О признании незаконными бездействия органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                              ДД.ММ.ГГГГ                                                                             

Мантуровский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Федоровой В.Г.

при секретаре ФИО1

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Мантуровский сельсовет»,

установил:

         <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в районный суд с заявлением о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности и расположенными в местах перспективного развития территорий, где было установлено, что в м.о. «Мантуровский сельсовет» до настоящего времени документы территориального планирования не разработаны и не утверждены, а именно: не принято решение о подготовке генерального плана поселения, не разработан проект генерального плана поселения, не утверждены местные нормативы градостроительного проектирования. Просил обязать администрацию провести мероприятия по подготовке документов территориального планирования, а именно: принять решение о подготовке генерального плана поселения, разработать проект генерального плана поселения и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования.

В судебном заседании заместитель прокурора ФИО3 поддержал требования по указанным в нем основаниям и просил заявление удовлетворить.

Глава администрации муниципального образования «Мантуровский сельсовет» ФИО4 в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что нормативно-правые акты по принятию и разработке норматива градостроительного проектирования и генеральный план поселения не принимали, в разработке генерального плана поселения нет необходимости и они ни чем не ущемляют интересы населения, к тому же денежных средств для этих целей у них нет.

Выслушав участников процесса, архитектора ФИО5, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии с требованиями ст.ст. 2, 4, 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Согласно п.1 ч.1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материала дела видно, что прокурором обжалуется бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенной на него обязанности по подготовке к принятию соответствующих актов.

Таким образом, заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Реализация принципа устойчивого развития территорий гарантирована соответствующими полномочиями органов местного самоуправления.

Уставом муниципального образования "Мантуровский сельсовет" к числу вопросов местного значения отнесены: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п.21 ст.3).

Аналогичные полномочия поселения предусмотрены ст.ст. 2, 4, и 14 (п.20) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу положений ч.1 ст.8 Градостроительного Кодекса РФ, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно ст.18 Градостроительного Кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч.1 ст.23 Градостроительного Кодекса РФ подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее также - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений. Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения (ч.3). Генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы) (ч.4).

Как установлено ч.ч.1,2 ст.24 Градостроительного Кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Частью 5 ст. 45 Градостроительного Кодекса РФ обеспечение подготовки документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки возложено на органы местного самоуправления поселения.

Частью 10 той же нормы установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц.

Между муниципальным образованием «Мантуровский сельсовет» и муниципальным образованием «<адрес>» заключено соглашение о передачи части функций по исполнению полномочий в области градостроительной деятельности, возлагающее на муниципальное образование «<адрес>» полномочия в части согласования и проверки указанной документации.

Вместе с тем, в нарушение положений ст.ст. 2,9,18 Градостроительного кодекса РФ, Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительва РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в муниципальном образовании «Мантуровский сельсовет» до настоящего времени документы территориального планирования не разработаны и не утверждены.

Отсутствие документов территориального планирования и непринятие Администрацией МО "Мантуровский сельсовет" мер по подготовке таких документов подтверждено исследованными материалами дела в том числе: пояснениями участников процесса, данными ими в судебном заседании.

Суд находит, что неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом полномочий по разработке документов территориального планирования поселений создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц при осуществлении градостроительной деятельности, осуществлению на территории МО "Мантуровский сельсовет" строительства на основе документов территориального планирования, обеспечению устойчивого развития территории поселения.

Пояснения главы администрации поселения о том, что в бюджете поселения не были предусмотрены необходимые средства на подготовку документов территориального планирования, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Как установлено п.1 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст.3 Устава Поселения, формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением бюджета отнесены к вопросам местного значения поселения.

Согласно ч.2 ст.18 Закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и глава муниципального образования, являющийся высшим должностным лицом муниципального образования, наделены полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Согласно ч.12 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

          Таким образом, формирования местного бюджета, внесение в него необходимых изменений, а также инициатива по привлечению межбюджетных трансфертов относятся к исключительной компетенции Администрации поселения, которая должна обеспечить решение вопросов местного значения на территории поселения.

Согласно ст. 132 Конституции РФ - органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

          <адрес> ФИО5 в судебном заседании показал, что выполнение Градостроительного кодекса РФ в части документов генерального планирования сельских поселений является обязанностью местного самоуправления, но для этого необходимы финансовые средства около 400 тысяч рублей и без поддержки областного бюджета невозможна из-за недостатка денежных средств в местных бюджетах. С муниципальным образованием «Мантуровский сельсовет» было составлено соглашение о передаче отдельных полномочий поселения муниципальному району по решению вопросов местного значения поселения в части функции по градостроительной деятельности, но финансовых средств для исполнения полномочий настоящего соглашения не передали.

Из письма администрации Мантуровского сельсовета следует, что нормативно-правовые акты по принятию и разработке норматива градостроительного проектирования и генеральный план поселения - не принимались.

           Вместе с тем, несмотря на то, что Федеральный закон №191-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ, которым были и внесены соответствующие изменения в пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ опубликован и вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени время каких-либо действий по подготовке документов территориального планирования Администрацией поселения не осуществлено. Доказательств обратного исследованными материалами дела не представлено.

          Также суд находит не обоснованными доводы представителя поселения о том, что обязанность утверждения генерального плана поселения не свидетельствует об обязанности его изготовления.

Поскольку ст.14 Закона утверждение генеральных планов поселения, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения, следовательно решение вопроса по подготовке документов территориального     планирования     органом     местного самоуправления решается органом местного самоуправления самостоятельно. Подобной обязанности на иных действующее законодательство не возлагает.

Суд находит, что срок - 6 месяцев, предложенный прокурором для подготовки документов является разумным и достаточным. Необходимость предоставления иного, большего срока, представителем поселения не обоснована.

По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что не принятие мер по проведению мероприятий по подготовке документов территориального планирования в соответствии с нормами действующего законодательства, является незаконным.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ на ответчика подлежит отнесению расходы по уплате государственной пошлины.

Согласно ст. 103 ч.1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что прокурор при подаче искового заявления в соответствии с Налоговым кодексом РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

         Требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Мантуровский сельсовет» <адрес> провести мероприятия по подготовке документов территориального планирования, а именно: принять решение о подготовке генерального плана поселения, разработать проект генерального плана поселения, утвердить местные нормативы градостроительного проектирования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Освободить администрацию муниципального образования «Мантуровский сельсовет» <адрес> от уплаты государственной пошлины.

Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в Курский областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.Г.Федорова