Дело № 2-163
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2010 года г. Мантурово
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной Е.С., при секретаре Кузнецовой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО «Теплосервис» о признании действий по прекращению подачи горячего водоснабжения противоправными и прекращении противоправных действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области обратилось в суд с иском в защиту неопределённого круга лиц к ООО «Теплосервис» о признании действий по прекращению подачи горячего водоснабжения противоправными и прекращении противоправных действий. В своем заявлении истец ссылается на то, что ответчик не предоставляет населению коммунальные услуги в виде круглосуточного обеспечения потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в неотопительный период каждого года, чем нарушает действующее законодательство.
В процессе рассмотрения настоящего дела по ходатайству истца и инициативе суда к участию в деле были привлечены в качестве соответчика ООО «Теплосеть»; в качестве третьих лиц – администрация городского округа город Мантурово и управляющие компании: ООО «Мантуровская Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту ООО «МУК ЖКХ» и ООО «Жилкомсервис».
В ходе предварительного судебного заседания ..., представитель истца Ковригина Ю.А. (по доверенности), исковые требования изменила и уточнила. Просила: 1) признать незаконными действия ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» в отношении неопределённого круга лиц, выразившиеся в прекращении поставки населению г. Мантурово бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в период времени с 11 мая по 01 октября 2009 года; 2) обязать ответчиков бесперебойно и круглосуточно поставлять населению г. Мантурово горячую воду, используемую для хозяйственно-бытовых нужд, соответствующую гигиеническим нормативам, с перерывами не более 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов; 3) обязать ответчиков в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу довести до потребителей через средства массовой информации решение суда.
В судебных заседаниях представитель истца Ковригина Ю.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объёме и пояснила, что в ходе проверки, проведенной представителями территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в Шарьинском районе (далее по тексту Роспотребнадзор) установлено, что в г. Мантурово в период прекращения отопительного сезона каждого года на основании распоряжений главы городского округа г. Мантурово, прекращается поставка населению горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. В соответствии с п.3.1.11.СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. В городе Мантурово деятельность по горячему водоснабжению населения осуществляют ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть». ООО «Теплосервис» на основании договора аренды недвижимого муниципального имущества №... от ... года и дополнительного к нему соглашения эксплуатирует центральную котельную г. Мантурово. ООО «Теплосеть» на основании договора аренды муниципального имущества №... от ... года, эксплуатирует котельные г. Мантурово: №№ 9,13,14,16,21,23. В соответствии с п.7 «Правил предоставления коммунальных услуг» (далее - Правила) ресурсоснабжающая организация отвечает за объем (количество) и качество горячей воды. На основании п.8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативно-правовым актам РФ. Под коммунальными ресурсами, в соответствии с п.3 Правил, понимается: холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг. Согласно п.6 Правил, горячее водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В силу п.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.п. «б» п.49 Правил, ответчики, как ресурсоснабжающие организации, являются исполнителями услуг и должны обеспечивать потребителей коммунальной услугой – горячей водой. С прекращением отопительного сезона в г.Мантурово прекращается подача населению (потребителям) горячего водоснабжения. 11 мая 2010 года без распоряжения администрации г.о.г.Мантурово была прекращена подача горячего водоснабжения. Жители г. Мантурово, пользующие или имеющие намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд являются потребителями. Ответчики в соответствии с пунктом 49 «Правил предоставления коммунальных услуг» обязаны принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства, обеспечивая, таким образом, строгое соблюдение п.4.12.1. ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». В связи с тем, что определить круг потребителей, с которыми исполнители заключили и в будущем заключат указанный договор, не предоставляется возможным, то истец вправе обратиться в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц. Так как, ответчики в период с 11 мая по 01 октября 2009 года не предоставляли потребителям услугу горячего водоснабжения, то просит признать их действия незаконными и удовлетворить иск.
Ответчик - представитель ООО «Теплосервис» Татаурова А.И. (по доверенности со всеми правами) в судебных заседаниях исковые требования не признала. Однако пояснила, что ресурсоснабжающими организациями и исполнителями по обеспечению горячего водоснабжения в г. Мантурово являются ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть». В действительности горячее водоснабжение отсутствовало в г. Мантурово с 11 мая по 01 октября 2009 года включительно. В 2010 году горячее водоснабжение отсутствует в г. Мантурово с 11 мая 2010 года. Распоряжений главы администрации городского округа г. Мантурово о прекращении горячего водоснабжения не было ни в 2009 году, нет его и в 2010 году. Сложилась такая практика, что когда издаётся распоряжение главы администрации г. Мантурово об окончании отопительного периода, с этого времени прекращается и горячее водоснабжение жителей и объектов социальной сферы в г. Мантурово. С изданием распоряжения главы о начале отопительного сезона, возобновляется в городе подача горячей воды. Сведения о прекращении предоставлении услуги по предоставлению горячего водоснабжения до жителей города не доводят. Полагает, что прекращение услуги горячего водоснабжения в спорный период вызвано по независящим от ООО «Теплосервис» причинам, а именно: в связи с тем, что система теплоснабжения котельной открытая, то одновременно, с началом и (или) окончанием отопительного сезона в городском округе город Мантурово возобновляется и (или) прекращается поставка услуги горячего водоснабжения населению. Согласно п.2.6.9. Правил и Норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003г. начало и окончание отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления (распоряжение главы от 25.09.2009 года за исх. №144 «О начале отопительного сезона» и распоряжение главы от 06.05.2009г. за исх. № 199 «Об окончании отопительного сезона»). Вид топлива, используемый для поставки горячего водоснабжения - мазут. В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» заказчиком топлива в целях обеспечения муниципальных нужд городского округа выступает муниципальное образование городского округа город Мантурово. ООО «Теплосервис», на основании договоров поставки топлива на объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, является получателем топлива. По окончании отопительного сезона поставка горячей воды населению городского округа город Мантурово прекращается в связи с отсутствием топлива, закупка производится только на период отопительного сезона. В период отопительного сезона 2009-2010 года поставка услуги горячего водоснабжения прекращена с 11 мая 2010 года. Согласно данных бухгалтерского учета ООО «Теплосервис» по оборотно–сальдовой ведомости за май 2009 года остаток топлива на ... года составлял 557 тонн. При таких обстоятельствах, у ООО «Теплосервис» отсутствовала реальная возможность продолжить бесперебойно и круглосуточно поставлять населению г. Мантурово горячее водоснабжение в период с 11 мая 2009 года по 01 октября 2009 года включительно. Поскольку мазут дорогостоящий вид топлива, ООО «Теплосервис» не имеет возможности самостоятельно производить его закупку. Размер оплаты населения за горячее водоснабжение составляет 35-40% от экономически обоснованного 100% тарифа, остальная разница, ежегодно закладываемая в бюджет городского округа, в полном объеме не возмещается. Без распоряжения главы самоуправления на подачу горячего водоснабжения, поставка данной услуги населению будет не возможна. В тариф на горячую воду закладывается топливо, данный тариф утверждается Департаментом области. В связи с тем, что в тариф не заложено топливо на летний период, то и от населения ни каких платежей за эту услугу не получают. Населению за летний период плата за горячую воду не начисляется. В настоящее время на местном и региональном уровне рассматривается вопрос о целесообразности проведения модернизации котельной и переводе её на местные виды топлива. При участии инвестора - ООО «ВЕЗЕМАНН ЭЛВИКОМ» модернизацию существующей котельной планируется произвести к началу 2011 года. Система теплоснабжения будет переведена с «открытой» на «закрытую», в домах микрорайона будут установлены теплообменники (бойлеры), что позволит обеспечить бесперебойное и круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Таким образом, ООО «Теплосервис» в настоящее время не имеет возможности подавать горячую воду населению в летний период, во-первых: в виду отсутствия топлива, и, во-вторых: по техническому состоянию котельной. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ являться относимыми и допустимыми доказательствами по рассматриваемому вопросу, так как не свидетельствуют о прекращении поставки населению г. Мантурово бесперебойного и круглосуточного горячего водоснабжения в настоящее время. В связи с тем, что на момент подачи уточненных исковых требований, истцом не представлено доказательств прекращения поставки населению бесперебойного и круглосуточного горячего водоснабжения, то нет оснований для удовлетворения иска. Считает действия ООО «Теплосервис» законными.
Ответчик - представитель ООО «Теплосеть» Попов С.А. (по доверенности со всеми правами) в судебном заседании исковые требования признал полностью, о чём имеется его подпись в протоколе судебного заседания от ... года, пояснив при этом что, несмотря на то, что закон требует обеспечение населения горячим водоснабжением, на сегодняшний день в г. Мантурово сложилась практика отключения на летний период подачи горячего водоснабжения. ООО «Теплосеть» осуществляет подачу горячего водоснабжения в период отопительного сезона с октября текущего года по май следующего: в дома № 30,31,25,15А,15Б по ..., в дом № 12 по ..., в дома № 17,19 по ..., в дом № 3 по ..., в дом № 24 по ..., в дома №1 и 1А по ..., в дом №7 по ..., в дома № 1,5 по ..., в дома ...,4,8,12 по .... В другие дома и организации города горячее водоснабжение осуществляет ООО «Теплосервис». По распоряжению главы самоуправления ... об окончании отопительного сезона, заканчивается и подача горячей воды населению. В отопительном сезоне 2009-2010 года подача горячей воды прекращена ... года. Информацию до населения об отключении горячего водоснабжения через средства массовой информации они не доводили. В 2009 году горячая вода не подавалась с 11 мая по ... года. Ввиду отключения подачи горячей воды в летний период, жители домов установили в своих квартирах водонагреватели. В ООО «Теплосеть» имеются заявления от жильцов этих домов, в которых они просят не подавать в летний период в квартиры горячую воду. Так же, ООО «Теплосеть» не может обеспечить горячее водоснабжение населению в летний период, по причине отсутствия топлива, средств на его закупку, а так же в связи со значительной изношенностью оборудования. ООО «Теплосеть» имеет убытки в размере 35 миллионов рублей. С населения за подачу горячей воды в летний период плата не берется. В настоящее время отопительный сезон закончился, и в котельных производятся ремонтные работы. Из-за задолженности за оплату электроэнергии в размере 5400000 рублей котельные отключены от сети электроснабжения. Так же имеется задолженность по оплате за топливо, которая составляет 17 миллионов рублей. Имеются у предприятия и долги по уплате налогов. Все счета ООО «Теплосеть» заблокированы. ООО «Теплосеть» организовано в 2008 году, ранее действовало предприятие МУП «Теплосеть», которое в настоящее время проходит процедуру банкротства. Котельные ООО «Теплосеть» арендует у МУП «Теплосеть». Котельные работают на угле. ООО «Теплосеть» не может закупать уголь самостоятельно из-за большой предоплаты: за каждую тонну угля необходимо перечислять предоплату в размере 2000 рублей. Поэтому закупка топлива идет централизованно, так выгоднее. В течение текущего года ООО «Теплосеть» из 13 тонн недопоставлено топлива примерно на 40 процентов. Кроме того, дополнительные затраты на подачу горячей воды в летнее время фактически не учтены в тарифах, утвержденных Департаментом ТЭК администрации Костромской области. При наличии финансирования ООО «Теплосеть» будет иметь техническую возможность обеспечить население горячем водоснабжением в летний период.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица - представитель администрации городского округа г. Мантурово Сальникова Н.П. ( по доверенности с частичными правами) в судебном заседании пояснила, что в соответствии с п.4 ст. 8 Устава городского округа город Мантурово к вопросам местного значения городского округа город Мантурово относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В целях организации теплоснабжения, горячего водоснабжения на территории города созданы ресурсоснабжающие организации: ООО «Теплосервис», ООО «Теплосеть» они же являются и исполнителями. Для обеспечения топливом на отопительный период размещается муниципальный заказ на поставку топлива (угля, мазута) для нужд муниципального образования. Заказчиком по муниципальным контрактам на закупку топлива выступает муниципальное образование городской округ город Мантурово. Оплата за топливо производится по договору поставки, заключаемого на основании муниципального контракта. Покупателями топлива выступают ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть». В связи с тем, что система теплоснабжения ООО «Теплосервис» открытая, для предоставления услуги горячего водоснабжения в летний период потребуется большой расход топлива. На местном и региональном уровне рассматривается вопрос о проведении модернизации котельной ООО «Теплосервис» и переводе её на местные виды топлива. В настоящее время остаток мазута составляет 722 тонны, угля - 519 тонн, который необходим для начала нового отопительного периода. В виду отсутствия необходимого объема топлива, считаем, что возложение на ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» обязанности бесперебойной и круглосуточной поставки населению ... горячей воды, используемую для хозяйственно-бытовых нужд, в настоящее время может повлечь срыв отопительного периода 2010 -2011 годов. В жилых помещениях у большинства граждан города установлены водонагреватели, которые обеспечивают населению горячее водоснабжение в летний период. Кроме того, горячее водоснабжение является более дорогостоящей услугой, чем автономные водонагреватели. В связи с тем, что система теплоснабжения ООО «Теплосервис» открытая, услуга горячего водоснабжения будет дорогостоящей, что ухудшит материальное положение граждан .... Указанный факт подтверждается заявлениями граждан на имя главы ... и директора ООО «Теплосеть». Жалоб от населения в наш адрес на отсутствие горячей воды в летний период не поступало. Действительно, имеет место, что с момента издания распоряжения главы администрации городского округа город Мантурово об окончании отопительного периода и наоборот прекращается (или возобновляется) подача населению города горячего водоснабжения., в частности в 2009 году горячее водоснабжение в городе было прекращено с 11 мая по ... года, а в 2010 года горячее водоснабжение прекращено с 11 мая.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица – представитель ООО «Мантуровская Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее, ООО «МУК ЖКХ») Татаурова А.И. (по доверенности –л.д.161) пояснила, что ООО «МУК ЖКХ» не является исполнителем по предоставлению потребителям коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения. Горячая вода поступает потребителям от ресурсоснабжающей организации ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть, с которым жильцы непосредственно заключают договора на поставку коммунальных услуг и соответственно оплачивают эти услуги. ООО «МУК ЖКХ» является управляющей компанией для МКД (многоквартирных домов) принятых в управление Обществом. На основании Постановления Правительства ... от ... года границей эксплуатационной ответственности между ООО «Теплосервис» и ООО «МУК ЖКХ» является ввод в здание. Внутренняя система горячего водоснабжения МКД обслуживается ООО «МУК ЖКХ», так как относится к общему имуществу в многоквартирном доме. Вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица – представитель ООО «Жилкомсервис» Мухин А.Н (по доверенности )исковые требования признал и пояснил, что ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» являются ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют продажу коммунальных ресурсов (горячей воды) напрямую населению. Население и оплачивает этим организациям (ООО «Теплосеть» и ООО «Теплосервис») за услуги по обеспечению горячего водоснабжения.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска по следующим основаниям.
В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, стороны вправе окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд считает необходимым принять признание иска одним из ответчиков, поскольку данное признание не противоречит закону и не нарушает чьих-либо интересов и соответствует интересам населения города Мантурово, которые должны быть обеспечены горячим водоснабжением в неотопительный период каждого года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 года №549) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила).
Согласно п.1 Общего положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила), Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Согласно п.2 действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п.3 Правил под коммунальными услугами понимается - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающий комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем может быть - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года № 7 (в редакции от 06 февраля 2007г. № 6) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» п.6-1, при рассмотрении дел данной категории необходимо иметь ввиду, что, исходя из ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в защиту неопределённого круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (то есть не связанные со взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение противоправных действий.
Согласно п.4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно п.6 Правил в состав предоставляемых потребителю благоустроенного многоквартирного дома коммунальных услуг входит, в числе прочего, горячее водоснабжение, под которым понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объёмах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно п.7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Согласно п.8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно п.9, 10 Правил при предоставлении коммунальных услуг в числе прочего должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке.
В соответствии с п.п.2, 3 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в редакции от 30 декабря 2008 года, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Постановлением № 20 от 07.04.2009 года «Об утверждении СанПин 2.1.4.2496-09» Главным санитарным врачом Российской Федерации с 01 сентября 2009 года введены в действие измененные санитарные правила под названием «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Согласно п.3.1.11. санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем централизованного горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. На период ремонта объекты повышенной эпидемической значимости (больницы, интернаты, школьные и дошкольные учреждения и т.д.) подлежат обеспечению горячей водой от собственных резервных источников, что должно предусматриваться на стадии разработки проекта.
Согласно п.5 ст.4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», в редакции от 23 ноября 2009 года, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Пункт 49 Правил обязывает исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 года №158-ст (с изменениями от 22.07.2003 года) утверждены «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия. ГОСТ Р 51617-2000». Согласно пункта 4.12 ГОСТа 51617-2000 потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; и непрерывность потребления. Поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем. Оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: - для проведения ремонтных и профилактических работ; - в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
В силу ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Согласно Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 года №154 «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.
Истцом в обоснование своих требований были предоставлены и судом исследованы следующие доказательства.
Так, согласно запроса в администрацию городского округа г.Мантурово ... от ... года истец запрашивает информацию об организации горячего водоснабжения на территории г.Мантурово в течении года. Ответом на запрос ... от ... года администрация городского округа г.Мантурово сообщает, что «деятельность по горячему водоснабжению на территории г.Мантурово осуществляют предприятия ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть». Подача горячей воды осуществляется на основании договоров, заключенных непосредственно с физическими и юридическими лицами, являющимися потребителями горячей воды. В соответствии с действующими уставами ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» основными видами их деятельности является: производство, передача и распределение горячей воды потребителям …. В настоящее время администрация города совместно с руководством ООО «Теплосервис» планирует составить мероприятия для перевода системы теплоснабжения на режим эксплуатации в неотопительный период» л.д.6,7,53,54).
Предписанием территориального отдела в Шарьинском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области ... от ... года с целью устранения выявленных нарушений ООО «Теплосервис» предложено в числе прочего: не допускать отключение систем горячего водоснабжения на срок более 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов л.д.11).
Постановлением ... по делу об административном правонарушении от ... года ООО «Теплосервис», подвергнут административному наказанию по ст. 7.23 КоАП РФ л.д.8-10;206-209)).
Договором на аренду недвижимого муниципального имущества ... от ... года Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа г.Мантурово (арендодатель) сдает по акту приема-передачи, приложению ... к договору, а ООО «Теплосервис» (арендатор) принимает в аренду Котельную с котлоагрегатами, химводоочисткой и бытовыми помещениями, трансформаторную подстанцию котельной, трансформаторную подстанцию водозабора, общей балансовой стоимостью 32 493345,19 рублей, расположенные по адресу: .... В разделе 2. Обязанности сторон п. 2.1.2 Арендодатель обязуется осуществлять контроль за использованием муниципального имущества, переданного в аренду; 2.2.13 Арендатор обязуется заключить договоры на все виды услуг при эксплуатации имущества и предоставить их копии Арендодателю. Срок действия договора установлен с ... года по ... года. В приложении №1 к договору аренды установлен расчет арендной платы за пользование арендуемым имуществом. В приложении №2 к договору аренды имеется акт приема-передачи имущества в аренду от ... года л.д.12-13, 145-146,14,147-150).
Согласно решения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа г.Мантурово от ... года ... договор аренды недвижимого муниципального имущества ... от ... года с ООО «Теплосервис» возобновлен с ... года на тех же условиях на неопределенный срок. ... года заключено дополнительное соглашение ..., которое является неотъемлемой частью договора аренды недвижимого имущества ... от ... года, в котором установлен срок действия договора аренды недвижимого муниципального имущества с ... года л.д.15, 151).
Согласно акта проверки юридического лица – МУЗ «Мантуровская городская больница» от ... года, проведенного ТО Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Шарьинском районе, в числе прочего выявлено, что в больнице предусмотрено централизованное горячее и холодное водоснабжение. Горячее водоснабжение отключено с конца апреля 2009 года в связи с окончанием отопительного сезона л.д.113-115).
Договором на аренду муниципального имущества ... от ... года Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа г.Мантурово (арендодатель) сдает по акту приема-передачи, приложению ... к договору, а ООО «Теплосеть» (арендатор) принимает в аренду Котельные с оборудованием и теплотрассы, общей балансовой стоимостью 11 765 906 рублей, для производственной деятельности, общей площадью сдаваемых в аренду помещений 718,64 кв.метров. В разделе 2. Обязанности сторон п. 2.1.2 Арендодатель обязуется осуществлять контроль за использованием муниципального имущества, переданного в аренду; 2.2.13 Арендатор обязуется заключить договоры на все виды коммунальных и иных услуг при эксплуатации арендуемого имущества и предоставить их копии Арендодателю. Срок действия договора установлен с ... года до проведения торгов на право аренды. В приложении ... к договору аренды установлен расчет арендной платы за пользование арендуемым имуществом. В приложении ... к договору аренды имеется акт приема-передачи имущества в аренду от ... года, согласно которого, ООО «Теплосеть» передается следующее имущество: котельная с оборудованием и теплосетями (...); котельная с оборудованием теплосетями (ул.Больничная); котельная с оборудованием теплосетями (...); котельная с оборудованием теплосетями (...); теплотрасса по ..., котельная с оборудованием по ..., водоподъемная установка; теплотрасса по ... с ответвлениями в домам ...,3,5,7,17,19 до ввода в дом, теплотрассы; котельная с оборудованием (...); котельная с оборудованием (...); котельная с оборудованием (...); теплотрассы по ..., .... л.д.55-58,59,60-63,152-156).
Из представленной справки ООО «Теплосеть» по тепловой энергии на горячее водоснабжение без даты и номера следует, что годовая потребность в тепловой энергии потребителям от котельных №№ 9,13,14,16,21,23 составляет 1 709,9 Ггал. Сведения о фактически отпущенной тепловой энергии в 2009 году отсутствуют л.д.64).
Распоряжением Главы муниципального образования городского округа город Мантурово от ... года ... теплоснабжающим организациям определен срок окончания отопительного сезона с 11 мая 2009 года л.д.16, 65).
Распоряжением Главы администрации муниципального образования городского округа город Мантурово от ... года ... руководителям предприятий и организаций, оказывающим услуги по теплоснабжению населения, предприятий и организаций города, определено начать отопительный период с ... года л.д.17, 66).
Распоряжением Главы администрации муниципального образования городского округа город Мантурово от ... года ... теплоснабжающим организациям определён срок окончания отопительного сезона с 11 мая 2010 года л.д.205).
Согласно заявления жителей микрорайона г.Мантурово в территориальный отдел «Роспотребнадзора» от ... года исполнитель ООО «Теплосервис» нарушает требования к качеству горячего водоснабжения (не обеспечивает бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течении года): продолжительность перерыва подачи горячей воды для проведения профилактических работ им не установлена; фактически подача горячей воды в последние 10 лет не производится в период после окончания отопительного сезона с 15 мая и до наступления следующего отопительного сезона 01 октября. Заявление подписало 30 жителями микрорайона с указанием адресов л.д.18-21).
На основании Устава общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Теплосервис», утвержденного решением учредительного собрания участников от ... года, Общество является юридическим лицом и действует на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в учреждениях банков. Место нахождения общества и его почтовый адрес: ..., котельная микрорайона «Юбилейный». Предметом деятельности Общества является, в числе прочего: - деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей; - производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); - торгово-закупочные операции на территории России, и за её пределами; - оказание предприятиям, организациям, гражданам различных видов услуг л.д.23-29).
Согласно свидетельства выданного Федеральной налоговой службой серия 44 ... юридическому лицу ООО «Теплосеть» ... года внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц л.д.67). На основании Устава ООО «Теплосеть», утвержденного общим собранием учредителей от ... года, Общество является юридическим лицом, имеет право открывать банковские счета на территории РФ. Место нахождения общества и его юридический адрес: ... Общество создано в целях обеспечения предприятий, организаций и населения тепловой энергией; осуществляет, в числе прочего следующие виды деятельности: - организацию в границах г.о.г. Мантурово теплоснабжения и горячего водоснабжения населения города; предоставляет предприятиям, организациям услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению л.д.68-79).
Представителем ответчика ООО «Теплосервис» в обоснование своих доводов суду представлены и были исследованы следующие доказательства.
Так, согласно муниципального контракта на поставку мазута топочного на отопительный период 2009-2010 годов для муниципальных заказчиков Костромской области от ... года следует, что ООО «...» (поставщик) и муниципальное образование городской округ город Мантурово Костромской области (заказчик) заключили контракт на поставку топлива – мазута топочного М-100 ГОСТ 10585-99, 5-7 в соответствии с разнарядкой и графиком поставки. В приложении ... к муниципальному контракту от ... года (спецификации) на отопительный период 2009-2010 года поставка мазута определена в количестве 2000 тонн на общую сумму 25000000 рублей. В приложении ... к муниципальному контракту от ... года определен перечень получателя (покупателя) мазута топочного: муниципальное образование городской округ город Мантурово (заказчик), ООО «Теплосервис» г.Мантурово, станция Мантурово Северной железной дороги (место поставки). В приложении ... к муниципальному контракту от ... года – графике поставки определена поставка мазута топочного ООО «Теплосервис» в январе 2010 года в количестве 1 000 тонн, в феврале 2010 года в количестве 1 000 тонн л.д.34-39).
На основании муниципального контракта на поставку мазута топочного на отопительный период 2009-2010 г.г. между ООО «...» (поставщиком) и ООО «Теплосервис» (покупателем) заключен договор поставки топлива на объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы ...М от ... года л.д.40-41).
Согласно акта проверки юридического лица – ООО «Теплосервис» от ... года, проведенного ТО Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Шарьинском районе, в числе прочего, проверялось выполнения предписания ... от ... года, выданного ООО «Теплосервис». На момент проведения проверки нарушений по отключению систем горячего водоснабжения на срок более 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов, выявлено не было л.д.42).
Рабочим проектом на строительство котельной в микрорайоне «Юбилейный» в г.Мантурово второй очереди, составленным проектно-изыскательным институтом Костромапроект и зарегистрированным ... года, предусматривается работа котельной по существующей схеме открытого водозабора с параметрами теплоносителя 95-70 градусов по Цельсию с переходом на закрытую схему теплоснабжения с устройством в жилых домах и ТП с переводом системы на параметры 130-70 градусов по Цельсию л.д.90-92).
Согласно оборотно-сальдовой ведомости за май 2009 года по счету ... Топливо и ГСМ на ... года остаток топлива (Мазута М-100) составлял 557 тонн л.д.93).
Согласно оборотно-сальдовой ведомости за май 2010 года по счету ... Топливо на ... года остаток топлива (Мазута М-100) составлял 596 тонн л.д.93).
Согласно справки ООО «Теплосервис» от ... года на основании распоряжения главы г.о.г. Мантурово ... от ... года «Об окончании отопительного сезона» поставка услуги горячего водоснабжения на объекты –многоквартирные дома микрорайона «Юбилейный» прекращена с 11 мая 2010 года» л.д.116).
Постановлением отдела судебных приставов по Мантуровскому району от ... года в отношении должника ООО «Теплосервис» по задолженности по муниципальному контракту на поставку мазута и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 26 254 389,07 рублей ООО «...» было возбуждено исполнительное производство л.д.118).
Постановлением отдела судебных приставов по Мантуровскому району от ... года на ООО «Теплосервис» наложено ограничение проведения расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства. ... года руководитель ООО «Теплосервис» Рыжов А.Л. предупрежден об уголовной ответственности по ст.315 УК РФ за злостное неисполнение судебного решения л.д.119,120).
Согласно сведений, предоставленных МР ИФНС России ... от ... года ООО «Теплосервис» имеет открытые (закрытые) счета в кредитных организациях: 3 расчетных счета в ОАО КБ «...», 1 расчетный счет в ОАО «... 1 расчетный счет в Костромском ... .... Согласно справки, предоставленной Шарьинским отделением ... ... следует, что по состоянию на ... года остаток расчетного счета составляет «о» рублей, имеется картотека ... на сумму 25 779 546,38 рублей. Исходя из справки ОАО «...» от ... года следует, что отсутствуют обороты и денежные средства на расчетном счете ООО «Теплосервис», имеется картотека ... на сумму 28 091 151,69 рублей. Справкой ОАО КБ «... сообщает, что по состоянию на ... года имеется картотека ... на счетах ООО «...» на сумму 51 962 310,95 рублей л.д.121,122,123,124).
Исходя из коллективного заявления жителей микрорайона «Юбилейный» директору ООО «Теплосервис», зарегистрированного ... года следует, что в период прекращения отопительного сезона жители возражают против предоставления услуги горячего водоснабжения с мазутной котельной ООО «Теплосервис», в связи с тем, что мазут является дорогостоящим видом топлива, у населения низкая платежеспособность, а жилые помещения оснащены индивидуальными электрическими нагревательными приборами. Заявление подписали 116 жителей микрорайона «Юбилейный» л.д.125-127).
Представителем ответчика ООО «Теплосеть» в обоснование своих доводов суду представлены и были исследованы следующие доказательства.
Так, согласно справки ... от ... года, выданной ООО «Теплосеть» следует, что подача горячей воды прекращена с 11 мая 2010 года в связи с окончанием отопительного сезона л.д.129).
Исходя из акта от ... года следует, что комиссия, состоящая из работников ООО «Теплосеть» провела инвентаризацию остатков каменного угля и дров на котельных предприятия. Согласно акта приемки-передачи остатков топлива следует, что фактический остаток угля составляет 520,1 тонн л.д.131).
Согласно решения МР ИФНС России ... от ... года следует, что операции по расчетным счетам налогоплательщика ООО «Теплосеть», открытые в банке Костромское ... ..., приостановлены л.д.132-133).
Согласно решения МР ИФНС России ... от ... года следует, что операции по расчетным счетам налогоплательщика ООО «Теплосеть», открытые в банке ООО ИКБ «Совкомбанк», приостановлены л.д.134-135).
Постановлением отдела судебных приставов по Мантуровскому району от ... года на ООО «Теплосеть» наложено ограничение проведения расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства. ... и ... года руководитель ООО «Теплосеть» К... предупрежден об уголовной ответственности по ст.315 УК РФ за злостное неисполнение судебных решений л.д.136,139,140).
Согласно информации по кредиторской задолженности, предоставленной ООО «Теплосеть» по состоянию на ... года общая кредиторская задолженность ООО «Теплосеть» составляет 32 893 000,6 рублей л.д.137,138).
Представителем третьего лица - администрации городского округа г. Мантурово в обоснование своих доводов суду представлены и были исследованы следующие доказательства.
Так, согласно заявлений жителей домов ......,31 по ул.Гвардейской Главе муниципального образования г.о.г.Мантурово, входящий ...Г569 от ... года, следует, что жители от услуги подачи горячей воды в летнее время отказываются, в связи с тем, что она дорогая, а во многих жилых помещениях установлены электрические водонагреватели л.д.143,144).
Дополнительным соглашением ... от ... года к договору аренды муниципального имущества ... от ... года срок действия договора заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа г.Мантурово и ООО «Теплосеть», установлен с ... года на неопределенный срок л.д.157).
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что деятельность по оказанию услуги горячего водоснабжения на территории г.Мантурово осуществляют предприятия ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть», которые являются ресурсоснабжающими организациями и исполнителями. Не смотря на то, что договоров, заключенных с потребителями ответчиками не предоставлено, наличие фактических договорных отношений подтверждается: во-1) муниципальным контрактом, заключенным на поставку топлива; договорами на аренду котельных; договорами на поставку топлива непосредственно ответчикам; правоустанавливающими документами ответчиков, в которых указаны цели и предмет их деятельности и др.исследованными документами; во-2) получением ответчиками платежей от потребителей за оказанные услуги горячего водоснабжения (данное обстоятельство ответчики признали и не оспаривали). В соответствии с действующим законодательством (Правилами), обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объёмах по присоединенной сети в жилое помещение ответчиками, должно быть круглосуточным и в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем централизованного горячего водоснабжения не может превышать 14 суток. Согласно предоставленных ответчиком сведений в г.Мантурово отключение горячего водоснабжения происходит одновременно с окончанием отопительного сезона. Так, в 2009 году горячее водоснабжение потребителей отсутствовало с 11 мая 2009 года по 01 октября 2009 года включительно; в 2010 году услуга горячего водоснабжения была прекращена с 11 мая. Ссылка ответчиков на то, что в текущем году в муниципальном контракте не запланирована поставка топлива с учетом летнего периода времени, и поэтому это топливо не было учтено при расчете тарифов не состоятельна, так как в состав деятельности ответчиков входит обеспечение работоспособности котельных и тепловых сетей в соответствии с действующим законодательством (ООО «Теплосервис» так же может осуществлять самостоятельно торгово-закупочные операции, как на территории России, так и за её пределами). Доводы ответчиков, а так же представителя третьего лица – администрации городского округа г. Мантурово о недостаточности денежных средств на покупку топлива, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Не обеспечение потребителей горячей водой является нарушением действующего законодательства.
Как следует из пояснений представителей истца, ответчиков, третьих лиц выявленные нарушения в настоящее время не устранены. Учитывая, что их не устранение нарушает права неопределенного круга лиц (потребителей горячей воды г. Мантурово), на ответчиков следует возложить обязанности по устранению выявленных нарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы истца являются законными и обоснованными, подтверждаются материалами дела, поэтому имеются достаточные основания для удовлетворения иска в полном объеме.
При удовлетворении исковых требований неимущественного характера с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в прекращении в период времени с 11 мая 2009 года по 01 октября 2009 года поставки населению г. Мантурово бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения.
Обязать ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» бесперебойно и круглосуточно поставлять населению г. Мантурово горячую воду, используемую для хозяйственно-бытовых нужд, соответствующую гигиеническим нормативам, с перерывами не более 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов.
Обязать ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда довести его через средства массовой информации до потребителей.
Взыскать с ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 (Четыре) тысячи рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.
Председательствующий: Е.С.Хасаншина
Судья Е.С.Хасаншина Дело №33 - 1148
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 сентября 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: председательствующего И.А.Кулаковой, судей И.Ю.Веремьевой, С.В.Андреева,
при секретаре Е.И.Буровой,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу директора ООО «Теплосервис» А.Л.Рыжкова на решение Мантуровского районного суда Костромской области от 12 июля 2010 года, которым исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области удовлетворены, признаны незаконными действия ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» по прекращению в период с 11 мая 2009 года по 01 октября 2009 года поставки населению г. Мантурово бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения, на ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» возложена обязанность бесперебойно и круглосуточно поставлять населению г. Мантурово горячую воду, используемую для хозяйственно бытовых нужд, соответствующую гигиеническим нормативам, с перерывами не более 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов, а также возложена обязанность в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его через средства массовой информации до потребителей.
Заслушав доклад судьи Андреева С.В., объяснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области Ю.А.Ковригину, считавшую, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области обратилось в суд с иском в защиту неопределённого круга лиц к ООО «Теплосервис» о признании действий по прекращению подачи горячего водоснабжения противоправными и прекращении противоправных действий. В обоснование требований истец указал, что ООО «Теплосервис» не предоставляет населению коммунальные услуги в виде круглосуточного обеспечения потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в неотопительный период каждого года, чем нарушает действующее законодательство. \
В процессе рассмотрения дела к участию в деле были привлечены в качестве соответчика ООО «Теплосеть», в качестве третьих лиц - администрация городского округа город Мантурово и управляющие компании ООО «Мантуровская Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее ООО «МУК ЖКХ») и ООО «Жилкомсервис».
В ходе рассмотрения дела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области исковые требования изменило, просило признать незаконными действия ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть» в отношении неопределённого круга лиц, выразившиеся в прекращении поставки населению г. Мантурово бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в период с 11 мая по 01 октября 2009 года; обязать ответчиков бесперебойно и круглосуточно поставлять населению г. Мантурово горячую воду, используемую для хозяйственно-бытовых нужд, соответствующую гигиеническим нормативам, с перерывами не более 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов; обязать ответчиков в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу довести до потребителей через средства массовой информации решение суда.
Измененные исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной представителями территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в Шарьинском районе (далее Роспотребнадзор) установлено, что в г. Мантурово в период прекращения отопительного сезона каждого года на основании распоряжений главы городского округа г. Мантурово, прекращается поставка населению горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. В соответствии с п.3.1.11.СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. В городе Мантурово деятельность по горячему водоснабжению населения осуществляют ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть». ООО «Теплосервис» на основании договора аренды недвижимого муниципального имущества ... от ... года и дополнительного к нему соглашения эксплуатирует центральную котельную г. Мантурово. ООО «Теплосеть» на основании договора аренды муниципального имущества ... эксплуатирует котельные г. Мантурово: №№ 9,13, 14, 16, 21, 23. В соответствии с п.7 «Правил предоставления коммунальных услуг» ресурсоснабжающая организация отвечает за объем (количество) и качество горячей воды. На основании п.8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам, и иным нормативно-правовым актам РФ. Под коммунальными ресурсами в соответствии с п.З Правил понимается: холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг. Согласно п.6 Правил горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В силу п.З ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.п. «б» п. 49 Правил ответчики как ресурсоснабжающие организации являются исполнителями услуг и должны обеспечивать потребителей коммунальной услугой - горячей водой. С прекращением отопительного сезона в г. Мантурово прекращается подача населению (потребителям) горячего водоснабжения. 11 мая 2010 года без распоряжения администрации г.о.г. Мантурово была прекращена подача горячего водоснабжения. Жители г. Мантурово, пользующие или имеющие намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд, являются потребителями. Ответчики в соответствии с пунктом 49 «Правил предоставления коммунальных услуг» обязаны принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства, обеспечивая, таким образом, строгое соблюдение п.4.12.1. ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». В связи с тем, что определить круг потребителей, с которыми исполнители заключили и в будущем заключат указанный договор, не предоставляется возможным, то истец вправе обратиться в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц. Так как ответчики в период с 11 мая по 01 октября 2009 года не предоставляли потребителям услугу горячего водоснабжения, то их действия являлись незаконными.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе директор ООО «Теплосервис» А.Л Рыжков считает решение Мантуровского районного суда Костромской области от 12 июля 2010 года незаконным и необоснованным, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование указывает что в судебном заседании разъяснялась лишь ч. 4 ст. 198 ГПК РФ судом в решении не приведены доводы, по которым отвергнуты доказательства, представленные ООО «Теплосервис». Отсутствуют какие- либо документы, подтверждающие наличие у ООО «Теплосервис» муниципального контракта либо иных контрактов и договоров, в том числе с населением, устанавливающих обязанность ООО «Теплосервис» по обеспечению бесперебойного и круглосуточного горячего водоснабжения. Кроме того, считает, что решение суда нарушает гарантированные ст. 8 Конституции РФ свободу экономической деятельности и равную защиту всех форм собственности, а также влечет увеличение убытков для ООО «Теплосервис».
В возражениях относительно кассационной жалобы представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области Ю.А.Ковригина считает решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу ООО «Теплосервис» не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что деятельность по оказанию услуг горячего водоснабжения в г. Мантурово осуществляют ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть», которые являются ресурсоснабжающими организациями и исполнителями. Отключение горячего водоснабжения в г. Мантурово происходит одновременно с окончанием отопительного сезона. Не обеспечение потребителей горячей водой является нарушением действующего законодательства, поскольку в период ежегодных профилактических ремонтов отключение системы централизованного горячего водоснабжения не может превышать 14 суток.
Выводы суда мотивированы, основаны на законе, нормы которого (ст. 19 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» ст.ст.4, 46 Закона «О защите прав потребителей») приведены в решении и не противоречат положениям ст. 3 ЖК РФ, пунктам 3, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, п.3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 4.12.3 государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия».
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) деятельность исполнителя коммунальных услуг (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив) по горячему водоснабжению относится к коммунальным услугам.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
В соответствии с пунктом 4.12.3 государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, оказание услуг по предоставлению потребителям тепловой энергии и горячей воды Щ должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
В силу пункта 4.4 СП 4723-88 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 15 суток.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 7 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20; введены в действие с 01.09.2009) установлено, что в период § ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (пункт 3.1.11).
Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.68 ч.2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
То обстоятельство, что в г. Мантурово существуют две ресурсоснабжающие организации ООО «Теплосервис» и ООО «Теплосеть», которые и являются исполнителями предоставления населению и организациям услуг по горячему?" водоснабжению, было признано и не оспаривалось ответчиками. Также не оспаривалось то % обстоятельство, что в 2009 году по окончании отопительного сезона в период с мая по сентябрь ими была прекращена поставка услуги горячего водоснабжения населению, как и то, что после окончания отопительного сезона в мае 2010 г. поставка такой услуги также была прекращена.
По этому довод кассационной жалобы об отсутствии документов подтверждающих наличие договоров содержащих условия предоставления коммунальных услуг, нельзя признать обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не приведены мотивы, почему отвергнуты доказательства представленные ООО «Теплосервис», не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доказательства, на которые ссылался ответчик, значения для разрешения спора по: существу не имеют, поскольку они связаны исключительно с его финансово- экономическим положением и целесообразностью обеспечения населения горячим водоснабжением.
Утверждение о том, что решение суда нарушает гарантированные ст. 8 Конституции РФ свободу экономической деятельности и равную защиту всех собственности, а также влечет увеличение убытков для ООО «Теплосервис», является несостоятельным.
Решение суда направлено исключительно на защиту прав граждан и каким- либо образом свободу экономической деятельности ответчиков не нарушает, как и не затрагивает вопросов связанных с правом собственности.
Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного
решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мантуровского районного суда от 12 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Теплосервис» - без удовлетворения.
Председательствующий: И.А.Кулакова.
Судьи: И.Ю.Веремьева, С.В.Андреев.
Кассационное определение вступило в законную силу 08 сентября 2010 года.
Дело из Облсуда поступило 20.09.2010 года.