Решение от 09.11.2011г.(о предоставлении жилого помещения)



Дело №2-324/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 9 ноября 2011 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Трухина А.Л.,

при секретаре Родиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мехедко Александра Евгеньевича к администрации муниципального образования городского округа г. Мантурово Костромской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мехедко А.Е. с иском к администрации муниципального образования городского округа г. Мантурово Костромской области о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он является нанимателем жилого помещения по адресу: [Адрес]. В соответствии с актом осмотра от [Дата] помещение не имеет централизованного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. От стен отстают обои, дверной блок деформирован вследствие повышенной влажности, стены поражены плесенью. Электропроводка неисправна, проведен временный открытый кабель. Полы и оконные блоки сгнили. Является <данные изъяты>, не способен к самостоятельному передвижению без использования инвалидного кресла. Требует обязать ответчика предоставить ему жилое помещение, обеспеченное инженерными системами электроосвещения, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением и вентиляцией, газоснабжением.

В ходе судебного разбирательства Мехедко А.Е. уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика предоставить ему на территории [Адрес] благоустроенную однокомнатную квартиру площадью не менее 20 кв. м.

Мехедко А.Е. пояснил, что до [Дата] года проживал в квартире, выделенной предприятием и расположенной по адресу: [Адрес] [Адрес] - бывшее общежитие <данные изъяты>. В комнате имелись отдельный вход, удобства. В [Дата] году жильцы дома были вынуждены сами уходить из дома, искать жилье: в доме сначала отключили электричество, потом теплоснабжение. Предоставили временно комнату в общежитии на [Адрес]. Одновременно написал заявление на предоставление жилого помещения. В администрации заверили, что как только появится подходящее жилье, данное жилье предоставят. Его поставили в отдельную очередь как инвалида, находился под [Номер] Впоследствии в связи с изменениями в законодательстве был поставлен в общую очередь, где стал значиться под [Номер]. В общежитии на [Адрес] поселился в [Дата] году, заключил договор найма, но в то время фактически там не проживал. Сначала снимал комнату, потом жил на работе, где имелась комната, вода, теплый туалет. В [Дата] года в связи с намерением прописать в данной комнате свою дочь, заключил новый договор социального найма. В настоящее время прописан и проживает на данной жилплощади один.

Дом на [Адрес] – это четырехэтажное здание, бывшее общежитие. Его комната располагается на первом этаже. Ранее это была комната для хозяйственных нужд, потом из нее все убрали и отдали ему. Кроме отопления других удобств нет. За стеной комнаты находится трансформаторная, от которой идет постоянный шум. От этого у него постоянные головные боли. Стены в комнате протекают, ремонт делать нет смысла (обои тут же отваливаются). От сырости развился кашель. Вода в общежитии отсутствует, а принести ведро воды ему сложно из-за инвалидности. Туалет находится на 3 и 4 этажах, куда просто физически не подняться, да и жильцы этих этажей не пускают в туалеты, так как они постоянно затоплены. В комнате еще и невозможный запах: канализация бежит под пол. Вместе с тем, вносит коммунальную плату и за туалет, и за воду. Другого жилья не имеет.

В [Дата] этого года состояние дома проверяла комиссия, члены которой согласились, что в доме необходим ремонт, необходимо подвести воду. От администрации ему предлагали другое жилье, но оно тоже находится в плачевном состоянии: пол сгнил, потолок обваливается, гнилая система водоотвода, туалет зимой замерзает, сырость.

Представитель ответчика администрации МО ГО г. Мантурово Костромской области Лопатина Н.В. против иска возражала и пояснила, что Мехедко А.Е. был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении в администрации г. Мантурово [Дата] и как инвалид должен обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета. По состоянию на [Дата] в очереди на улучшение жилищных условий г. Мантурово истец числится под [Номер], в областном реестре под [Номер], о чем он был уведомлен. Согласно акта обследования помещения, бывшее общежитие, расположенное по адресу: [Адрес], не признано аварийным. В заключении комиссии указано, что необходимо провести косметический ремонт. Но в связи с многочисленными обращениями жильцов данного дама по поводу его состояния данный вопрос поставлен на контроль главы МО ГО [Адрес]. Принято решение о проведение в данном общежитии капитального ремонта, составлена смета, дом включен в список на 2012 год. Действительно, Мехедко А.Е. предлагалось другое жилье на [Адрес] Благоустроенного свободного жилья, соответствующего требованиям истца, у города нет. На основании действующего договора социального найма Мехедко А.Е. как наниматель обязан содержать свое жилье в исправном состоянии, при обнаружении неисправности наниматель должен принять возможные меры по их устранению.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В части первой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона №181 -ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

В п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

Исходя из изложенных норм следует, что если помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то суд может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, поскольку помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Из статьи 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании положений ЖК РФ.

Из представленных материалов усматривается, что в жилом помещении, расположенном по адресу: [Адрес] (комната общей площадью [Номер] в бывшем общежитии), находящемся в муниципальной собственности, Мехедко Александр Евгеньевич проживает на условиях договора социального найма от [Дата] (л.д.14-16).

Мехедко А.Е. состоит в очереди на улучшение жилищных условий с [Дата]. По состоянию на [Дата] год в очереди на получение жилья как <данные изъяты> по областному реестру истец состоит под номером [Номер] В очереди на улучшение жилищных условий по ГО [Адрес] он состоит под номером [Номер] т.е. является нуждающимся в получении жилья (л.д.18, 23, 24-25, 39).

Факт установления истцу бессрочно второй группы инвалидности по общему заболеванию подтверждается копией справки сер. <данные изъяты> При установлении инвалидности дано заключение о нетрудоспособности Мехедко А.Е. (л.д.4).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47.

Положение, как следует из его содержания, в составе предъявляемых к жилому помещению требований устанавливает и требования, связанные с соблюдением санитарных норм и правил, в том числе предусмотренных иными нормативными правовыми актами, и признает наличие выявленных вредных факторов среды обитания, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в качестве основания для признания жилого помещения непригодным для проживания (например, пункты 14, 33). Положение подробно регламентирует порядок рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания, процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, определяет виды принимаемых решений, сроки их оформления и направления собственнику жилья и заявителю, в том числе сокращенные в случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека (пункт 51).

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Из п. 42 указанного Положения, следует, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Заявляя требования о предоставлении жилья, Мехедко А.Е. в качестве оснований к удовлетворению иска ссылался на наличие у него инвалидности и непригодность комнаты, в которой он проживает по договору социального найма, для проживания, т.е. на основания для предоствления жилья, установленные п.1, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.

Из акта обследования [Номер] от [Дата] следует, что заместителем начальника государственной Жилищной инспекции [Адрес] М.А.В. совместно с помощником Мантуровского межрайонного прокурора, заместителем директора и главным специалистом ООО «Жилкомсервис» проведено мероприятие по обследованию [Адрес] на предмет содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома. В результате обследования выявлено неисправное состояние электроосвещения лестничных клеток, умывальников, туалетов, неисправное состояние межэтажных щитков, отсутствие изоляции на скрутках в распределительных коробках на этажах дома, отсутствие запирающего устройства на электрических щитках и вводно-распределительном устройстве, неисправное состояние стояков центральной канализации в общих туалетах 1 и 2-го этажей, неисправное состояние санитарно-технических приборов, неисправное состояние дверного блока в чердачное помещение и кровлю дома, неисправное состояние штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, туалетов, умывальных комнат, отсутствие окрасочного слоя потолков умывальных комнат и туалетов, неисправное состояние оконных блоков красного уголка на 1-ом этаже дома, неисправное состояние вентиляционных каналов на кровле дома, неисправное состояние примыканий кровли около вентиляционных каналов, выхода на кровлю и парапетам, чем нарушаются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170, СанПиН 42-128-4690-88 (л.д.8-9).

Актом обследования помещения от [Дата] установлено, что межведомственная комиссия в составе представителей администрации ГО г. Мантурово, комитета по управлению муниципальным имуществом, отдела городского хозяйства, отдела архитектуры и градостроительства, территориального отделения Госпожнадзора г. Мантурово, территориального отдела Роспотребнадзора в Шарьинском районе, ГП «Костромаоблтехинвентаризация» по заявлению Мехедко А.Е. произвела обследование помещения по адресу: Костромская область, г. Мантурово, [Адрес] В результате осмотра зафиксировано следующее: «От стен отстают обои, дверной блок деформирован вследствие повышенной влажности. Стены поражены плесенью. Электропроводка неисправна, брошен временный открытый кабель. Полы местами сгнили. Оконные блоки сгнили». По результатам обследования рекомендовано провести косметический ремонт (л.д.6).

Акт межведомственной комиссии утвержден постановлением главы ГО [Адрес] от [Дата] [Номер] (л.д.5).

Согласно заключению межведомственной комиссии от [Дата] [Номер] в жилом помещении необходимо провести косметический ремонт. Выводы о непригодности жилого помещения для проживания, аварийности жилого дома отсутствуют (л.д.7).

По заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы [Номер] от [Дата] условий проживания в жилом помещении по адресу: [Адрес], в комнате смежно с квартирой оборудована электрощитовая. На момент обследования шума и вибрации не установлено. Уровень электромагнитного излучения от работы электрощитовой не замерялся в связи с отсутствием измерительного оборудования. Имеются изменения окружающей среды данного жилого помещения: содержание колонообразующих единиц плесени составляет 80000 в 1 кубическом метре. Условия проживания в жилом помещении не соответствуют требованиям п.3.11 СанПиН 2.1.2.2645-10.

Оценивая совокупность представленных доказательств, суд исходит из того, что в установленном законом порядке решение о признании занимаемого истцом Мехедко А.Е. жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции не принималось.

При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, для возложения на ответчика обязанности немедленного предоставления Мехедко А.Е. жилого помещения в виде однокомнатной благоустроенной квартиры площадью не менее 20 кв. м., не имеется.

Также отсутствуют основания для удовлетворения требований Мехедко А.Е. на основании п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, поскольку им не представлено достоверных и бесспорных доказательств того, что он страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года №378 во исполнение статьи 51 ЖК РФ.

Таким образом, законные основания для удовлетворения исковых требований Мехедко А.Е. отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Мехедко Александру Евгеньевичу в удовлетворении иска к администрации муниципального образования городского округа г. Мантурово Костромской области о предоставлении жилого помещения ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 суток с момента вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Трухин А.Л.

Решение вступило в законную силу 22 ноября 2011 года