Дело № 2-407
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 15 декабря 2010 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего: судьи Комарова А.Б.,
при секретаре Липиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шифер Галины Леонидовны к муниципальному учреждению здравоохранения «Мантуровская городская больница» о признании незаконным приказа ... от ... об объявлении ей выговора, отмене данного приказа, отмене наложенного на нее данным приказом дисциплинарного взыскания в виде выговора как необоснованного, несправедливого и незаконного,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратилась Шифер Галина Леонидовна с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Мантуровская городская больница» о признании незаконным приказа № ... от ... года об объявлении ей выговора, отмене данного приказа, отмене наложенного на нее данным приказом дисциплинарного взыскания в виде выговора как необоснованного, несправедливого и незаконного.
В судебном заседании истица свои требования поддержала и пояснила суду, что ... года она приступила к своим обязанностям в качестве .... Сначала на линии было две машины скорой помощи, в 13.30 одну машину отправили в г. ... из травматологического отделения. На город и район осталась одна машина. Она позвонила Ф. и объяснила ситуацию, на что он ей ответил, что они будут работать на одной машине. В этот день было очень много вызовов, вызовы обслуживала один фельдшер. В 14 час.26 мин. поступил вызов к В. с жалобой на головную боль и рвоту. Звонила женщина, и вызов поступил с другого адреса, а не с места жительства В.. Она записала вызов, но спросила, почему звонят с другого адреса. Женщина накричала на нее и бросила трубку. Через две минуты позвонил мужчина, уже с места жительства В. Она уточнила, что с женщиной, и спросила, не выпивала ли она в этот день, т.к. им необходимо это уточнять. Он сказал, что не выпивала. Мужчина не ругался, разговаривал спокойно. Она ему сказала, чтобы ждали машину. Машина в это время была на ..., где констатировали смерть больного. Она передала вызов к В.. Потом позвонила женщина уже с адреса, где проживает больная. Она кричала на нее, угрожала. Она пыталась ей объяснить, что машина одна, вызовов много, но машина к ним приедет. Она несколько раз звонила, обзывала, угрожала. Потом она узнала, что в отношении ее (истицы) вынесен выговор за грубое принятие вызова. Женщина звонила три раза, и один раз звонил мужчина. Женщина угрожала ей, говорила: – «если что случится, я с вами не знаю что сделаю». Обзывала ее дебилкой. Во время разговора с этой женщиной она на нее голос не повышала, оскорбительных слов в ее адрес не употребляла. Когда выехавшая на вызов бригада скорой помощи привезла женщину в больницу, та женщина снова позвонила ей и стала упрекать, что из-за нее В. оказалась в реанимации. Женщина, кричавшая на нее, была раздражена, обозлена. ... года поступила жалоба, ...лавным врачом МУЗ «Мантуровская городская больница» был вынесен приказ № ... об объявлении ей выговора за грубое принятие вызова. Она была ознакомлена с приказом ... года. Она не согласна с данным приказом, так как действовала согласно правилам. Считает, что здесь сыграло свою роль неприязненное отношение к ней, желание сократить ее. Она много лет проработала в больнице и ни разу не наказывалась. Женщину, написавшую на нее жалобу, она не видела, но от многих слышала, что она по характеру эмоциональная, неуравновешенная.
Представитель ответчика Миронова В.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила суду, что приказ № ... считает законным и обоснованным. Со стороны Шифер Г. Л. было грубое принятие вызова, о чем свидетельствует поступившая жалоба. Администрация больницы поступила согласно ст.21 Трудового Кодекса РФ и правил внутреннего распорядка. Обязанности Щифер Г.Л., как диспетчера скорой помощи закреплены в трудовом договоре: при принятии вызова фельдшер (диспетчер) по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой помощи должна вежливо, тактично, грамотно общаться с больными.
Свидетель В. пояснила суду, что ... года она работала днем .... Зазвонил телефон, она сняла трубку, оказалось, что звонит ее внучка шести лет и просит вызвать скорую помощь для мамы, т.к. ей плохо, она лежит на полу. Она позвонила в скорую помощь, поздоровалась, попросила принять вызов и объяснила ситуацию. На это ей ответили, что пусть скорую помощь вызовут они сами, т.к. она не находится по месту нахождения больной и положили трубку, не приняв вызов. Она тут же перезвонила сыну, объяснила ситуацию и сказала, что скорая помощь вызов не приняла. Через некоторое время сын перезвонил, сказал, что скорая не едет, что его спросили, не пьяная ли его жена. У ее снохи ранее была черепно-мозговая травма, и она лечилась по этому поводу в больнице. В этот день было очень жарко, и жара спровоцировала ее состояние. Она нашла себе замену на работе и поехала к сыну. Когда она приехала, то увидела, что сноха лежит на полу без сознания и не реагирует ни на что. Рядом с ней стоял тазик, ее рвало. Она на эмоциях набрала номер скорой помощи и вновь попыталась сделать вызов врача. На что ей ответили, чтобы она «пригласила к трубке кого-нибудь поумней». Она закричала в трубку: – «если сноха в 25 лет умрет, я вас размажу по стене». Сын буквально умолял их приехать, его снова спросили, не пьяная ли она. Скорая помощь приехала только через 40 минут, снохе поставили капельницу и увезли в больницу, в реанимационное отделение. Она считает, что за свое поведение на рабочем месте Шифер Г.Л. заслуживает наказания в виде выговора. Она ее фактически обозвала дурой и все твердила про сноху: – «она у вас наверно пьяная». Она (свидетель) понимала, куда она звонит, но она была «вся на эмоциях», поэтому она кричала в телефонную трубку.
Свидетель И. пояснила суду, что с Шифер Г.Л. она работает с ... года, до этого они работали в разных сменах. В ... года она (свидетель) находилась в отпуске. По стечению обстоятельств ... она зашла на работу, чтобы узнать, когда сможет получить недополученные отпускные. Это было уже после 14 часов. Она зашла в помещение скорой помощи, там сидела Шифер Г.Л. и отвечала на звонки. По телефону она разговаривала ровно, спокойно, без крика. Она объяснила, что город остался с одной машиной скорой помощи, а вызовов поступает очень много. Она спросила про деньги и ушла. Выйдя из отпуска, она узнала, что Шифер Г.Л. вынесен выговор. При ней из уст Шифер Г.Л. фраза «позовите к телефону кого-нибудь поумнее» не звучала. При ней Шифер Г.Л. держала трубку, а из трубки доносились крики. Она не отвечала, а просто слушала. Шифер Г.Л. никогда не повышает голос, может охарактеризовать ее только с положительной стороны. При вызове скорой помощи диспетчер обязан узнать у звонящего фамилию, адрес, возраст. Сбор краткого анамнеза также входит в обязанности диспетчера. Они выезжают не на все вызовы, а только на экстренные случаи. При принятии вызова скорой помощи диспетчер обязан узнать, что именно беспокоит больного, чтобы знать, куда необходимо в первую очередь направить машину скорой помощи. Шифер сама раньше работала выездным фельдшером скорой помощи и знает, что бывали вызовы к человеку в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому сначала необходимо выяснить, что стало причиной болезненного состояния человека, чтобы зря не гонять машину скорой помощи. Когда видно, что человек находится в состоянии алкогольного опьянения, такой вызов фиксируется в журнале, но фельдшеров в таком случае ругают за такие вызовы, т.к. это считается необоснованным принятием вызова скорой помощи. Вызов к человеку в состоянии алкогольного опьянения у них платный. У них было предписание, чтобы они оценивали вызовы скорой помощи. Если вызов получается необоснованный, наказывают диспетчера.
Свидетель Г. пояснила суду, что ... было очень жарко. Днем она пошла в магазин, ей стало плохо, и она решила зайти в скорую помощь измерить давление. В помещении находилась одна Шифер Г.Л., она (свидетель) попросила ее измерить давление. В это время зазвонил телефон, Шифер Г.Л. сняла трубку, о чем она говорила с абонентом, она не знает. Она сказала только, что машины пока нет, когда машина будет, она ее пошлет по адресу. Грубых, оскорбительных слов в адрес звонивших Шифер не говорила. Телефон звонил при ней раза два-три. Шифер Г.Л. всем отвечала: – «машина будет – пошлем». От одного или от разных людей были звонки, она не знает. Слов «позовите кого-нибудь поумней», «не пьяная ли она» она не слышала. Только ей лично Шифер сказала: – «машины нет, я рожу ее, что ли?». Она находилась в помещении скорой помощи примерно 10-15 минут после того, как Шифер измерила ей давление, т.к. она дала ей таблетку и попросила немного посидеть. Она посидела немного, а потом ушла. Никакой грубости в адрес звонивших со стороны Шифер не было.
Свидетель Ф. пояснил суду, что пришла женщина, написала жалобу, что с ней грубо поговорили по телефону, когда она вызывала скорую помощь для своей родственницы. Женщину проводили к главному врачу, он принял жалобу. В больнице была создана комиссия, которая стала разбирать доводы жалобы. Женщина пояснила, что при вызове скорой помощи она была возбуждена, нервничала, потому что ее сноха лежала без сознания на полу, около нее находился четырехлетний ребенок. Она стала звонить в больницу и при вызове скорой помощи ее назвали неумной. В результате этого был издан приказ, в котором объявлен выговор фельдшеру скорой медицинской помощи Шифер Г.Л. В этот день ... население обслуживала одна машина скорой помощи, так как вторая была в командировке в .... Данная машина фельдшером была направлена на констатацию смерти пожилого человека. В этом случае необходимо было отозвать машину и направить на вызов, где был человек без сознания. В дальнейшем выяснилось, что женщину привезли в реанимационное отделение больницы практически с нулевым давлением, она находилась в тяжелом состоянии. Ранее особых замечаний к Шифер Г.Л. не было. В течение текущего года дисциплинарным взысканиям она не подвергалась. Однако, при работе в скорой помощи с людьми необходимо разговаривать тактично, уходить от конфликтов и быстро реагировать в сложившейся ситуации.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.В соответствии с ч.1 ст.192 ТК РФ основанием дисциплинарной ответственности в виде выговора является дисциплинарный проступок, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.Согласно п.4.1 раздела 4 Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи МУЗ «Мантуровская городская больница» от ..., прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляется фельдшером по приему и передаче вызовов диспетчерской отделения скорой медицинской помощи (л.д.41).
Из должностной инструкции ... МУЗ «Мантуровская городская больница» от ... следует, что ... обязан осуществлять прием и своевременную передачу вызовов персоналу свободных выездных бригад. При этом основные действия ... заключаются в следующем: выслушать пациента, обратившегося по телефону отделения скорой медицинской помощи «03». Решить вопросы о приеме вызова в соответствии с инструкцией. При решении о приеме вызова зафиксировать данные больного (адрес, телефон, ф.и.о., возраст пациента. Фамилия и телефон вызывающего, спросить, кем он приходится больному, какие жалобы у больного). На основании полученного ответа сформулировать повод к вызову. Передать вызов выездной бригаде непосредственно или по телефону (л.д. 43).
Из положений трудового договора ..., заключенного ... года между МУЗ «Мантуровская городская больница» в лице главного врача С. действующего на основании Устава (работодатель) с одной стороны и гр-кой Шифер Галиной Леонидовной с другой стороны (работник) следует, что работник обязан добросовестно выполнять свои обязанности, соблюдать т рудовую дисциплину (л.д.55-56).
В своей жалобе, адресованной заведующему отделением скорой медицинской помощи МУЗ «Мантуровская городская больница» (входящий ... от ...) В. указывает, что ... (так в тексте жалобы) в 14 час.15 мин. при ее обращении в отделение скорой помощи для вызова бригады к В., возраст ..., по отношению к ней была допущена грубость – ей по телефону ... Шифер Г.Л. ответила, что необходимо, чтобы вызов сделала сама больная, так как она (В.) не видит, в каком состоянии находится больная, обозвала ее неумной, у ее сына, также обращавшегося в это же время в отделение скорой помощи интересовалась, не находится ли больная в состоянии опьянения. Просит наказать Шифер Г.Л. (л.д.23).
В своем объяснении от ... г. на имя главного врача МУЗ «Мантуровская городская больница» Шифер Г.Л. указывает обстоятельства, при которых был принят вызов к В., факт грубого отношения по отношению к звонившей в отделение скорой медицинской помощи В. оспаривает (л.д. 24).
В соответствии с приказом главного врача МУЗ «Мантуровская городская больница» С. ... от ... года «Об объявлении выговора за грубое принятие вызова» Шифер Г.Л. – ... отделения «Скорая медицинская помощь» объявлен выговор (л.д. 25).
Согласно карты вызовов медицинской помощи ... от ... года, время приема вызова к В. 14 час.26 мин., передачи – 14 час.40 мин., доезда – 15 час.25 мин. Выезд осуществлен фельдшером К. и водителем З. (л.д.44).
По мнению суда, ... МУЗ «Мантуровская городская больница» Шифер Г.Л. действовала в соответствии с должностной инструкцией. Так, вызов к В. был зафиксирован ею в общем журнале вызовов отделения, в нем в соответствующей графе зафиксированы в сокращенном варианте жалобы пациента на головную боль и рвоту, направлена бригада скорой помощи (л.д. 21).
В силу положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03. 2004 года № 2 (ред. от 28.09.2010 г.) «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
По мнению суда, факт совершения диспетчером отделения скорой медицинской помощи МУЗ «Мантуровская городская больница» Шифер Г.Л. дисциплинарного проступка, выразившегося в грубом принятии вызова от В., работодателем – администрацией МУЗ «Мантуровская городская больница» не доказан, а поэтому иск Шифер Г.Л. подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,Р Е Ш И Л:
Иск Шифер Галины Леонидовны удовлетворить.
Признать приказ муниципального учреждения здравоохранения «Мантуровская городская больница» ... от ... года об объявлении диспетчеру отделения «Скорая медицинская помощь» выговора за грубое принятие вызова незаконным.
Приказ муниципального учреждения здравоохранения «Мантуровская городская больница» ... от ... года об объявлении диспетчеру отделения «Скорая медицинская помощь» Шифер Галине Леонидовне выговора за грубое принятие вызова отменить.
Дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенное на Шифер Галину Леонидовну приказом муниципального учреждения здравоохранения «Мантуровская городская больница» ... от ..., отменить как необоснованное, несправедливое и незаконное.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательном виде.
Председательствующий: А.Б. Комаров
Решение вступило в законную силу 31 декабря 2010 года.