Дело №г. Решение Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Мантуровский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Крук Л.П., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Ястребовского сельсовета <адрес> о восстановлении права постановки на регистрационный учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, установил: ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Ястребовского сельсовета <адрес> о восстановлении её права постановки на регистрационный учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, указав, что она является сиротой, так как ДД.ММ.ГГГГ у неё умерла мать ФИО4, а решением Сусуманского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено её удочерение ФИО5 С этого времени над ней было оформлено опекунство. Опекуном все это время был ФИО6, родной брат её матери ФИО4 За ней, как за сиротой, оставшейся без попечения родителей, жилая площадь не закреплялась, принадлежащей ей жилой площади она не имеет, в связи с чем обратилась в администрацию Ястребовского сельсовета с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления за счет средств областного бюджета социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В судебном заседании истица поддержала предъявленные требования, пояснила, что ей в настоящее время исполнилось 24 года, о своем праве она узнала только в 2010 году, жилье за ней не закреплялось, она постоянно проживала в доме дяди, своего опекуна, просит восстановить её право и поставить на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. ФИО6 в судебном заседании пояснил, что после смерти его сестры ФИО4 в 1990 году её малолетняя дочь, ФИО1, стала проживать в его семье, он был её опекуном вплоть до совершеннолетия. В <адрес> за девочкой была закреплена жилая площадь, но в 1995 году с согласия органа опеки закрепленная за ней квартира была продана в связи с ликвидацией поселков. Его семья проживает в селе <адрес> в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, ФИО1 прописана в нём, но жилую площадь за ней никто не закреплял. Дом был передан ему в собственность по завещанию отца. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласны, так как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ставят на учет для получения вне очереди жилья до 23 лет. Истице уже исполнилось 24 года, поэтому поставить её на учет они не могут. Закрепление жилого помещения за ней не производилось, так как об этом никто не просил. Представитель органа опеки и попечительства администрации <адрес> в судебном заседании пояснила, что ФИО1 является сиротой, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, поэтому она может быть поставлена на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Представитель Комитета социального обеспечения <адрес> просил о рассмотрения дела без его участия. Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. По делу установлено и никем не оспаривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с четырехлетнего возраста является сиротой. С 1997 года (с 11 лет) совместно с семьей опекуна ФИО7 она проживает на территории Ястребовского сельсовета. Жилое помещение в установленном законом порядке за ней не закреплялось. В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ст.ст. 2, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ЗКО (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>" установлено, что на территории <адрес> реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес> (ст. 2 ч. 1 п. 7). Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 282 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно п. п. 2, 3, 8 данного Порядка в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа решение о постановке на учет принимается администрацией муниципального образования по месту выявления или первичного устройства ребенка, далее - по фактическому месту жительства ребенка с сохранением первоначальной даты постановки на учет. Уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет постановку на учет на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма не имеющих закрепленного жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также гражданам, относящимся к этой категории, имевшим, но не реализовавшим право на получение жилья. Из приведенных норм федерального законодательства, а также норм законодательства <адрес> видно, что учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет, в данном случае Ястребовским сельсоветом, то есть Ястребовский сельсовет обязан был принять меры к закреплению за ФИО1 жилого помещения или поставить её на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в целях обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма, поскольку именно на органы опеки и попечительства возложены функции законных представителей детей-сирот, защита их прав и законных интересов (Федеральные законы от ДД.ММ.ГГГГ N 159 и от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "Об опеке и попечительстве"). Невыполнение органом опеки и попечительства своих обязанностей по постановке на учет ФИО8 в целях обеспечения жилым помещением до достижения ею 18 летнего возраста не может препятствовать ей воспользоваться своим правом на внеочередное получение жилого помещения. Доводы ответчика о том, что истица на протяжении нескольких лет проживает в <адрес> не могут быть приняты судом во внимание, поскольку учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. Кроме того, с 2003 года ФИО1 училась на дневном отделении Старооскольского кооперативного техникума. Учитывая все обстоятельства по делу, небольшой период, прошедший после достижения истицей 23-летнего возраста (чуть более года), ненадлежащее выполнение органом опеки и попечительства обязанностей по защите прав и законных интересов детей-сирот, суд считает, что имеются основания для восстановления права ФИО1 быть поставленной на учет в качестве гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. При таких обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения заявленных требований. В связи с отказом истицы суд оставляет без разрешения вопрос о возврате госпошлины в сумме 200 рублей, оплаченной при подаче искового заявления. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, решил: Исковые требования ФИО2 к администрации Ястребовского сельсовета <адрес> удовлетворить. Признать за ФИО1 быть поставленной на учет Ястребовским сельсоветом <адрес> в качестве гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Мантуровский районный суд в течение десяти дней после вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий Л.П. Крук