Гражданское дело № 2-460/2011 год.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное)

с.Шалинское                             26 декабря 2011 года

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – федерального судьи Андрияшева И.Б.

при секретаре Седневой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Петровой Людмилы Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, зачете в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, периода работы в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта, периодов нахождения на курсах повышения квалификации,

У С Т А Н О В И Л:

Петрова Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, зачете в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, периода работы в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта, периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В обоснование своих требований истец указывает, что 17.10.2011 года истица обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Манском районе Красноярского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

22.11.2011 года Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Манском районе Красноярского края было вынесено решение об отказе в назначении истице досрочной пенсии за № 160 по следующим причинам: на дату подачи заявления 17.10.2011 года стаж на соответствующих видах работ по пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составил 11 лет 10 месяцев 02 дня, при требуемом стаже 25 лет.

С данным решением истица не согласна, так как на момент обращения, по ее мнению, она имела требуемую законом продолжительность трудового стажа. УПФР в Манском районе было отказано истице во включении в трудовой стаж периодов работы с 01.11.1999 по 15.09.2003 года, с 22.11.2003 года по 20.10.2008 года, с 27.12.2008 года по 17.10.2011 года в должности заведующей Малоунгутского фельдшерско-акушерского пункта, МБУЗ «Манская ЦРБ» Управлением ПФ РФ в Манском районе Красноярского края при назначении истице досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что эти периоды работы не приняты к зачету так как работа в должности «Заведующей М-Унгутского ФАП не предусмотрена «Списком наименований должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, Постановлением от 22.09.1999 года №1066. Одним из условий, определяющих на указанную пенсию, является работа в строго определенных должностях и учреждениях».

Также исключены из специального стажа периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 20.02.1995 года по 29.04.1995 года, с 05.10.1998 года по 01.12.1998 года, с 16.09.2003 года по 21.11.2003 года, с 21.10.2008 года по 26.12.2008 года со ссылкой на то, что курсы усовершенствования не приняты к зачету в специальный стаж на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516», что, по мнению Петровой Л.М., является необоснованным и незаконным.

Не приняты к зачету для назначения досрочной трудовой пенсии периоды с 06 10.1992 года по 05.09.1993 год - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с 06.09.1993 года по 13.02.1994 год - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет, т.к. на основании разъяснения №5 от 22.05.1996 года «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «о государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Минтруда России от 22.05.1996 года №29, отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии только до 06.10.1992 года, что, по мнению истицы, также является необоснованным и незаконным.

Согласно справки МБУЗ «Манская ЦРБ» №703 от 25.10.2011 года истица работала в МБУЗ Манская ЦРБ» с 05.04.1988 года в должности заведующей Малоунгутского ФАП по насстоящее время полный рабочий день на полную ставку. Согласно штатного расписания по ЦРБ, должность истицы значится заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер. Должность заведующей относится к среднему медицинскому персоналу и дает право на льготное пенсионное обеспечение по выслуге лет. Малоунгутский ФАП является структурным подразделением ЦРБ. МБУЗ «Манская ЦРБ» находится в сельской местности по адресу: <адрес>, <адрес>

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ о трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года №449 включает должность среднего медицинского персонала, а именно: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра); наименование учреждений - п. 13 Постановления - фельдшерско-акушерский пункт.

Это же постановление п.3, п.5а - регламентирует «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20, п.1, ст.27 ФЗ О трудовых пенсиях в РФ». При этом в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) год работы в сельской местности засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца; (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года №449).

В соответствии с предоставленными истицей справками, в периоды с 20.02.1995 года по 29.04.1995 года, с 05.10.1998 года по 01.12.1998 года, с 16.09.2003 года по 21.11.2003 года, с 21.10.2008 года по 26.12.2008 года, последняя находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы, поэтому отказ ответчика по включении в специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации является, по ее мнению, незаконным.

Справка с Администрации Унгутского Сельсовета №775 от 03.06.2010 года подтверждает нахождение истицы в отпуске по беременности и родам с 10 декабря 1991 года по 27 апреля 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 28 апреля 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 06 сентября 1993 года по 13 февраля 1994 год.

Решением Управления ПФ РФ в Манском районе в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком только до 05.10.1992 года.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Исходя из приведенных законодательных актов период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал включению в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», т.е. до 06.10.1992 года, что, по мнению истицы, согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, этот вид отпуска включался в специальный стаж.

Отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии и во включении в специальный стаж оспариваемых периодов, означает, по существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение истицы, и тем самым отмену права, приобретенного ею в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч.2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком начался 28.04.1992 года, т.е. в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, то период с 06.10.1992 года по 13.02.1994 год подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, независимо от того, какое правовое регулирование действует в момент обращения за назначением пенсии.

Отпуск по уходу за ребёнком включается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости медицинским работникам на льготных условиях и в льготном исчислении: 1 год за 1 год и 3 месяца, если женщина работала в сельской местности.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Учитывая, что истица обратилась к ответчику за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения 17.10.2011 года, Петрова Л.М. просит суд с указанной даты обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию.

На основании изложенного Петрова Л.М. просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать Управление Пенсионного фонда России в Манском районе включить в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, периода работы в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта, периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В судебном заседании Петрова Л.М. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме, при этом дала пояснения полностью соответствующие установочной части решения.

Представитель ответчика – начальник управления Пенсионного фонда в Манском районе Мрачек О.В. исковые требования Петровой Л.М. не признала в полном объеме, представила суду отзыв на иск, согласно которого, в соответствии со статьей 27 пункта 1 подпункта 20 Федерального закона №173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При этом, учитывая действие списков во времени применяются следующие варианты подсчета стажа на соответствующих видах работ:

Согласно Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 за все периоды работы.

Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П расчет стажа производится последовательно за период до 01.11.1999 года по Постановлению Совета Министров СССР от 06.09.1991 года № 464, за период с 01.11.1999 года по 11.11.2002 года - по Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, за период с 12.11.2002 года по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Согласно документов Петровой Л.М., в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 не могут быть включены следующие периоды работы:

с 06.10.1992 года по 05.09.1993 года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;

с 06.09.1993 года по 13.02.1994 года - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет, то составляет 1 год 04 месяцев 8 дней - отпуск по уходу за ребенком, т.к. на основании разъяснения № 5 от 22.05.1996 года «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29, отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии только до 06.10.1992 года с 20.02.1995 года по 29.04.1995 года, с 05.10.1998 года по 01.12.1998 года, с 16.09.2003 года по 21.11.2003 года, с 21.10.2008 года по 26.12.2008 года — что составляет 08 месяцев 18 дней - курсы усовершенствования не приняты к зачету в специальный стаж на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516.

с 01.11.1999 года по 15.09.2003 года, с 22.11.2003 года по 20.10.2008 года, с 27.12.2008 года по 17.10.2011 года - работа в должности «Заведующей М-Унгутского ФАП», что составило 11 лет 07 месяцев 05 дней, так как эта должность не предусмотрена Списком наименований должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, Постановлением от 22.09.1999 года № 1066.

Одним из условий, определяющих право на указанную пенсию, является работа в строго определенных должностях и учреждениях.

На основании изложенного, представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края Мрачек О.В. просила суд отказать в удовлетворении требований Петровой Л.М. о досрочном назначении трудовой пенсии.

Выслушав доводы Петровой Л.М., возражения представителя ответчика – Пенсионного фонда Мрачек О.В., исследовав материалы дела, суд находит, что требования Петровой Л.М. обоснованны и подлежат удовлетворению.

Решением Пенсионного фонда, Петровой Л.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании статьи 27 пункта 1 подпункта 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было отказано, так как ее стаж, дающий право на назначение такой пенсии, составил 11 лет 10 месяцев 2 дней при необходимом стаже 25 лет – в такой стаж, по мнению Управления Пенсионного фонда РФ в Манском районе, нельзя засчитать период нахождения в отпуске по уходу за ребенком: с 6 октября 1992 года по 5 сентября 1993 года – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с 6 сентября 1993 года по 13 февраля 1994 года – отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, период прохождения курсов усовершенствования: с 20.02.1995 года по 29.04.1995 год, с 05.10.1998 года по 01.12.1998 год, с 16.09.2003 года по 21.11.2003 год, с 21.10.2008 года по 26.12.2008 год, а также период работы в должности «Заведующей Унгутского ФАП» с 01.11.1999 по 15.09.2003 года, с 22.11.2003 года по 20.10.2008 года, с 27.12.2008 года по 17.10.2011 года.

Данное решение, по мнению суда, является незаконным.

В соответствии со ст.27 п.1 подпунктом 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии со ст.19 п.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно п.2 ст.27 вышеуказанного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Период работы истицы в должности заведующей Малоунгутского ФАП подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании установлено, что Петрова Л.М. с 01.11.1999 года по 15.09.2003 год, с 22.11.2003 года по 20.10.2008 год, с 27.12.2008 года по 17.10.2011 год работала в должности заведующей Малоунгутского ФАП.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями трудовой книжки Петровой Л.М. выданной на имя истицы 10 апреля 1988 года.

Согласно справки МБУЗ «Манская ЦРБ» №703 от 25.10.2011 года истица работала в МБУЗ Манская ЦРБ» с 05.04.1988 года в должности заведующей Малоунгутского ФАП по настоящее время полный рабочий день на полную ставку. Согласно штатного расписания по ЦРБ, должность истицы значится заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер. Должность заведующей относится к среднему медицинскому персоналу, ФАП находится в сельской местности и дает право на льготное пенсионное обеспечение по выслуге лет.

Согласно подпункту «б» п.1 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, принятого в соответствии со ст.58 Закона СССР «О государственных пенсиях» и действовавшего до введения в действие постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953, то есть до 1 октября 1993 года, врачам и другим работникам здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей, пенсии за выслугу лет назначались при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ о трудовых пенсиях в Российской Федерации» фельдшерско-акушерский пункт включен в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В соответствии в ч.5 п.а вышеуказанного Постановления, регламентирующего «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20, п.1, ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

В силу требований статьи 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения указанной статьи, а также статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18 и 19 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, принятом позднее разъяснений Минтруда РФ от 17.10.2003 года №4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично); у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования (до 01.01.2002 года), сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (абзац 1 п.3.3).

В спорный период работы истицы Петровой Л.М. действовало Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397. Согласно п.1 Постановления, п.3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, и п.3 ч.2 Приложения, в которых был закреплен порядок зачета фельдшерам и другим работникам здравоохранения в специальный стаж работы засчитывается работа на руководящих, должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.

Также подлежит зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период прохождения истицей Петровой Л.М. с 20.02.1995 года по 29.04.1995 года, с 05.10.1998 года по 01.12.1998 года, с 16.09.2003 года по 21.11.2003 года, с 21.10.2008 года по 26.12.2008 года, курсов повышения квалификации с сохранением заработной платы, что подтверждается предоставленными справкой МБУЗ «Манская ЦРБ» от 25 октября 2011 года (л.д.9) и свидетельствами о повышении квалификации, имеющимися в материалах дела (л.д.11-14).

Так, в соответствии со ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе сохраняется заработная плата по занимаемой должности.

Более того, согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. С учетом этого период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления в Пенсионный фонд РФ.

В судебном заседании также установлено, что истица Петрова Л.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком в следующие периоды времени: с 6.10.1992 года по 5.09.1993 года, с 6.09.1993 года по 13.02.1994 года, что подтверждается справкой из Унгутского сельсовета Манского района Красноярского края.

Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 6.10.1992 года по 5.09.1993 года, период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с 6.09.1993 года по 13.02.1994 года также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Однако, решением Управления ПФ РФ в Манском районе в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, истице включен лишь период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 05.10.1992 года.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года увеличена повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ, предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал включению в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», т.е. до 06.10.1992 года.

Однако, по мнению суда, спорные периоды должны быть приняты к зачету в специальный стаж истицы Петровой Л.М., поскольку в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, этот вид отпуска включался в специальный стаж.

Отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии и во включении в специальный стаж оспариваемых периодов, является незаконным, так как придает обратную силу закону, ухудшающему положение истицы, и тем самым отмену права, приобретенного ею в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ч. 1ст. 1, 2, 18, ч. 1 ст.54, ч.2 и 3 ст. 55 и ст.57 Конституции Российской Федерации.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком начался 28.04.1992 года, т.е. в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, то период с 06.10.1992 года по 13.02.1994 год подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, независимо от того, какое правовое регулирование действует в момент обращения за назначением пенсии.

Таким образом, на момент обращения Петровой Л.М. за пенсией в 2011 году трудовой стаж истицы, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 подпунктом 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составлял более 25 лет, и он с этого момента имеет право на получение указанной пенсии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск Петровой Л.М. следует удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные исковые требования Петровой Людмилы Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, зачете в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, периода работы в должности заведующей Унгутским фельдшерско-акушерским пунктом, периодов нахождения на курсах повышения квалификации – удовлетворить в полном объеме.

Включить Петровой Людмиле Михайловне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 пунктом 1 подпунктом 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6.10.1992 года по 5.09.1993 года, с 6.09.1993 года по 13.02.1994 года, период работы в должности заведующей Унгутским фельдшерско-акушерским пунктом с 1.11.1999 года по 15.09.2003 года, с 22.11.2003 года по 20.10.2008 года, с 27.12.2008 года по 17.10.2011 года, период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 20.02.1995 года по 29.04.1995 года, с 5.10.1998 года по 1.12.1998 года, с 16.09.2003 года по 21.11.2003 года, с 21.10.2008 года по 26.12.2008 года.

Признать за Петровой Людмилой Михайловной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 пунктом 1 подпунктом 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за ней.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Манский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    Андрияшев И.Б.

Копия верна: судья                            Андрияшев И.Б.