Решение от 28 июня 2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Трухина А.Л.,

при секретаре Родиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Темежниковой Галины Анатольевны об оспаривании постановления заместителя главы администрации муниципального образования городского округа ... от ... ... «Об отмене разрешения на строительство ... магазина ... ... от ...», постановления главы администрации муниципального образования городского округа ... от ... ... «Об отмене постановления администрации муниципального образования городского округа ... от ... ...-п «Об изменении целевого использования земельного участка Темежниковой Г.А.»,

УСТАНОВИЛ:

В Мантуровский районный суд ... обратилась Темежникова Г.А. с заявлением о признании недействительным постановления заместителя главы администрации муниципального образования городского округа ... об отмене разрешения на строительство ... ... от ..., в связи с тем, что оспариваемое постановление нарушает ее права и законные интересы, поскольку создаёт препятствия в реализации прав собственника земельного участка.

В судебном заседании Темежникова Г.А. свое заявление дополнила требованием о признании недействительным постановления главы администрации ГО ... от ... ..., которым отменено ранее вынесенное постановление от ... «Об изменении целевого использования земельного участка Темежниковой Г.А.».

Темежникова Г.А. заявленные требования поддержала и пояснила, что ей на ... принадлежит ... участок, расположенный по адресу: .... Данный участок она приобрела в ... году на основании .... В ... году на данном участке без разрешительных документов ею было начало строительство ... был выполнен фундамент. Данное обстоятельство послужило поводом проверки прокуратуры, по результатам которой на неё был .... В последующем она приняла меры по сбору необходимых документов на строительство: был выполнен проект, составлен градостроительный план, направлено заявление о выдаче разрешения на строительство и др.. ... разрешение на строительство было получено. В ... года администрацией также было издано постановление об изменении целевого использования ... участка, который первоначально имел разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства. В ... узнала, что разрешение на строительство было отменено. В последующем получила письмо из администрации, в котором было указано, что разрешение на строительство отменено, а также отменено постановление об изменении целевого использования ... участка. К письму были приложены два оспариваемых постановления. В ... года обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными этих постановлений. ... Арбитражный суд ... прекратил производство по делу, указав, что дело не подсудно арбитражу. По этой причине трехмесячный срок для обращения в суд пропустила. Постановления от ... и ... следует признать незаконными, поскольку они создают препятствия в продолжении строительства ... на принадлежащем ей ... участке. Сейчас решается вопрос о предоставлении ей в аренду дополнительной ... по адресу: ..., необходимой для эксплуатации .... В газету «...» администрацией направлена заметка о проведении публичных слушаний об изменении назначения земельного участка.

Представитель администрации ГО ... Сальникова Н.П. против заявления возражала и пояснила суду, что в ходе проверки, проведенной в ... года специалистами департамента строительства, архитектуры и градостроительства ... выяснилось, что разрешение на строительство от ... ..., выдано администрацией ... неправомерно: проектная документация не соответствует максимальной площади застройки, указанной в градостроительном плане ... и разрешение на строительство было выдано после начала строительства ... Также было указано, что нарушен порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования ... участка, предусмотренный п.3 ч.1 ст.4 ФЗ от ... «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», поскольку не проводились публичные слушания. Строительство начато заявителем в ... году без оформления разрешительной документации, о чем свидетельствует письмо ... межрайонной прокуратуры от .... Действительно, вопрос о предоставлении Темежниковой Г.А. ... участка в аренду по вышеуказанному адресу решен положительно, постановление об этом находится на подписи у главы администрации.

Выслушав заявителя и представителя администрации, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).

Пунктом 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих», установлено, что, принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Как установлено из пояснений заявителя, о принятых решениях ей стало известно из разговора с работником администрации в ... а непосредственно сами обжалуемые постановления она получила в администрации в конце ... года.

По мнению суда, процессуальный срок, предусмотренный ч.1 ст.256 ГПК РФ, следует исчислять для заявителя с .... При таких обстоятельствах, трехмесячный срок для обжалования решений органа местного самоуправления истек ....

Обосновывая уважительность причин пропуска срока, заявитель Темежникова Г.А. ссылалась на то, что в период с ... года включительно её заявление об оспаривании постановлений рассматривалось в Арбитражном суде ....

Суду представлено определение Арбитражного суда ... от ..., согласно которому при рассмотрении заявления Темежниковой Галины Анатольевны о признании недействительными постановления администрации ГО ... от ... ... «Об отмене разрешения на строительство ... магазина ... ... от ...» и постановления администрации ГО ... от ... г. ... «Об отмене постановления администрации ГО ... от ... ...-п «Об изменении целевого использования ... Темежниковой Г.А.» было установлено, что заявление не подведомственно арбитражному суду. Производство по делу прекращено (л.д.23-25).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в период ... года Темежникова Г.А. была лишена возможности обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании постановлений органа местного самоуправления, а потому процессуальный срок для обращения в суд с заявлением о признании постановлений администрации ГО ... незаконными пропущен Темежниковой Г.А. по уважительной причине. Основания для отказа Темежниковой Г.А. в удовлетворении заявления по причине пропуска срока, установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ, отсутствуют.

Из представленного суду свидетельства о ... видно, что Темежниковой Галине Анатольевне на основании договора ... от ... принадлежит на ..., .... по адресу: ... (л.д.11).

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с Уставом ..., принятым решением Думы ... от ... ... ... является муниципальным образованием, наделенным законом ... от 30.12.2004 N 237-ЗКО «Об установлении границ муниципальных образований в ... и наделении их статусом» статусом городского округа с официальным наименованием - муниципальное образование городской округ ..., в силу чего наделен полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктами 25 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены: утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Нормативный акт, регулирующий правила застройки и землепользования на территории ..., не принят.

Как установлено из пояснений сторон и представленных документов, ... Темежниковой Галине Анатольевне администрацией муниципального образования городского округа ... на основании ст.51 Градостроительного кодекса РФ было выдано разрешение ... на строительство ... кв. м, строительный ... расположенного по адресу: .... Срок разрешения установлен до .... Разрешение подписано заведующей отделом архитектуры С... и согласовано с первым заместителем главы администрации ГО ... Саитовым Д.И. (л.д.9).

Постановлением первого заместителя главы администрации ГО ... Саитова Д.И. от ... ... разрешение на строительство ... от ... на строительство ... по ..., выданное застройщику Темежниковой Г.А., отменено. Как следует из текста постановления, поводом для отмены явилось выявление факта начала самовольного строительства ... до получения на это необходимого разрешения в установленном порядке (л.д.10).

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению,

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства реконструкции,

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В статье 2 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» указано, что разрешение на строительство определяется как основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти, субъектов РФ в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.

При этом, действующее законодательство предусматривает возможность отмены разрешения на строительство только в том случае, если после его выдачи компетентным органом будет установлено, что проектная документация не соответствовала требованиям градостроительного плана земельного участка на момент обращения заявителя за его получением и выдачи разрешения на строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании пояснений участников процесса и исследованных материалов дела судом установлено, что разрешение на строительство было выдано Темежниковой Г.А. органом местного самоуправления на основании правоустанавливающих документов на ..., градостроительного плана ..., проектной документации. Доказательств обратного суду не представлено.

В обоснование законности двух оспариваемых постановлений представителем администрации указано, что требование об отмене разрешения на строительство и постановления об изменении целевого использования земельного участка Темежниковой Г.А. содержалось в акте проверки и предписании главного специалиста-эксперта отдела подготовки нормативно-правовых актов и контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Департамента строительства, архитектуры и градостроительства ....

Из представленного акта ... от ... внеплановой документальной проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности следует, что проверяющими специалистами Департамента строительства, архитектуры и градостроительства ... зафиксированы следующие нарушения: 1. Градостроительный план ... оформлен с нарушениями «Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка», утвержденной приказом Минрегионразвития РФ от ... ...; 2. В разрешении на строительство указано, что его форма утверждена постановлением главы ГО ..., в то время, как форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года №698, разрешение заполнено с нарушением Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Минрегионразвития РФ от 19.10.2006 г. №120, разрешение выдано неправомерно, поскольку проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана ... – запроектированная площадь застройки не соответствует максимальной площади застройки, указанной в градостроительном плане, в нарушение требований Градостроительного кодекса разрешение было выдано после начала строительства магазина; 3. При изменении вида разрешенного использования земельного участка администрацией нарушен установленный законом порядок, а именно, решение принято без проведения публичных слушаний (л.д.18-20).

Согласно предписанию об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от ..., главе администрации МО ГО ... предписано: 1. Привести градостроительный план ... по ... соответствие с градостроительным законодательством и Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана ... 2. Осуществить действия по понуждению собственника ... к освобождению ... от самовольно возведенного строения; 3. Отменить постановление от ... ...-п, произвести процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с законом; 4. Осуществить в соответствии с полномочиями действия по понуждению Темежниковой Г.А. освободить ... от самовольно возведенного ... (л.д.13-14).

Вместе с тем, ни названные документы, ни постановление об отмене разрешения на строительство не содержат указания на то, в чем конкретно заключается несоответствие проектной документации градостроительному плану .... В подтверждение доводов градостроительный план и проектная документация суду предоставлены небыли.

Отмена разрешения на строительство также произведена без учета требований ст.40 Градостроительного кодекса РФ о том, что в случае, когда параметры строительства, согласно проектной документации, отличаются от предельных параметров разрешенного строительства - законность такого строительства, согласно п.п. 5 п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, должна подтверждаться отдельным разрешением.

Таким образом, отличие параметров строительства от проекта не является основанием для отмены выданного ранее разрешения на строительство.

То обстоятельство, что факт самовольного начала строительства был известен органу, выдавшему разрешение на строительство, подтверждается как заявителем, так и представителем администрации МО ГО ....

Так, постановлением начальника инспекции Государственного административно-технического надзора ... от ... Темежникова Г.А. была ... КоАП РФ в том, что она по адресу: ..., осуществляет ... без необходимой разрешительной документации, заложено фундаментальное основание, с назначением наказания в виде ... рублей (л.д.17).

С учетом приведенных выше положений градостроительного законодательства, факт начала строительства самовольно мог являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Однако, в данном случае разрешение было выдано, следовательно, последующая ссылка на самовольное начало строительства, как основание для отмены разрешения на строительство, является неправомерной.

Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Постановлением администрации МО ГО ... от ... ...-п было принято решение об изменении целевого использования ..., расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером ... кв. м, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства – на размещение и эксплуатацию ... (л.д.22).

Постановлением администрации МО ГО ... от ... ... в соответствии с ФЗ от ... №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» постановлено отменить постановление администрации МО ГО ... от ... ...-п «Об изменении целевого использования ... Темежниковой Г.А.» (л.д.15).

Согласно п. 1 ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, действующим законодательством не запрещено местному органу самоуправления отменять свой же ранее принятый ненормативный акт, решение в случае установления, что они приняты в нарушение действующего законодательства на момент их принятия. Принимаемые органами местного самоуправления муниципальные правовые акты базируются на соответствующих федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

При этом, как уже отмечалось ранее, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами местного самоуправления оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

На основании п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

На вышеуказанный земельный участок регистрирующим органом ... было выдано повторное ... г., в котором объектом права указан ... ...

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в порядке искового производства путем предъявления соответствующего иска и не подлежит оспариванию в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Учитывая изложенное, вопрос о правомерности принятия постановления от ... ...-п, послужившего основанием для внесения изменений в сведения о регистрации права собственности Темежниковой Г.А. на ..., должен разрешаться при рассмотрении спора о праве на данный земельный участок.

Принимая во внимание, что на момент издания постановления ... зарегистрированное ... не было оспорено в установленном законом порядке, суд приходит к выводу об отсутствии у администрации правовых оснований для отмены постановления от ....

В оспариваемом постановлении не содержится сведений о том, что постановление администрации МО ГО ... от ... ...-п принято с нарушением законодательства, действовавшего на момент издания этого постановления.

Ссылка администрации на нарушение процедуры принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка – непроведение публичных слушаний, не может быть принята во внимание при отсутствии доказательств нарушения законных прав и интересов других лиц.

При таких обстоятельствах суд считает, что администрацией МО ГО ... не представлено доказательств того, что оспариваемые постановления приняты с соблюдением требований федерального законодательства.

Руководствуясь ст.194-198, ст.258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Темежниковой Галины Анатольевны об оспаривании постановлений администрации муниципального образования городского округа ... признать обоснованным.

Признать незаконным постановление первого заместителя главы администрации муниципального образования городского округа ... от ... ... «Об отмене разрешения на строительство ...

Признать незаконным постановление главы муниципального образования городского округа ... от ... ... «Об отмене постановления администрации муниципального образования городского округа ... от ... ...-п «Об изменении целевого использования ... Темежниковой Г.А.».

Обязать администрацию городского округа ... в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры для устранения препятствий к осуществлению нарушенных прав и свобод Темежниковой Галины Анатольевны путем отмены незаконных постановлений.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 суток с момента вынесения.

Председательствующий: Трухин А.Л.

Копия верна: Судья: А.Л. Трухин

Решение вступило в законную силу 15 июля 2011 года