Дело № 2-307/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Мантурово 10 октября 2011 года Мантуровский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Комарова А.Б., прокурора Ларионовой Е.А., при секретаре Липиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мантуровского муниципального района Костромской области об обязании организовать ежедневный подвоз учащихся в МОУ Угорская ООШ из [ Адрес ] и МОУ Шулевская СОШ из [ Адрес ] и обратно домой транспортом, соответствующим ГОСТ Р 51160 – 98 «Автобусы для перевозки детей, технические требования» в срок до 1 декабря 2011 года, У С Т А Н О В И Л: В Мантуровский районный суд обратился и.о. Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Мантуровского муниципального района Костромской области об обязании организовать ежедневный подвоз учащихся в МОУ Угорская ООШ из [ Адрес ] и МОУ Шулевская СОШ из [ Адрес ] и обратно домой транспортом, соответствующим ГОСТ Р 51160 – 98 «Автобусы для перевозки детей, технические требования» в срок до 1 декабря 2011 года. В судебном заседании прокурор исковые требования изменил в части, касающейся применения СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 и пояснил, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об общедоступности образования, а также охраны жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности образовательных учреждений Мантуровского района. Установлено, что в муниципальном образовательном учреждении Угорская основная общеобразовательная школа, расположенной в [ Адрес ] обучается 4 несовершеннолетних, которые проживают в отдалённых от учебного заведения населённых пунктах, а именно: [ Адрес ]. Так, согласно информации администрации Мантуровского муниципального района [ № ] от [ Дата ] удалённость [ Адрес ] по автомобильным дорогам общего пользования местного значения Мантуровского муниципального района Костромской области от следующих населённых пунктов составляет: [ Адрес ] - 7 км; [ Адрес ] - 4 км; [ Адрес ] - 33 км. Также, в ходе проверки установлено, что в муниципальном образовательном учреждении Шулевская средняя общеобразовательная школа, расположенной по адресу: [ Адрес ], обучается 14 несовершеннолетних, которые проживают в отдалённых от учебного заведения населённых пунктах, а именно: [ Адрес ]. Согласно информации администрации Мантуровского муниципального района [ № ] от [ Дата ] удалённость [ Адрес ] по автомобильным дорогам общего пользования местного значения Мантуровского муниципального района Костромской области от следующих населённых пунктов составляет: [ Адрес ] -3 км; [ Адрес ] - 15 км; [ Адрес ] - 12 км; [ Адрес ] - 15 км. Таким образом, МОУ Угорская ООШ, расположенная в [ Адрес ], и Шулевская СОШ, расположенная в [ Адрес ], находятся на удалённом расстоянии (более 2 км) от места жительства учащихся и дети не могут преодолевать его пешком ежедневно. На занятия и после их окончания до дома они добираются самостоятельно. Представитель ответчика – администрации Мантуровского муниципального района –Савченко В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил суду, что он считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям. Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемые законом интересы. Статьей 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов: граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В исковом заявлении и.о. Мантуровского межрайонного прокурора указано, что оно подано в интересах неопределенного круга лиц. В самом же исковом заявлении указаны две группы несовершеннолетних, права и законные интересы которых якобы нарушены бездействием администрации Мантуровского муниципального района, в одной группе - 4 человека, в другой - 14 человек, к исковому заявлению приложены списки этих групп. Из этого следует, что фактически исковое заявление подано в защиту интересов определенной группы несовершеннолетних граждан, состоящей из 18 человек, у которых имеются законные представители, которые, как это следует из искового заявления, не обращались сами к прокурору с заявлением о защите прав их детей, и наверное не знают, что осуществляется защита прав их детей судебном порядке. Подача подобных исковых заявлений является грубым нарушением положений действующего законодательства, в частности Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ГПК РФ. Статьей 134 ГПК РФ определено, что судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право. Ст. 220 ГПК РФ определено, что суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 части 1 ст. 134 ГПК РФ. Кроме того, администрация Мантуровского муниципального района с выводом о ненадлежащем исполнении полномочий по организации представления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего полного общего образования по основным программам в части подвоза учащихся к образовательным учреждениям администрация Мантуровского муниципального района не согласна по следующим основаниям: постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утверждены санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые вводятся в действие с 1 сентября 2011 года. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" утрачивают силу.Отношения, связанные с транспортным обслуживанием лиц, обучающихся в сельских общеобразовательных учреждениях, регулируется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологические правила утверждены в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции; проведения социально-гигиенического мониторинга; научных исследований в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.Статьей 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Исходя из приведенных норм, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходными обязательством Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают лишь соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств в установленном порядке. Постановлением администрации Костромской области от 27.06.2011 года № 245-а "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на приобретение школьных автобусов, производимых на территории Российской Федерации, для общеобразовательных учреждений Костромской области в 2011 году" был утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на приобретение школьных автобусов, производимых на территории Российской Федерации, для общеобразовательных учреждений Костромской области в 2011 году. Департаменту образования и науки Костромской области совместно с департаментом финансов Костромской области было поручено в срок до [ Дата ] разработать форму соглашения между администрацией Костромской области и администрациями муниципальных районов и городских округов Костромской области о софинансировании приобретения школьных автобусов, производимых на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями ГОСТа Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей", для общеобразовательных учреждений Костромской области. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области было рекомендовано заключить с администрацией Костромской области соглашение о софинансировании приобретения школьных автобусов, производимых на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями ГОСТа Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей", для общеобразовательных учреждений Костромской области; при заключении соглашений представлять финансовые документы, подтверждающие выделение денежных средств органами местного самоуправления муниципальных образований из местных бюджетов в 2011 году на софинансирование приобретения школьных автобусов, принять муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального района (городского округа) Костромской области по софинансированию приобретения школьных автобусов, производимых на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями ГОСТа Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей", для общеобразовательных учреждений Костромской области в 2011 году, согласно заключенным соглашениям; обеспечить целевое использование выделенных средств на приобретение школьных автобусов, производимых на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями ГОСТа Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей", для общеобразовательных учреждений Костромской области в 2011 году. Исходя из действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязанность по транспортному обслуживанию лиц, обучающихся в сельских общеобразовательных учреждениях, у администрации Мантуровского района возникнет только с момента передачи ей школьных автобусов, приобретенных в порядке, определенном администрацией Костромской области. Таким образом, представление основано на нормативном правовом акте, утратившим силу, а также на неправильном применении действующего законодательства. На основании изложенного и статей 45, 134, 220 ГПК РФ администрация Мантуровского муниципального района просит прекратить производство по делу. Представитель заинтересованного лица – МОУ Шулевкая СОШ – Разживина Е.И., исковые требования не признала и заявила, что поддерживает доводы представителя ответчика, и пояснила суду, что школа контактирует с родителями учащихся. Если последних не устраивает маршрут автобуса, то они готовы его изменить. Денежные средства, затраченные на проезд учеников, в соответствии с постановлением губернатора подлежат возврату из бюджета. Представитель заинтересованного лица – МОУ Угорская ООШ – Крылова Л.В., исковые требования не признала, заявила, что поддерживает доводы представителя ответчика, пояснений суду в обоснование своей позиции не представила. Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит достаточные основания для удовлетворения исковых требований. Конституция Российской Федерации, гарантирует каждому право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п.п.1,2 ст.43 Конституции РФ). В соответствии с п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 от 06.10.2003 года к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно п.1 ч.1 ст. 31 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам. В силу положений п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 от 06.10.2003 органы муниципальных районов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений и их финансированию. На основании ч.3 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с ч.1 ст.28 названного закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства. Пунктом 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 предусмотрено, что в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений составляет: - во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км; - для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно. При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км. Согласно ч. ст.19 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. В соответствии с п.32 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ № 196 от 19.03.2001 года, общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс трех ступеней общего образования: первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года); вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет); третья ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года); В соответствии с Приложением № 2 к Методическим рекомендациям МР 2.2.8.2127–06. 2.2.8 «Средства коллективной и индивидуальной защиты. Гигиенические требования к теплоизоляции комплекта средств индивидуальной защиты от холода в различных климатических регионах и методы ее оценки. Методические рекомендации», утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, [ Дата ], Костромская область относится ко второй климатической зоне. Кроме того, разделом 1 ГОСТ Р 51160 - 98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» установлено, что стандарт распространяется на автобусы, специально предназначенные для перевозок детей, автобусы должны соответствовать требованиям нормативных документов, предъявляемых к автобусам в Российской Федерации для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. В ходе проверки установлено, что учащиеся МОУ Шулевская СОШ и МОУ Угорская ООШ добираются до данных образовательных учреждений пассажирским автобусом [Данные изъяты], принадлежащим на праве хозяйственного ведения МУП [Данные изъяты]. В соответствии с объяснением руководителя МУП [Данные изъяты] [С.Е.А.] от [ Дата ] вышеуказанный автобус требованиям ГОСТ Р 51160 - 98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» не соответствует. Из вышеизложенного следует, что администрацией Мантуровкого муниципального района указанные полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего полного общего образования по основным общеобразовательным программам в части подвоза учащихся к образовательным учреждениям – МОУ Угорская ООШ и МОУ Шулевская СОШ – исполняются ненадлежащим образом. В связи с тем, что подвоз детей в указанные школы не организован, учащиеся самостоятельно добираются до указанных образовательных учреждений, расположенных в других населенных пунктах ([ Адрес ] Мантуровского района), суд находит, что администрацией Мантуровского муниципального района нарушены законные интересы учащихся МОУ Угорская ООШ и МОУ Шулевская СОШ на безопасную перевозку от места жительства до ученых заведений и обратно. Так, согласно справки МО МВД России «Мантуровский» у администрации Мантуровского муниципального района имеются два школьных автобуса, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51160-98, которые осуществляют перевозки учащихся МОУ Вочуровская СОШ, Елизаровская ООШ. Таким образом, администрацией Мантуровского муниципального района Костромской области нарушаются права и законные интересы учащихся МОУ Угорская ООШ и МОУ Шулевская СОШ на получение общедоступного образования, на охрану их жизни и здоровья. Доводы представителя ответчика о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов учащихся указанных школ, а также о том, что обязанность по транспортному обслуживанию лиц, обучающихся в сельских общеобразовательных учреждениях, у администрации Мантуровского района возникнет только с момента передачи ей школьных автобусов, приобретенных в порядке, определенном администрацией Костромской области, находит не заслуживающими внимания, так как к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, что включает в себя и обеспечение учащихся соответствующим требованиям закона транспортом. По мнению суда, прокурор обратился с заявлением в интересах именно неопределенного круга лиц, так как персональный список учащихся данных школ может изменяться в силу объективных причин (переход учеников в другую щколу, поступление новых учеников). Пофамильный список учащихся указанных выше школ, по мнению суда, представлен прокурором в обоснование своего требования обязать администрацию Мантуровского муниципального района Костромской области организовать ежедневный подвоз учащихся до школ и обратно домой. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы истца являются законными и обоснованными, подтверждаются материалами дела, поэтому имеются достаточные основания для удовлетворения иска. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Иск и.о. Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию Мантуровского муниципального района Костромской области организовать ежедневный подвоз учащихся в МОУ Угорская ООШ из [ Адрес ] и МОУ Шулевская СОШ из [ Адрес ] и обратно домой транспортом, соответствующим ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей, технические требования» в срок до 1 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательном виде. Председательствующий: А.Б. Комаров Решение было обжаловано в Костромской областной суд администрацией Мантуровского муниципального района. Жалоба оставлена без удовлетворения, а решение суда – без изменения. Решение вступило в законную силу 9 ноября 2011 года. Судья: Комаров А.Б. Дело №33-1819 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «09» ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: Председательствующего: Никулинской Н.Ф., и судей: Муравьевой Е.А., Болонкиной И.В., с участием прокурора Хрящевой Е.Ю., при секретаре Поповой Е.В., рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Мантуровского муниципального района на решение Мантуровского районного суда от 10 октября 2011 года, которым иск Мантуровского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворен. Администрация Мантуровского муниципального района Костромской области обязана организовать ежедневный подвоз учащихся в МОУ Угорская ОООШ из [ Адрес ] и МОУ Шулевская СОШ из [ Адрес ] и обратно домой транспортном, соответствующим ГОСТ Р 5116098 «Автобусы для перевозки детей, технические требования» в срок до 01 декабря 2011 года. Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., судебная коллегия установила: И.о. Мантуровского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мантуровского муниципального района о возложении обязанности организовать ежедневный подвоз учащихся в МОУ Угорская ООШ, МОУ Шулевская СОШ и обратно домой транспортном, соответствующим ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей, технические требования» в срок до 01 декабря 2011 года. В обосновании иска указав, что в МОУ Угорская основная общеобразовательная школа (далее МОУ Угорская ООШ), расположенная в [ Адрес ], обучается 4 несовершеннолетних, которые проживают в отдаленных от учебного заведения населенных пунктах, а именно: [ Адрес ] - 7 км, [ Адрес ], -4 км, [ Адрес ] - 33 км. Также установлено, что в МОУ Шулевская средняя образовательная школа (далее МОУ Шулевская СОШ), расположенной по адресу: [ Адрес ], обучается 14 несовершеннолетних, которые проживают в отдаленных от учебного заведения населенных пунктах, а именно: [ Адрес ] - Зкм, [ Адрес ] - 15 км, [ Адрес ] - 12 км, [ Адрес ] - 15 км. Таким образом, МОУ Угорская ООШ, МОУ Шулевская СОШ находятся на удаленном расстоянии (более 1 км) от места жительства учащихся и дети не могут преодолевать его пешком ежедневно. На занятия и после их окончания до дома добираются самостоятельно. Со ссылкой на Конституцию РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЭ от 06.10.2003г., Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», Федеральный закон №52~ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, прокурор полагал, что администрацией Мантуровского муниципального района полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего полного общего образования по основным общеобразовательным программам в части подвоза учащихся к образовательным учреждениям исполняются ненадлежащим образом, в связи с тем, что подвоз детей в МОУ Угорская ОООШ и в МОУ Шулевская СОШ не организован, учащиеся самостоятельно добираются до указанных образовательных учреждений, расположенных в других населенных пунктах ([ Адрес ] Мантуровского района), соответственно образовательные учреждения не могут обеспечить условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья детей, тем самым, администрацией Мантуровского муниципального района Костромской области нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних на получение общедоступного образования, на охрану их жизни и здоровья. Мантуровским районным судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Глава Мантуровского муниципального района Костромской области Семенов A.M. просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и производство по делу прекратить. Полагает, что исковое заявление прокурором подано не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах двух групп несовершеннолетних детей, что является процессуальным нарушением. После обращения ответчика с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с нарушением ст. 45 ГПК РФ, суд данное ходатайство не разрешил, что является нарушением ст. 166 ГПК РФ. Считает, что суду было необходимо привлечь администрацию Костромской области в качестве соответчика, а также суд не привлек к участию в деле территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Сведения о факте, указанным в исковом заявлении о том, что учащиеся МОУ Шулевская СОШ и МОУ Угорская СОШ добирались до данных образовательных учреждений пассажирским автобусом [Данные изъяты], принадлежащим на праве хозяйственного ведения МУП [Данные изъяты], не могут являться доказательством, так как не указан источник этих сведений. Считает, что объяснения [С.Е.А.] также не может быть положено в основу решения суда, так как он не допрашивался в судебном заседании. Со ссылкой на ст.ст. 29, 31 Закона РФ от [ Дата ] [ № ] «Об образовании», ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановление администрации Костромской области от 245-а «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на приобретение школьных автобусов, производимых на территории Российской Федерации, для общеобразовательных учреждений Костромской области в 2011 году» указывает, что выполнение санитарно-эпидемиологических требований по ежедневному подвозу учащихся в части её финансовой составляющей является расходным обязательством администрации Костромской области. Администрация Мантуровского муниципального округа, выполняя требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, участвует в исполнении вышеуказанного постановления администрации Костромской области и ждет поступления автобусов, приобретенных в порядке, предусмотренных этим постановлением, которые будут использованы для подвоза учащихся. Таким образом, считает, что действия администрации законны, поскольку они полностью основаны на действующем законодательстве в области обеспечения санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, а возложенная судом обязанность является незаконной. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора Хрящеву Е.Ю., которая полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению судебная коллегия не находит оснований к отмене решение суда. Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о законности заявленных прокурором требований. Этот вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и материалам дела, основания для признания его неправильным отсутствуют. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного - общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 11 статьи 6 Устава муниципального образования Мантуровский муниципальный район Костромской области к вопросам местного значения Мантуровского муниципального района в соответствии с действующим законодательством относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Часть 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Частью 3 ст. 39 названного Федерального закона установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 утверждены СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Согласно пункту 2.5. санитарно-эпидемиологических требований к размещению общеобразовательных учреждений в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений: во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км; для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно. При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км. Пунктом 2.6. рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении. Костромская область относится ко второму климатическому региону. Специальные требования к автобусам, предназначенным для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, установлены Государственным стандартом Российской Федерации «Автобусы для перевозки детей. Технические требования. ГОСТ Р 51160-98». Из материалов дела следует, что МОУ Угорская ООШ и МОУ Шулевская СОШ школьных автобусов, соответствующих ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», не имеют. Подвоз учащиеся данных школ осуществляется пассажирским автобусом МУП [Данные изъяты] (л.д.8-9, 23). Удовлетворяя требования прокурора, суд, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными нормами, правомерно исходил из того, что отсутствие организованного подвоза учащихся транспортом, предназначенным для перевозки детей, нарушает права и законные интересы несовершеннолетних на получение общедоступного образования, на охрану жизни и здоровья. Довод кассационной жалобы о том, что администрация Мантуровского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным, поскольку, как уже указывалось выше, к вопросам местного значения Мантуровского муниципального района в соответствии с действующим законодательством относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразователъным программам. Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что прокурор не вправе был обратиться с данным иском в суд. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Также заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. И.о. прокурора Мантуровского района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся в МОУ Угорская ООШ и МОУ Шулевская СОШ, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством. Довод кассационной жалобы о том, что администрация Костромской области не была привлечена к участию в деле в качестве соответчика, не может служить поводом к отмене решения. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалобы, представления в случае, если суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию деле. Поскольку обязанность организовать ежедневный подвоз учащихся в МОУ Угорская ОООШ из [ Адрес ] и в МОУ Шулевская СОШ из [ Адрес ] и обратно домой транспортном, соответствующим ГОСТ Р 5116098 «Автобусы для перевозки детей, технические требования» суд возложил на администрацию Мантуровского муниципального района, то данным решением суда права администрации Костромской области не затрагиваются. Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Мантуровского районного суда от 10 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы Мантуровского муниципального района - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: