О признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения.



Дело г.

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                              ДД.ММ.ГГГГ                                                                                       

Мантуровский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Крук Л.П.,

с участием адвоката ФИО4,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей как представитель по доверенности в интересах ФИО2 к администрации Мантуровского сельсовета <адрес> о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и об обязании в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

установил:

ФИО1, действуя по доверенности в интересах ФИО2, обратилась в суд с иском к администрации Мантуровского сельсовета <адрес> о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и об обязании в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении указав, что ФИО2 с 2006 года не имеет своего собственного жилья, в настоящее время проживает временно в городе <адрес> на съемной квартире. Зарегистрирована по адресу <адрес>. Поскольку ФИО2 является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны, она обратилась в администрацию Мантуровского сельсовета с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, для последующего включения в программу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В удовлетворении её заявления было отказано, так как сельсовет признал, что она умышленно в 2011 году ухудшила свои жилищные условия, поэтому в течение пяти лет не может быть поставлена на учет как нуждающаяся в получении жилья, с чем она не согласна.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержала предъявленные требования, пояснила, что дом в селе Большие <адрес> ФИО2 продала ФИО9 в 2006 году в связи с переездом на проживание к внучке, ФИО11, так как не могла в силу престарелого возраста самостоятельно ухаживать за собой и содержать дом. С тех пор в том доме она никогда не проживала, ее вещей там нет, в доме живут другие люди. Регистрация купли-продажи дома была произведена в октябре 2011 года, поскольку до этого времени у покупателя не было возможности оплатить расходы по переоформлению. В селе Мантурово ФИО2 проживала около двух лет, в доме, принадлежащем ФИО11 и ФИО6, после чего семья внучки распалась. Оставшийся проживать в доме бывший муж внучки, ФИО6, предложил ей покинуть его дом, так как она не является его родственницей и членом семьи. С 2008 года бабушка проживает в городе Губкин на съемной квартире. Она ежедневно её посещает, осуществляя уход. ФИО2 отказывают в постановке на учет в качестве нуждающейся в городе Губкин в связи с тем, что она проживает там без регистрации и не может подтвердить факт своего проживания на их территории. К себе она взять её не может, так как сама проживает в общежитии.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела без их участия, с исковыми требованиями истицы не согласны, просят их удовлетворении отказать.

Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> и ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям» в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, в иске ФИО2 отказать, поскольку она зарегистрирована и вселена в качестве члена семьи в дом Алехиных в селе Мантурово, где площадь соответствует установленной норме. Кроме того, ФИО2 в октябре 2011 года продала имевшийся у неё жилой дом в селе Большие <адрес>, поэтому в течение пяти лет не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

ФИО6 просил о рассмотрении дела без его участия. В своем заявлении в суд указал, что ФИО2 только прописана в его доме, но фактически не проживает, членом его семьи не является.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Федеральному закону РФ №5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» и Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» жилыми помещениями обеспечиваются участники Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мантуровского сельсовета отказано в признании ФИО2 нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. 53 ЖК РФ в связи с заключением в октябре 2011 года договора купли-продажи жилого дома в селе Большие Бутырки по <адрес>, то есть совершения действий направленных на прекращение права собственности на имеющееся у неё жилое помещение.

Из договора купли-продажи жилого дома с хозяйственными строениями и земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО7, действуя по доверенности от имени ФИО2 продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом с хозяйственными строениями, расположенный в селе Большие <адрес>, ФИО9 и ФИО8, которые зарегистрированы в этом доме и постоянно в нем проживают.

Переход права собственности был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ и по данным Тимского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрированное право собственности на жилой дом или какое-либо другое жилое помещение не значится.

В судебном заседании установлено, что фактически продажа вышеуказанного жилого дома состоялась в 2006 году. Покупатели передали деньги за дом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в присутствии главы администрации Большебутырского сельсовета, о чем была составлена расписка.

ФИО2 снялась с регистрационного учета по данному дому, забрала свои вещи, полностью предоставила жилой дом в распоряжение покупателей, которые до настоящего времени проживают там и зарегистрированы в нем по месту жительства.

Из паспорта ФИО2, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по адресу <адрес>.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Останинского сельсовета <адрес> следует, что принадлежащее ФИО2 на праве личной собственности домовладение, расположенное в селе Большие Бутырки <адрес>, было продано ДД.ММ.ГГГГ ФИО9

Из похозяйственных книг по Большебутырской сельской администрации <адрес> за 2006 - 2007 годы видно, что в 2006 году имеется лицевой счет на ФИО2 в 2007 году лицевого счета на ФИО2 не имеется.

ФИО9, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснил, что он приобрел жилой дом в селе Большие <адрес> у ФИО2 в августе 2006 года. Деньги за дом он передал ФИО2, которая написала ему расписку в получении денег, данную расписку им удостоверили в сельской администрации. В связи с трудным материальным положением они не смогли сразу оформить сделку в соответствии с требованиями закона, договаривались, что когда у него будут деньги, тогда он сам оформит документы. С момента передачи денег, ФИО2 в указанном жилом доме больше не проживала, свои вещи оттуда забрала, с регистрационного учета снялась, в доме проживает он со своей семьей, считают данный дом своим, поскольку все обязательства между ним и ФИО2 по купле-продаже данного дома были выполнены еще в 2006 году, в 2011 году они лишь зарегистрировали переход права собственности.

Допрошенный в качестве свидетеля глава администрации Останинского сельсовета ФИО10 в судебном заседании пояснил, что до 2006 года ФИО2 проживала в селе Большие Бутырки раньше Большебутырского, а с 2010 года Останинского сельсовета. Её знали как вдову погибшего во время Великой Отечественной войны. В 2006 году она выбыла в <адрес>, о чем имеется запись в похозяйственной книге. Дом ФИО2 купил ФИО9, который и сейчас проживает в этом доме.

У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями, поскольку они согласуются и не противоречат другим имеющимся по делу доказательствам. Данные о какой-либо заинтересованности свидетелей отсутствуют.

Обстоятельства продажи ФИО2 жилого дома свидетельствуют об отсутствии намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, влекущих последствия, указанные в статье 53 Жилищного Кодекса РФ.

Так, Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» был издан ДД.ММ.ГГГГ, спустя 2 года после фактической продажи дома ФИО2

Продавая дом в 2006 году, ФИО2 намеревалась постоянно проживать у внучки, ФИО11, в селе Мантурово <адрес>, где она зарегистрировалась по месту жительства.

О том, что брак между ФИО11 и ФИО6 распадется, что ФИО11 сменит место проживания, создав другую семью, ФИО2 не знала и знать не могла.

Членом семьи ФИО6, оставшегося проживать в доме по адресу <адрес>, ФИО2 не является, её проживание по месту регистрации невозможно.

В силу ч.4 ст.31 Жилищного Кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Суду о наличии такового соглашения между ФИО11 и ФИО2 либо между ФИО6 и ФИО2 неизвестно, в судебном заседании ФИО11 показала, что возвращаться на прежнее место проживания не намерена, планирует произвести раздел имущества, в том числе данного жилого дома, с бывшим супругом ФИО6, продать свою часть имущества и приобрести новое жилье.

ФИО6 в своем заявлении в суд также указал, что ФИО2 ему родственницей не является, ранее проживала в качестве родственницы его жены ФИО11, с которой в настоящее время брак расторгнут. Полагает проживание ФИО2 в его доме невозможным.

Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной участковым уполномоченным ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> видно, что ФИО2 с июля 2008 года проживала в городе Губкин <адрес>, а с июня 2010 года и по настоящее время проживает по адресу <адрес>.

В сложившихся обстоятельствах ФИО2 в 2008 году прекратила проживание в доме Алехиных, посчитав свое право на проживание в нем утраченным, переехала на временное проживание в <адрес> на съемную квартиру. Зарегистрироваться по новому месту жительства она не может, поскольку не имеет своего жилья, в связи с чем органы местного самоуправления <адрес> не ставят ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, на момент обращения ФИО2 в 2012 году с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, она не являлась членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, не имела на праве собственности жилого помещения, каких-либо намеренных действий, направленных на ухудшение нуждаемости в жилом помещении не совершала.

При таких обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО1, действующей как представитель по доверенности в интересах ФИО2 к администрации Мантуровского сельсовета <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным отказа администрации Мантуровского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО2.

Обязатьадминистрацию Мантуровского сельсовета <адрес> поставить ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий              подпись        Л.П. Крук