Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г.Мантурово 11 октября 2011 года Судья Мантуровского районного суда Костромской области Праздникова О.А., рассмотрев жалобу МОУ Елизаровская основная общеобразовательная школа на постановление мирового судьи судебного участка № 27 г.Мантурово и Мантуровского района от 15 сентября 2011 года о наложении административного наказания в виде штрафа 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л А: Постановлением мирового судьи судебного участка № 27 г.Мантурово и Мантуровского района от 15 сентября 2011 года привлечено к административной ответственности юридическое лицо - МОУ Елизаровская основная общеобразовательная школа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, т.е. невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. Не согласившись с постановлением, представитель МОУ Елизаровская основная общеобразовательная школа Кешокова Т.И. (директор школы), обратилась с жалобой, в которой просит отменить постановление как незаконное и производство по делу прекратить. При этом указала, что исходя из содержания ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно быть законным, то есть отвечать положениям действующего законодательства. Отношения в области образования регулируются Законом РФ «Об образовании». Статьей 31 Закона «Об образовании» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: п.4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Статьей этого же закона определено, что к компетенции и ответственности образовательного учреждения отнесены вопросы материально-технического обеспечения и оснащение образовательного процесса. Статьей 39 установлено, что объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность закрепленного за этим учреждением собственности. Исходя из содержания ФЗ «Об образовании» возложение на образовательное учреждение обязанности разобрать аварийное здание на территории школы с последующей планировкой и благоустройством этого участка, а также обеспечение проточной водой кабинета начальных классов является незаконным, поскольку это вопросы относятся к компетенции администрации Мантуровского муниципального района, которая является учредителем МОУ Елизаровская ООШ. Считает, что при вынесении предписания должностное лицо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия должно было руководствоваться положением Закона «Об образовании» и определить ответственным за выполнение предписания администрацию Мантуровского района. В суде представитель юридического лица на основании доверенности Савченко В.В доводы жалобы поддержал, просив отменить постановление и прекратить производство по делу. Считает, что должностное лицо ТО Роспотребнадзора должно было выдать предписание об устранении нарушений законодательства администрации Мантуровского района в соответствии с ФЗ «Об образовании» и отвечать за неисполнение предписания должна администрация Мантуровского района. Считает предписание незаконным, на основании которого мировым судьей необоснованно привлечена к ответственности школа. То обстоятельство, что директор школы частично исполнила предписание, и признала вину в невыполнении требований предписания при рассмотрении дела – не влияет на незаконность постановления мирового судьи. Представитель ТО Роспотребнадзора в Шарьинском, Мантуровском районах - Ковригина Ю.А с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что выполнение требований санитарного законодательства является обязательным для всех юридических лиц. Состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ является формальным, наступление вредных последствий не требуется, а объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении законных требований, содержащихся в предписании в установленный срок. Юридическое лицо было обоснованно привлечено к административной ответственности за невыполнение требований ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». Выданное предписание является законным и обоснованным, юридическое лицо его не обжаловало в установленном порядке. Мировой судья не вправе разрешать вопросы, связанные с незаконностью или законностью предписания, выданного должностным лицом ТО Роспотребнадзора, т.к данный вопрос относится к подведомственности арбитражного суда. Доводы жалобы находит необоснованными, т.к. ФЗ «Об образовании» регулирует иные правоотношения. Судья, проверив материалы административного производства и материалы по жалобе, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления по делу об административном правонарушении по следующим основаниям. В соответствии со статьей 26.1 Кодекса, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ). Согласно предписания главного государственного санитарного врача по г.Шарье, г.Мантурово от 15.12.2010 г. в срок до [дата] юридическому лицу требовалось выполнить ряд мероприятий в соответствии с пунктами Санитарных Правил. Согласно акту проверки юридического лица от 11.08.2011года, часть мероприятий не выполнена, о чем имеется в акте подпись представителя юридического лица, без возражений по невыполненным мероприятиям. Таким образом, невыполнение юридическим лицом пунктов 1,6,16,17 предписания, выданного должностным лицом, подтверждается как материалами дела об административном правонарушении, так и пояснениями представителя юридического лица. Вина МОУ «Елизаровская основная общеобразовательная школа» в совершении правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 17.08.2011г., актом проверки от 11.08.2011г.Мировым судьей данным доказательствам дана правильная оценка. Невыполнение предписания должностного лица образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доводы жалобы представителя юридического лица о том, что возложение обязанности на образовательное учреждение по выполнению части мероприятий, указанных в предписании в частности, п. 6: разобрать аварийное здание на территории школы с последующей планировкой и благоустройством этого участка, а также п. 17 обеспечение проточной водой кабинета начальных классов, относится к полномочиям администрации Мантуровского муниципального района, которая должна отвечать за неисполнение предписания, и не относится к компетенции школы, несостоятельны и не влияют на квалификацию совершенного правонарушения. Согласно п.1 Устава, администрация Мантуровского муниципального района является учредителем МОУ СОШ Елизаровская общеобразовательная школа. Пунктом 1.4 Устава предусмотрено, что школа обладает обособленным имуществом и отвечает по свои обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Согласно п.3.4 Устава МОУ СОШ Елизаровская общеобразовательная школа, она самостоятельна в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ. В силу п. 1.3 Устава учредитель несет ответственность по обязательствам школы в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством. Пункт 3 ст.298 ГК РФ устанавливает самостоятельность действий бюджетного учреждения. Согласно п.3.9 Устава МОУ СОШ Елизаровская общеобразовательная школа в пределах имеющихся в распоряжении школы финансовых средств осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. таким образом, МОУ Елизаровская общеобразовательная школа являясь юридическим лицом, имеет права и обязанности, в том числе по соблюдению требований ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно Устава, юридическое лицо обладает достаточными самостоятельными полномочиями для выполнения требований должностных лиц. В соответствии со ст.28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Выполнение требований санитарных правил обязательно для исполнения, всеми юридическими лицами, в т.ч. Елизаровской основной общеобразовательной школой, вне зависимости от финансирования и других обстоятельств. Судья не находит обоснованными доводы о незаконности предписания, выданного должностным лицом ТО Роспотребнадзора. Нормы санитарных правил носят императивный характер. Субъект правонарушения мировым судьей установлен правильно – МОУ Елизаровская основная общеобразовательная школа. нарушений процессуального законодательства не имеется. Юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию не в максимальном размере санкции статьи. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л А: Постановление мирового судьи судебного участка № 27 по г.Мантурово и Мантуровскому району от 15.09.2011года о привлечении к административной ответственности МОУ Елизаровская основная общеобразовательная школа по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 10000рублей – оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица - без удовлетворения. Судья: О.А Праздникова. Решение вступило в законную силу 11.10.2011г.