Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шалинское 14 февраля 2012 года
Манский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего – федерального судьи Андрияшева И.Б.,
при секретаре Седневой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Манского района Красноярского края к Администрации Нарвинского сельского совета Манского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке и утверждению проекта организации дорожного движения для муниципальных дорог и понуждении к разработке и утверждению проекта организаций дорожного движения для муниципальных дорог,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Манского района обратился к Администрации Нарвинского сельского совета Манского района Красноярского края с требованиями о признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке и утверждению проекта организации дорожного движения (далее - ПОДД) для муниципальных дорог и понуждении к разработке и утверждению проекта организаций дорожного движения для муниципальных дорог.
Заявленные требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Манского района проведена проверка наличия разработанного и утвержденного проекта организации дорожного движения для муниципальных дорог в МО «Нарвинский сельсовет».
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства, администрацией Нарвинского сельсовета Манского района проект организации дорожного движения для муниципальных дорог не разрабатывался, что подтверждается информацией зам.начальника ОГИБДД МО МВД России «Уярский» №666 от 27 января 2012 года.
Согласно статьи 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-Фз от 10 декабря 1995 года, статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», утвержденному Первым заместителем начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от 2 августа 2006 года №13/6-3853 и заместителем руководителя Федерального дорожного агентства от 07 августа 2006 года № 01-29/5313 Техническому нормативу «Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» заказчиком ПОДД для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. ПОДД подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России и утверждается заказчиком.
Таким образом, по мнению прокурора Манского района, именно на администрацию Нарвинского сельсовета возложена обязанность по разработке и утверждению указанного проекта в отношении муниципальных автомобильных дорог, расположенных в границах указанного сельсовета.
В судебном заседании представитель прокуратуры Манского района Севрюков А.И. отказался от части заявленных требований, а именно от требований признать бездействие администрации Нарвинского сельсовета по непринятию мер к разработке и утверждению проекта организации дорожного движения для муниципальных дорог, незаконным. Производство по делу в этой части просил прекратить.
Таким образом, в соответствии со ст. 220 ГПК РФ прекращает производство по настоящему делу.
Судом представителю прокуратуры разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ.
Согласно ст. 221 ГПК РФ в случае прекращения производства по делу, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В остальной части заявленные требования представитель прокуратуры уточнил, а именно просил суд обязать администрацию Нарвинского сельсовета в срок до 1 февраля 2013 года разработать проект организации дорожного движения для муниципальных дорог, расположенных в границах Нарвинского сельсовета.
Представитель администрации Нарвинского сельсовета Манского района В.Б. Анжаев заявленные прокурором требования не признал в полном объеме, представил суду отзыв на заявление прокурора, согласно которому, по мнению представителя Нарвинского сельсовета, в соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №131-ФЗ) дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог вопрос находится в ведении района.
К вопросам местного значения поселения ФЗ №131-ФЗ относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, речь идет только о дорогах местного значения, которые проходят по населенным пунктам, входящим в состав муниципального образования Нарвинский сельсовет. При этом необходимо иметь в виду, что по населенным пунктам транзитом могут проходить дороги краевого и федерального значения.
Федеральный закон от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает органы местного самоуправления, в целях повышения безопасности дорожного движения, осуществлять разработку и проведение мероприятий на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке, в отношении дорог, собственниками которых они являются.
В настоящее время в реестре муниципальной собственности Нарвинского сельсовета дорог нет, т.е. объект создания проекта организации дорожного движения не определен. Для создания проекта организации дорожного движения необходимо предоставить пакет документов, в том числе технический и кадастровый паспорт автомобильной дороги. Администрацией сельсовета проводится работа, направленная на паспортизацию и закреплению в муниципальную собственность дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Так, в 2011 году проведена инвентаризация дорожно-уличной сети населенных пунктов сельсовета, т.е. установлена протяженность, ширина, тип покрытия, наличие искусственных сооружений, мостов и т.д. В 2012 году планируется приступить к паспортизации дорог.
Собственных средств на проведение этих работ в бюджете муниципального образования нет, в связи с чем, администрация Нарвинского сельсовета обратилась в администрацию района с заявкой на выравнивание бюджетной обеспеченности на эти цели, т.к. это относится к полномочиям района.
Представитель Администрации Нарвинского сельсовета считает, что заявление прокурора о бездействии со стороны администрации Нарвинского сельсовета по непринятию мер к разработке и утверждению проекта организации дорожного движения для муниципальных дорог и понуждении к разработке и утверждению проекта организации дорожного движения для муниципальных дорог, не обоснованно. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований к Нарвинскому сельсовету.
Представитель ОГИБДД ОП №1 МО МВД России «Уярский» ФИО9, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении разбирательства дела не заявлял.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные уточненные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 5 части 14 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставом муниципального образования определено, что муниципальное образование «Нарвинский сельсовет» в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Манского района Красноярского края. К вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Уставом Нарвинского сельсовета Администрация Нарвинского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 32 Устава Администрация Нарвинского сельсовета разрабатывает и выполняет планы и программы развития сельсовета, проект бюджета сельсовета, осуществляет и организует их исполнение.
Согласно информации, предоставленной зам. начальника ОГИБДД МО МВД России «Уярский» 27 января 2012 года, Администрация Нарвинского сельсовета Манского района не занималась разработкой организации дорожного движения для муниципальных дорог на территории сельсовета.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на безопасность дорожного движения на муниципальных автомобильных дорогах в границах сельсовета, законодательство возлагает на администрацию Нарвинского сельсовета Манского района.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог, разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Статья 22 вышеуказанного закона предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В силу указанных положений законодательства, наличие проектов организации дорожного движения автомобильных дорог является обязательным, направленным на повышение безопасности дорожного движения, служит целям защиты жизни и здоровья граждан - участников дорожного движения.
В соответствии с совместным письмом МВД России от 2 августа 2006 года №13/6-3853 и Росавтодора от 07 августа 2006 года № 01-29/5313 «О порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. В соответствии с п. 5 и 6 Порядка, проект организации дорожного движения подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России и утверждается заказчиком.
Между тем, согласно Постановления Администрации Манского района, была утверждена долгосрочная целевая программа «Повышение эффективности деятельности сельсоветов Манского района» на 2012-2014 годы, задачей которой является: повышение уровня транспортно-эксплуатационного состояния внутрипоселковых дорог сельсоветов района.
Таким образом, администрация Нарвинского сельсовета Манского района, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, несет обязанность заказчика по разработке утверждению указанного проекта в отношении муниципальных автомобильных дорог.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать в случае признания незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом, характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
С учетом установленных законодательством требований по планированию бюджета, необходимость проведения конкурса или аукциона по определению подрядчика работ, времени для исполнения технической работы по составлению проекта и периода для согласования с ГИБДД, суд считает требуемый прокурором срок до 1 февраля 2013 года достаточным и разумным.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора Манского района подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Уточненные исковые требования прокурора Манского района Красноярского края к Администрации Нарвинского сельского совета Манского района Красноярского края о понуждении к разработке и утверждению проекта организаций дорожного движения для муниципальных дорог – удовлетворить.
Обязать администрацию Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края в срок до 1 февраля 2012 года разработать проект организации дорожного движения для муниципальных дорог, расположенных в границах Нарвинского сельсовета Манского района.
В остальной части заявленных требований прокурора Манского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке и утверждению проекта организации дорожного движения для муниципальных дорог – производство по делу прекратить в связи с отказом истца от части исковых требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок, через Манский районный федеральный суд.
Председательствующий И.Б. Андрияшев
Копия верна: судья И.Б.Андрияшев