Дело №2-353/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 1 ноября 2010 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Трухина А.Л.,
с участием прокурора Левина А.В.,
при секретаре Лисициной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Районный центр культуры» и администрации Мантуровского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по устранению нарушений правил пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Мантуровский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУК «Районный центр культуры» и администрации Мантуровского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по устранению нарушений правил пожарной безопасности в помещении Гусевского сельского дома культуры, ссылаясь на то, что в ходе проверки были установлены нарушения требований пожарной безопасности, утверждённые Приказом МЧС от 18 июня 2003 г. № 313 (ППБ 01-03), Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ с последующими изменениями, Приказа Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №323 от 20.06.2003 года «Об утверждении норм пожарной безопасности. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03).
В ходе рассмотрения дела от прокурора поступило заявление о дополнении иска требованием об установлении ответчикам срока для устранения нарушений ППБ – 1 месяц.
В судебном заседании помощник Мантуровского межрайонного прокурора Левин А.В. исковые требования с учетом внесенных дополнений поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении и пояснил, что в ходе проверок в течение последних нескольких лет в учреждении выявляются нарушения правил пожарной безопасности, которые остаются не устраненными не смотря на многочисленные предписания и привлечение к административной ответственности виновных лиц. Учредителем МУК «Районный центр культуры» является администрация Мантуровского муниципального района Костромской области, которая согласно Уставу должна осуществлять финансирование на содержание зданий. Имеющиеся нарушения пожарной безопасности в здании Гусевского сельского дома культуры угрожают жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожароопасной ситуаций и должны быть устранены немедленно. МУК «Районный центр культуры» необходимо обязать в месячный срок устранить нарушения, а администрацию Мантуровского муниципального района обязать обеспечить финансирование этих мероприятий. В рамках предоставленных государственному пожарному надзору полномочий все меры воздействия к администрации учреждения исчерпаны. Непринятие соответствующих мер воздействия к руководству учреждения явилось основанием для прокурорского реагирования и обращения в суд.
Представитель ответчика – директор МУК «Районный центр культуры» Урицкая С.В. с иском согласилась и пояснила, что вопрос по устранению нарушений ППБ, которые не оспариваются, упирается в отсутствие финансирования со стороны учредителя.
Представитель ответчика - Мантуровского муниципального района Костромской области Васильева Г.Л. с исковыми требованиями прокурора согласилась, пояснив, что нарушения ППБ не устраняются, поскольку отсутствуют средства бюджета на данные мероприятия. В текущем году в местный бюджет средства на установку пожарной сигнализации и системы оповещения в Гусевском СДК не закладывались. Планируется это сделать в ближайшее время.
Представитель 3-го лица – территориального отдела государственного пожарного надзора по г. Мантурово в суд не явился, просив рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал (л.д. 18).
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав являются: пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года №313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами России в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Установление требований пожарной безопасности Правилами пожарной безопасности в РФ обеспечивает защиту жизни и здоровья людей. Угрозу жизни и здоровью людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного этими Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.38 названного Закона ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии с частью 2 статьи 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Из изложенного следует, что заявление межрайонным прокурором подано в суд в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из представленной копии дела об административном правонарушении, копии постановления судьи Мантуровского районного суда от ... года, информации о состоянии пожарной безопасности в зданиях и помещениях используемых под размещение избирательных участков на территории Мантуровского муниципального района №... от ... года и других документов, ... года территориальным ГПН г. Мантурово проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности МУК «Районный центр культуры» Мантуровского муниципального района, в том числе Гусевского сельского дома культуры, расположенного по адресу: ... район, д. .... По результатам проведённой проверки было установлено, что в здании Гусевского сельского дома культуры имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;
2. в здании отсутствует автоматическая система оповещения людей о пожаре;
3. не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения;
4. стены на путях эвакуации в фойе дома культуры отделаны горючим материалом.
Согласно постановления судьи от ... года МУК «Районный центр культуры» Мантуровского муниципального района назначено наказание по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде приостановления деятельности Гусевского СЦКД, расположенного по адресу: ..., д. ..., сроком на 20 суток (л.д. 15).
Постановлением государственного инспектора по пожарному надзору г. Мантурово и Мантуровского района от ... за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, директор Гусевского СДК Ш.О.А. подвергнута штрафу в размере 1000 рублей.
Пунктом 9 таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, установлено, что здания общественного и административного назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматическими пожарными сигнализациями.
Пунктом 53 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
В соответствии с п. 1.8 СНиП ...-85 деревянные конструкции чердачного помещения должны быть обработаны огнезащитным составом.
На момент рассмотрения дела в суде указанные нарушения пожарной безопасности не устранены, что не оспаривается ответчиками со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования в текущем году.
Согласно Уставу МУК «Районный центр культуры» администрация Мантуровского муниципального района является учредителем названного учреждения. В соответствии с п.8.2, п. 8.5 Устава финансовые средства учреждения формируются за счёт бюджетных ассигнований и других поступлений учредителя. Расходование выделенных бюджетных средств производится согласно утверждённой сметы расходов (л.д. 7-14).
Довод ответчиков о том, что нарушения допущены в связи с отсутствием бюджетного финансирования на противопожарные мероприятия в предыдущие годы, не может быть принят судом во внимание как основание для отказа в иске, поскольку не соответствует статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При установленных обстоятельствах, суд находит, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие администрации Мантуровского муниципального района Костромской области и МУК «Районный центр культуры», выразившееся в невыполнении Правил пожарной безопасности, незаконным.
Обязать муниципальное учреждение культуры «Районный центр культуры» в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить нарушения Правил пожарной безопасности в Гусевском сельском доме культуры, расположенном в д. ..., а именно:
оборудовать помещение установкой автоматической пожарной сигнализации;
оборудовать помещение автоматической системой оповещения людей о пожаре;
демонтировать отделку стен из горючих материалов (дерева) на путях эвакуации в фойе; обработать деревянные конструкции чердачных помещений огнезащитным составом.
Обязать администрацию Мантуровского муниципального района Костромской области в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить финансирование муниципального учреждения культуры «Районный центр культуры» по оборудованию помещения Гусевского сельского дома культуры автоматической системой оповещения людей о пожаре и автоматической пожарной сигнализацией, приведению отделки стен фойе в нормативное состояние, обработке деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий: ___________________ А.Л. Трухин
12.11.2010 года решение вступило в законную силу