Решение о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-26/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 14 января 2011 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Комарова А.Б.,

с участием помощника Мантуровского межрайонного прокурора Аристовой И.С.,

при секретаре Липиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению Спасская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области, администрации Мантуровского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с иском к МОУ Спасская средняя общеобразовательная школа, администрации Мантуровского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных в здании Спасской средней школы, расположенном по адресу: ..., .... Свои требования прокурор мотивировал тем, что нарушения Правил пожарной безопасности, выявленные в здании Спасской средней школы, могут повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара.

В судебном заседании помощник Мантуровского межрайонного прокурора Аристова И.С. исковые требования уточнила, просила обязать МОУ Спасская средняя школа, администрацию Мантуровского муниципального района устранить указанные нарушения в срок до .... Пояснила, что ... Мантуровской межрайонной прокуратурой совместно с территориальным отделом государственного пожарного надзора г. Мантурово проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ Спасская средняя общеобразовательная школа, расположенном по адресу: .... В ходе проверки было установлено, что в здании нарушены Правила пожарной безопасности, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее ППБ 01-03); Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ; приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (далее НПБ 104-03), а именно: 1) отсутствует прямой телефон вызова пожарной охраны (ППБ 01-03 п.39); 2) здание не оборудовано устройством молниезащиты (ППБ 01-03 п.3, СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций»); 3) деревянные конструкции чердачных помещений в здании дошкольной группы не пропитаны огнезащитным составом (ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.01.02-85? «Противопожарные нормы» п.1.8; СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»). Данные нарушения являются грубым нарушением законодательства о пожарной безопасности и могут повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей в результате пожара.

Представитель ответчика – МОУ Спасская СОШ – Зайцева Н.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что все нарушения будут устранены (л.д. 51).

Представитель ответчика – администрации Мантуровского муниципального района Костромской области – Соколова О.А. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что расходы на устранение нарушений пожарной безопасности заложены в бюджет 2011 года (л.д. 50).

Третье лицо – территориальный отдел государственного пожарного надзора г. Мантурово своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме (л.д. 45).

Выслушав истца, представителей ответчиков, принимая во внимание мнение представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит достаточные основания для удовлетворения исковых требований.

Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В ходе судебного заседания представители ответчиков признали иск в полном объеме. Данное заявление занесено в протокол судебного заседания и подписано представителями ответчиков, которым разъяснены последствия признания иска – удовлетворение исковых требований. Таким образом, требования ст. 173 ГПК РФ выполнены.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В компетенцию государственной противопожарной службы входит обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности в силу ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313.

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности, установление требований пожарной безопасности обеспечивает защиту и здоровье людей. Угрозу жизни и здоровью людей создаёт нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного этими Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности (п.3). Невыполнение указанных требований пожарной безопасности может в случае возникновения пожара воспрепятствовать эвакуации и повлечь гибель людей. Данные нарушения требуют немедленного устранения.

Согласно акта о результатах проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ..., в здании МОУ Спасская СОШ, расположенном по адресу: ..., были выявлены следующие нарушения:

1) отсутствует прямой телефон вызова пожарной охраны (ППБ 01-03 п.39);

2) здание не оборудовано устройством молниезащиты (ППБ 01-03 п.3, СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций»);

3) деревянные конструкции чердачных помещений в здании дошкольной группы не пропитаны огнезащитным составом (ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.01.02-85? Противопожарные нормы» п.1.8, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений») (л.д. 7).

В соответствии с п. 39 Правил пожарной безопасности, организации с массовым пребыванием людей, необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.

Согласно п. 3 Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (СО 153-34.21.122-2003), утвержденная приказом Минэнерго РФ от 30 июня 2003 года № 280 и введенная в действие с 30 июня 2003 года, предусматривает её распространение на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

Устройство молниезащиты - система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Она включает в себя внешние и внутренние устройства. В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства.

На момент рассмотрения дела в суде, указанные нарушения пожарной безопасности не устранены, что не оспаривается ответчиками со ссылкой на отсутствие финансирования в текущем году.

В соответствии с п. 10 ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как следует из свидетельств о государственной регистрации права серия ... ..., серия ... МОУ Спасская СОШ на праве оперативного управления принадлежат: здание школы, расположенное по адресу: ...; здание детского сада, расположенное по адресу: ... (л.д. 32,35). Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании МОУ Спасская СОШ, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия ... ..., серия ... (л.д. 33,34).

В соответствии со свидетельством серия ... ..., ... в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о постановке на учет в налоговом органе муниципального общеобразовательного учреждения Спасская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области (л.д. 36).

Согласно п.1.1.1. Устава, утвержденного постановлением главы Мантуровского муниципального района, МОУ Спасская СОШ – муниципальное общеобразовательное учреждение, Учредителем которого является администрация Мантуровского муниципального района. При этом, Учредитель обязан обеспечивать бюджетное финансирование деятельности учреждения на основе государственных и местных нормативов, принимать на себя расходы на содержание основных фондов и т.д. (л.д. 8-29), что также закреплено договором о взаимоотношениях, заключенным между МОУ Спасская СОШ и администрацией Мантуровского района (л.д. 37-42).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции от 08.12.2010 года), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Из изложенного следует, что заявление межрайонным прокурором подано в суд в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд находит факт нарушения норм и правил пожарной безопасности полностью подтвержденным материалами дела и доказательств обратного не имеется. Указанные нарушения вызваны бездействием ответчика, угрожают жизни и здоровью граждан, посещающих учреждение, в случае возникновения пожара могут воспрепятствовать эвакуации и повлечь гибель людей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению Спасская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области, администрации Мантуровского муниципального района Костромской области удовлетворить в полном объеме.

Возложить на МОУ Спасская средняя общеобразовательная школа, администрацию Мантуровского района обязанность в срок до ... устранить выявленные нарушения в здании, расположенном по адресу: ..., а именно:

1) установить прямой телефон вызова пожарной охраны (ППБ 01-03 п.39);

2) оборудовать здание устройством молниезащиты (ППБ 01-03 п.3, СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций»);

3) обработать деревянные конструкции чердачных помещений в здании дошкольной группы огнезащитным составом (ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.01.02-85? Противопожарные нормы» п.1.8, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).

Возложить на администрацию Мантуровского муниципального района Костромской области обязанность по проведению финансирования указанных выше работ.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

Председательствующий: А.Б. Комаров

Решение вступило в законную силу 25 января 2011 года