Дело № 2-196/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Мантурово 30 мая 2011 года Мантуровский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Изюмова В.В., с участием заместителя прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Моисеева С.Н. при секретаре Шабашовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к СПК «Леонтьево» о возложении обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах и укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров, УСТАНОВИЛ: Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в Мантуровский районный суд Костромской области с иском к СПК «Леонтьево» о возложении обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах и укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров. Свои требования прокурор мотивировал тем, что данные нарушения могут привести к возникновению лесных пожаров, что повлечет за собой нарушение экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании заместитель Костромского межрайонного прокурора Моисеев С.Н. исковые требования поддержал. По существу дела пояснил, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке надзора была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в СПК «Леонтьево», расположенном по адресу: ..., который является арендатором (лесопользователем) лесного участка площадью ... на основании договора аренды лесного участка ... от .... В ходе проверки установлено, что СПК «Леонтьево» нарушаются требования Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 41, приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года № 549 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах пользования лесов», а именно пункт сосредоточения противопожарным оборудованием и средствами тушения пожара не укомплектован в полном объеме пожарным оборудованием и инвентарем в соответствии с проектом освоения лесов; отсутствуют: напорные пожарные рукава – 150 м, электромегафон – 1 шт., мотопомпа пожарная переносная производительностью до 600-800 л/мин – 1 шт., зажигательные аппараты АЗ-3 – 5 шт., лесные ранцевые огнетушители – 10 шт., воздуходувка – 1 шт., лесопатрульная пожарная автомашина – 1 шт.. Просил возложить на СПК «Леонтьево» обязанность по устранению указанных нарушений в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Представитель ответчик – СПК «Леонтьево» Соболева Л.Б., в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась, пояснила, что кооператив принимал меры по устранению установленных в ходе проверки недостатков. К сегодняшнему дню приобретены рукава, электромегафон, мотопомпа, зажигательные аппараты, ранцевые огнетушители, воздуходувка. Документы в подтверждение указанного имущества у нее с собой нет. Лесопатрульная автомашина имеется, но она требует ремонта. Ремонт производиться, в ближайшее время он будет закончен и автомашина в заправленном состоянии будет стоять на дежурстве. Представитель третьего лица – Департамента лесного хозяйства Костромской области Рогов Н.П., в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 3 Федерального Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. ФЗ № 442-ФЗ от 29.12.2010), хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В соответствии со ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Исходя из п. 13 раздела 2 «Правил Пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, в числе прочего обязаны: соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года № 549, зарегистрированного в Минюсте 15.04.2009 года № 13763 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» установлены нормы в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах. В Разделе 2. Норм в местах использования лесов для заготовки древесины приведен подробный перечень наименований средств пожаротушения по их видам и количеству, как минимально необходимых, который должен находиться на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины. Как установлено судом и следует из материалов дела, ... СПК «Леонтьево» (арендатор) заключил с Департаментом лесного хозяйства Костромской области (арендодателем) договор аренды лесного участка ..., согласно которого лесной участок, площадью ... расположенный на территории ... передается СПК «Леонтьево» во временное пользование. В соответствии с договором аренды, арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения,…, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другое), содержание этих систем и средств. Из объяснения, полученного ... с председателя СПК «Леонтьево» Соболевой Л.Б., следует, что в соответствии с договором СПК «Леонтьево» является арендатором лесного участка площадью .... У организации имеется Лесная декларация на 2011 год, разрешающая рубку леса с ..., технологические карты на разработки лесосек, проект освоения лесов. В настоящее время СПК «Леонтьево» не обеспечены требования законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, а именно пункт сосредоточения противопожарным оборудованием и средствами тушения пожаров не укомплектован в полном объеме средствами пожаротушения (л.д. 8). Как следует из постановления о назначении административного наказания ... от ..., СПК «Леонтьево» нарушены требования, предусмотренные ст. 53 Лесного кодекса РФ, п.п. 3б, 13в Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417, а именно в пункте сосредоточения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров по состоянию на ... у СПК «Леонтьево» отсутствуют: напорные пожарные рукава – 150 м, электромегафон – 1 шт., мотопомпа пожарная переносная производительностью до 600-800 л/мин – 1 шт., зажигательные аппараты АЗ-3 – 5 шт., лесные ранцевые огнетушители – 10 шт., воздуходувка – 1 шт., лесопатрульная пожарная автомашина – 1 шт. (л.д. 11). Факт нарушения также подтверждается таблицей обеспеченности противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров арендаторов лесного фонда по состоянию на ... (л.д. 12). В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Ст. 42 Конституции РФ регламентирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Как следует из ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом. Таким образом, в судебном заседании установлено, что выявленные нарушения требований Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, в настоящее время СПК «Леонтьево» не устранены. Учитывая, что их не устранение нарушает экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, на ответчика следует возложить обязанности по их устранению. Суд приходит к выводу, что доводы прокурора являются законными и обоснованными, подтверждаются материалами дела, поэтому имеются достаточные основания для удовлетворения иска. Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Государственную пошлину следует взыскать с ответчика, поскольку истец освобожден от ее уплаты. На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.53 ЛК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Иск Костромского межрайонного природоохранного прокурора к СПК «Леонтьево» удовлетворить в полном объеме. Возложить на СПК «Леонтьево» обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года №417, по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения пожаров в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года №549, а именно: напорными пожарными рукавами – 150 м, электромегафоном – 1 шт., мотопомпой пожарной переносной производительностью до 600-800 л/мин – 1 шт., зажигательными аппаратами АЗ-3 – 5 шт., лесными ранцевыми огнетушителями – 10 шт., воздуходувкой – 1 шт., лесопатрульной пожарной автомашиной – 1 шт., в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с СПК «Леонтьево» государственную пошлину в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей в доход бюджета Мантуровского муниципального района. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения. Председательствующий: В.В. Изюмов Решение вступило в законную силу 10 июня 2011 года.