Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Мантуровский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Алехиной Л.И. с участием прокурора ФИО1, при секретаре ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации Останинского сельсовета, администрации Мантуровского сельсовета, администрации Ястребовского сельсовета, администрации Репецкого сельсовета <адрес> о возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйных памятники истории и культуры, установил: <адрес> обратился в суд с исками в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрациям Мантуровского, Останинского, Репецкого и Ястребовского сельсоветов <адрес> о возложении на них обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйных памятники истории и культуры, указав, что на территории Мантуровского сельсовета <адрес> имеется 6 объектов культурного наследия регионального значения (памятники истории): братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны, расположенная в селе Мантурово, центральный парк; братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны, расположенная в селе Свинец; братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны, расположенная в д.Верхосеймье; братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны, расположенная в с.1-Засеймье и братская могила 80 советских воинов в д.Рябиново, а также могила коммунистки ФИО3 в <адрес>; а также 3 памятника архитектуры, относящихся к выявленным объектам культурного наследия - это церковь Николаевская в <адрес>, дом жилой в <адрес> и здание церковно-приходской школы в <адрес>. На территории муниципального образования Останинский сельсовет находится три объекта культурного наследия регионального значения (памятник истории) - братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны расположенная в селе Большие <адрес>, братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны расположенная в селе <адрес>, братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны расположенная в селе Репецкая <адрес>; а также один памятник архитектуры относящийся к списку выявленных объектов культурного наследия - флигель д.Екатериновка. На территории Репецкого сельсовета находится три объекта культурного наследия регионального значения (памятники истории и архитектуры) - братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны расположенная в селе <адрес>, братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны расположенная в селе <адрес> и церковь Дмитриевская, расположенная в селе <адрес>; а также три памятника истории относящиеся к списку выявленных объектов культурного наследия - Могила ФИО4 в <адрес>, могила ст.сержанта ФИО5 в <адрес> и могила ФИО6 в <адрес>. На территории муниципального образования Ястребовский сельсовет находится четыре объекта культурного наследия регионального значения (памятник истории и архитектуры) - братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны расположенная в деревне <адрес>, две братских могилы воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны расположенные в селе <адрес>, главный дом усадьбы Арцебушевых в <адрес>; а также семь памятников архитектуры относящиеся к списку выявленных объектов культурного наследия - могила рядового ФИО7 в <адрес>, дом жилой в д.Бурцевка, 4 объекта усадьбы Арцебушевых: хозяйственная постройка, жилой дом, погреб, парк и Церковь Рождества Христова в <адрес>. Прокурор полагал, что вышеуказанные объекты должны быть включены в реестр собственности поселений, поскольку они длительное время не имеют собственника, однако сельскими администрациями не принято никаких мер по постановке их на учет в качестве бесхозяйных и последующему оформлению. Невнесение в реестр муниципальной собственности вышеуказанных объектов не позволяет обеспечить их сохранность в интересах настоящего и будущего поколения, влечет за собой нарушение прав народов РФ на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия, защиту и сохранение источников информации о развитии истории и культуры. В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО1 уточнила исковые требования, отказалась от заявленных исковых требовании о постановке на учет в качестве бесхозяйных церкви Николаевской, здания церковно-приходской школы и жилого дома, расположенных в селе Мантурово Мантуровского сельсовета; могилы ст. сержанта ФИО5, погибшего в Афганистане, церкви Дмитриевской и могилы ФИО6, расположенных в селе Репец Репецкого сельсовета; могилы рядового ФИО7, погибшего в Афганистане, расположенной в <адрес>, церкви Рождества Христова в <адрес>, дома жилого в д.Бурцевка, главного дома и 4 объектов усадьбы Арцыбушевых в <адрес>, расположенных на территории Ястребовского сельсовета, а также флигеля в д.Екатериновка Останинского сельсовета. В остальной части исковые требования поддержала и, ссылаясь на положения ГК РФ, Федерального закон № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», просила их удовлетворить, обязав администрации Мантуровского сельсовета, Останинского сельсовета, Репецкого и Ястребовска сельсовета принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных памятников истории и культуры. Представители ответчиков: глава администрации Мантуровского сельсовета ФИО8, глава администрации Останинского сельсовета ФИО9, глава администрации Репецкого сельсовета ФИО10 и глава администрации Ястребовского сельсовета ФИО11 в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> не признали, пояснили, что на территории их сельсоветов указанные прокурором объекты культурного наследия имеются, право собственности на эти объекты не зарегистрировано, однако заявлений о постановке этих объектов на учет в качестве бесхозяйных они не подавали. Однако вышеуказанные братские могилы и другие воинские захоронения они силами сельсоветов поддерживают в надлежащем состоянии, оберегают от разрушения, проводят мероприятия по увековечиванию памяти погибших. Полагают, что в признании права собственности на эти объекты нет необходимости, поскольку поддержание их в сохранности входит в их обязанности и без оформления права собственности. Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Обращаясь с иском в суд, прокурор достоверных доказательств, тому, что объекты не имеют собственника или их собственник неизвестен либо от права собственности на них отказался, не представил. Как видно из материалов дела объекты, указанные прокурорм, включены в список памятников местного значения (братских и одиночных могил) погибших воинов и партизан в годы Великой Отечественной войны решением исполкома <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 382 "Постановление совета министров СССР N 339 от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных мерах по благоустройству и приведению в порядок военных кладбищ и могил советских воинов и партизан". Согласно действовавшему в тот период законодательству памятники истории и культуры, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, находились в собственности государства (ст. 4 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране и использовании памятников истории и культуры"). В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности. Памятники истории и культуры местного значения в Приложениях к данному Постановлению не указаны. Следовательно они подлежат передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью. Если указанные прокурором объекты являлись памятниками истории и культуры местного значения, они должны быть переданы в государственную собственность <адрес>, а до такой передачи - являются федеральной собственностью. Не оформление государственными органами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии вышеуказанных объектов из государственной собственности и служить основанием для признания их бесхозяйными. Кроме того, согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется. Вопросы государственного учета и содержания воинских захоронений с находящимися на них надгробиями, памятниками, стеклами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, включая братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, регулируются специальным законом - Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 160-ФЗ (ст.3). В соответствии со статьями 5, 6 данного Закона воинские захоронения подлежат государственному учету местными органами власти и управления и ответственность за их содержание возлагается на органы местного самоуправления. При этом данным законом не предусмотрена возможность признания воинских захоронений - могил - бесхозяйными и передачи их в чью-либо собственность. В силу п. 31 «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» (приложение к приказу Минкультуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ №) в случае, если памятники истории и культуры не переданы в пользование или не находятся в собственности организаций и граждан, мероприятия по обеспечению их сохранности проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами. Обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие государственные органы охраны объектов культурного наследия (главы V1, V11 вышеуказанного Федерального закона № 73-ФЗ) и лишь в отношении объектов культурного наследия местного значения - на соответствующие органы местного самоуправления (ст. 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ). В силу ст. 9.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и я. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления относится охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного(муниципального) значения, расположенных на территории поселения, а также сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), уже находящихся в собственности поселения. Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по содержанию воинских захоронений не ставится Законом в зависимость от их нахождения в чьей-либо собственности и соответственно от того, поставлены ли они на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей. Постановка воинских захоронений на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, что составляет сущность исковых требований прокурора, сама по себе не может обеспечить надлежащий уход и содержание воинских захоронений. Кроме того, прокурором не представлено доказательств тому, что указанные им объекты являются недвижимыми вещами по смыслу гражданского законодательства, а именно положений статей 225 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющим, что к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. При таких обстоятельствах, с учетом всех обстоятельств дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрациям муниципальных образований Мантуровский сельсовет, Останинский сельсовет, Репецкий сельсовет и Ястребовский сельсовет <адрес> о возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйных памятники истории и культуры отказать. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через <адрес>ный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий Л.И.Алехина