакции постановления администрации Костромской области от 23.12.2008 года №464-а) в соответствии с Законом Костромской области от 24 апреля 2008 года N 302-4-ЗКО "Об установлении основ отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Костромской области" администрация Костромской области введена с 1 января 2009 года новая система оплаты труда для работников государственных образовательных учреждений Костромской области; утверждено Положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области.
Положением об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области (в ред. постановления администрации Костромской области от 23.12.2008 N 464-а) установлен порядок и условия оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области. Согласно которого, работодатель обязан обеспечить выплату месячной заработной платы работникам, полностью отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством. Размеры базовых окладов (базовых должностных), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее - базовый оклад) работников государственных образовательных учреждений Костромской области установлены на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам, согласно приложению N 1. Оклад (должностной оклад), ставка заработной платы (далее - должностной оклад) работника устанавливается руководителем государственного учреждения Костромской области на уровне величины базового оклада, умноженного на соответствующий коэффициент по должности (Кд). Коэффициент по должности (Кд) устанавливается работникам государственных образовательных учреждений Костромской области в зависимости от значения должности внутри квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы согласно приложению N 1. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентном отношении к должностным окладам, а также в виде коэффициентов к должностным окладам работников государственных образовательных учреждений Костромской области в соответствии с Перечнем выплат компенсационного характера, установленным в государственных образовательных учреждениях Костромской области коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с приложением N 2. Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах фонда оплаты труда. Расчет месячной заработной платы работника государственного образовательного учреждения Костромской области осуществляется по следующей формуле: З = ДО + SUMКВ + SUMСВ,
где:
З - месячная заработная плата
ДО - должностной оклад
SUMКВ - сумма компенсационных выплат
SUMСВ - сумма стимулирующих выплат
Должностной оклад работника государственного образовательного учреждения Костромской области определяется по следующей формуле:
ДО = БО х Кд
где:
БО - базовый оклад
Кд - коэффициент по должности.
В приложении ... к Положению об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области утверждены базовые оклады и коэффициенты по должности по профессиональным квалификационным группам должностей работников государственных образовательных учреждений (в ред. постановления администрации Костромской области от 23.12.2008 N 464-а). Согласно приложению №1 к должности, отнесенной к Профессиональной квалификационной группе "Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня", в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.08 N 248 н, отнесена должность кладовщика, с базовым окладом (базовым должностным окладом) -1670 рублей, с коэффициентом по должности (КД) от 1,0 до 1,05.
В приложении №2 к Положению об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области содержится перечень выплат компенсационного характера работникам государственных образовательных учреждений Костромской области, (в ред. постановления администрации Костромской области от 23.12.2008 N 464-а). Согласно приложению №2 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются коэффициенты повышения: 1) педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях:
за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития) - от 0,15 до 0,20;
за работу в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за работу в группах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях начального и среднего профессионального образования - 0,20;
за работу в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в группах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений начального профессионального образования), с контингентом обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития либо нуждающихся в длительном лечении, а также в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, имеющих отклонения в умственном развитии, коэффициенты устанавливаются по двум основаниям: 0,20 и от 0,15 до 0,20.
Согласно Приказа Министерства и социального развития РФ от 29.05.2008 года №248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2008 N 417н) утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих. В профессиональную квалификационную группу "Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня" отнесена профессия кладовщика.
Обосновывая свои требования истец ссылается на Обзор Судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2009 года.
Действительно, в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009 года» (извлечение) давалось разъяснение по вопросам, возникающим из трудовых правоотношений, в том числе по вопросу №3: «Включаются ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты?».
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2010 года» (извлечение) разъяснение на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года отозвано.
Таким образом, суд считает, что поскольку совокупный размер месячной заработной платы Кузнецовой В.В., включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующий выплаты, в указанный в заявлении период времени составляет минимальный размер оплаты труда, а в ... превышал минимальный размер оплаты труда, то и нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы ответчиком допущено не было. Поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.129, 133 ТК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Кузнецовой Вере Владимировне к ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Хасаншина Е.С.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«25» октября 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: председательствующего Никулинской Н.Ф., судей Курохтина С.В., Зиновьевой О.Н., при секретаре Чиркиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецовой Веры Владимировны на решение Мантуровского районного суда Костромской области от 30 августа 2010 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Веры Владимировны к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., объяснения представителя департамента образования и науки Костромской области Деулиной М.И., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила:
Дело № 33-1361
Кузнецова В.В. обратилась в суд с иском к Государственному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области (далее ГОУ Мантуровская школа-интернат) о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с ... по ... года. Свои требования мотивировала тем, что работает в ГОУ Мантуровская школа-интернат кладовщиком. Размер начисленной ей заработной платы составляет 4 330 рублей и состоит из: должностного оклада в размере 1 753 рубля 50 копеек, 15% надбавки за работу в школе в размере 263 рубля, 20% надбавки, доплачиваемой за детей-сирот, в размере 350 рублей 70 копеек, доплаты за вредность в размере 210 рублей 42 копеек, доплаты за материальную ответственность в размере 500 рублей, 15% надбавки за соблюдение санитарно- гигиенического режима в размере 250 рублей 50 копеек, 15% надбавки за своевременное осуществление заказов в размере 250 рублей 50 копеек и доплаты до минимального размера оплаты труда (МРОТ) в размере 751 рубль 38 копеек. Считает, что работодатель неправильно трактует трудовое законодательство, а именно, ст. 129 ТК РФ. При принятии ТК РФ понятие минимальной заработной платы (МРОТ) было сформулировано как размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Но при этом содержалась специальная оговорка о том, что в величину МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также прочие компенсационные и социальные выплаты. Позже эта оговорка из Кодекса была исключена, что сделало содержание статьи неясным. В ... Верховный Суд РФ дал разъяснения о том, что размеры тарифных окладов, ставок (должностных окладов) и базовых окладов, базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ. В связи с тем, что за период работы, начиная ..., она полностью отработала норму рабочего времени и выполняла свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, полагала, что имеет право на получение компенсационных, стимулирующих и социальных выплат сверх МРОТ.
В ходе судебного разбирательства Кузнецова В.В свои требования уточнила, ссылаясь на Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2010 года» в редакции Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 года, просила обязать ГОУ Мантуровская школа-интернат произвести ей перерасчет заработной платы с 01 марта 2010 года по 01 июля 2010 года включительно и доплатить разницу за указанный период времени в заработной плате в сумме 10 904 рубля 69 копеек; доплатить отпускные в сумме 732 рубля 24 копейки.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц администрация муниципального образования городской округ город Мантурово, отдел образования городского округа город Мантурово, Департамент образования и науки Костромской области.
Судом по делу принято вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Кузнецова В.В. просит решение суда отменить и передать дело на новое рассмотрение. Указывает, что в силу положения ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 130 и 133 ТК РФ минимальный размер заработной платы - это низший предел оплаты труда работников, в который не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Компенсационные выплаты производятся с целью возмещения работнику затрат, произведенных им в связи с выполнением своих трудовых обязанностей. Поэтому, полагает, что начисление ей работодателем заработной платы со всеми стимулирующими и компенсационными выплатами в общей сумме 4 330 рублей (МРОТ) незаконно.
В своих возражениях относительно кассационной жалобы представители ГОУ Мантуровская школа-интернат Реброва Н.Ю. и департамента образования и науки Костромской области Быстрякова Т.Е. полагают решение суда законным и обоснованным, кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом при разрешении спора, Кузнецова В.В. с ... года работает в должности кладовщика в ГОУ Мантуровская школа- интернат. Должностной оклад по исполняемой Кузнецовой В.В. работе кладовщика составляет 1 753,50 руб. (базовый оклад 1 670 и коэффициент по должности 1,05), что соответствует окладу 2-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области, финансируемых за счет средств областного бюджета. Компенсационные и стимулирующие выплаты произведены истице в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области, финансируемых за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением администрации Костромской области от ... г. ... ... и Положением об оплате труда ГОУ Мантуровская школа-интернат, рассмотренным на общем собрании трудового коллектива ... г. (протокол ...) и утвержденным приказом директором ГОУ Мантуровская школа-интернат ... от ... г. Закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда. Компенсационные и стимулирующие выплаты истице за работу в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правомерно исчисляются по отношению к окладу, при этом месячная заработная плата истицы в качестве кладовщика составляет не менее минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истицы работодателем не допущено.
Оспаривая законность вынесенного по делу решения суда, заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что компенсационные и стимулирующие выплаты, а также иные выплаты могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом. Судебная коллегия не может согласиться с приведенным доводом, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Действовавшее до ... года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ)
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Кузнецовой В.В. в оспариваемый период соответствовал минимальному размеру оплаты труда (4 330 руб.), установленному ФЗ №91-ФЗ от 24.06.2008 г. «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», является правильным и вывод суда о том, что нарушений трудовых прав истицы при выплате ей заработной платы в указанный ею период ответчиком не допущено.
Оснований не согласиться с выводами суда, высказанными при рассмотрении заявленных требований, у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения Мантуровского районного суда Костромской области от 30 августа 2010 г.
Судебная коллегия полагает возможным исправить явную описку, допущенную судом в предпоследнем абзаце мотивировочной части решения, указав наименование Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г. как «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года» вместо «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2010 года».
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мантуровского районного суда Костромской области от 30 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Веры Владимировны - без удовлетворения.
Исправить описку в предпоследнем абзаце мотивировочной части решения, указав наименование Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г. как «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года» вместо «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2010 года».
Председательствующий: Никулинская Н.Ф.,
Судьи: Курохтин С.В., Зиновьева О.Н..
Кассационное определение вступило в законную силу 25 октября 2010 года.