РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пос. Мама 01 декабря 2011 года
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Зверева П.С., при секретаре Савицкой В.Н., с участием:
истицы Томшиной И.В., ее представителя – адвоката Поповой Л.М., действующей на основании ордера № 143 от 12.10.2011г.,
представителя МКОУ «Мамская средняя общеобразовательная школа» Стариковой Л.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № <данные изъяты> по иску Томшиной И.В. к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Мамская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недовыплаченной заработной платы, расходов по оплате услуг представителя,
У С Т А Н О В И Л :
Томшина И.В. в исковом заявлении указала, что она работает уборщицей служебных и производственных помещений в МКОУ МСОШ. Согласно штатному расписанию, оклад уборщицы составляет 1600,73 руб., к данному окладу работодатель начисляет дифференцированную надбавку в размере 20 %, доплату за вредность в размере 12 %, районный коэффициент в размере 70 %, северные надбавки в размере 50 %. В соответствии с Федеральным Законом № 106-ФЗ от 01.06.2011 г. минимальный размер оплаты труда на всей территории РФ с 01.06.2011 г. составляет 4 611 рублей.
Так как она проживает и работает в Мамско-Чуйском районе, который относится к району, приравненному к району Крайнего Севера, на основании ст.ст. 416, 315 ТК РФ оплата труда в особых условиях, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями – экстремальных природно-климатических условиях Севера, производится в повышенном размере. В соответствии со ст.ст. 316, 317 ТК РФ минимальный размер оплаты труда подлежит увеличению на размер районного коэффициента – 70 % (30 % установлен Федеральным законом, 40 % законодательством Иркутской области) и северной надбавки в размере 50 %. Т.е. заработная плата выплачивается ей ответчиком в меньшем размере, чем установлено Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» с применением районного коэффициента и процентной надбавки.
Истица полагает, что её минимальная оплата труда с учетом районного коэффициента и северных надбавок должна составлять 10 144, 20 руб., считает, что уравнивание в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где установлен районный коэффициент и северная надбавка, с работниками проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, недопустимо в силу действующего законодательства РФ и норм международного трудового права.
В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ предусмотрено право каждого гражданина Российской Федерации на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации.
Таким образом, уравнивание в оплате труда работников, привело и в дальнейшем способствует тому, что она и ее семья постоянно претерпевает недостаток денежных средств, в связи, с чем она не может приобретать необходимый для поддержания жизнедеятельности себя и двоих своих детей, один из которых является несовершеннолетним, набор продуктов питания, необходимую одежду, лекарства.
Просит взыскать с МКОУ «Мамская средняя общеобразовательная школа» недовыплаченную заработную плату за период с 01.06.2011 г. по 31.07.2011 г. в размере 10 639,17 руб., компенсировать расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб.
В ходе производства по настоящему делу истица, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ, 10.11.2011 г. подала заявления об уточнении исковых требований, где указала, что ответчик произвел ей дополнительно выплаты по недоначисленной заработной плате, выплатив в июле 2011 года 1691 руб. 46 коп., в августе недоначисленную заработную плату за июнь в размере 1 339 руб. 31 коп., и с учетом выплаченных сумм просит взыскать с ответчика недовыплаченную заработную плату за июнь – июль 2011 года в сумме 7 608 руб. 40 коп.
Истица Томшина И.В. и её представитель адвокат Попова Л.М. в настоящем судебном заседании поддержали уточненные требования, просили взыскать с ответчика недовыплаченную заработную плату за июнь – июль 2011 года в сумме 7 608 руб. 40 коп, а также компенсировать расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб.
В обоснование требований привели доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика МКОУ МСОШ – Старикова Л.И. исковые требования Томшиной И.В. не признала в полном объёме и пояснила суду, что работники МКОУ МСОШ не являются федеральными госслужащими. Финансирование на заработную плату сотрудникам школы осуществляется из двух бюджетов: местного и субъекта РФ. В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 06.06.2011 г. № 142-пп, работникам муниципальных учреждений МО Мамско-Чуйского района была установлена минимальная заработная плата с 01.05.2011 г. в размере 6340 руб., а с 01.09.2011 г. в размере 7041 руб., что подтверждается Распоряжениями Администрации Мамско-Чуйского района № 144 от 21.06.2011 г. и № 183 от 05.08.2011 г. Так как МКОУ МСОШ не получает финансирования из федерального бюджета, она обязана соблюдать не только федеральные законы, но и законы Иркутской области и по закону не имеет права считать заработную плату больше, чем предусмотрено Постановлением Правительства Иркутской области. С учетом указанных постановлений истице заработная плата за июль 2011 года выплачена в полном объёме в размере 6340 руб., за июнь 2011 года сделан перерасчет и произведена доплата до суммы 6340 руб. в размере 1 339 руб. 31 коп. Просит в удовлетворении требований Томшиной отказать в полном объёме.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд, рассматривая дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, приходит к следующему:
МКОУ МСОШ, как следует из представленного суду Устава, утвержденного постановлением мэра Мамско-Чуйского района № 30 от 09.02.2010 г., создано в качестве юридического лица, является муниципальным казённым общеобразовательным учреждением, действует на основании Устава (л.д. 45-60).
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г., образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Таким образом, на ответчика, как муниципальное казённое общеобразовательное учреждение, распространяются как нормы Трудового кодекса РФ, так и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов оплаты труда работников.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются в том числе, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая права работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, и право работника требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работнику, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
На основании ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
В силу ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 146 ТК РФ, в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
На основании ст. 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из совокупности указанных норм следует, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Трудовой кодекс РФ устанавливает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315).
Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере (ст. 317).
Федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.03.1993 г. установил государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремально климатических условиях Севера.
Таким образом, анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что закон гарантирует дополнительные компенсации, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. При этом минимальный размер оплаты труда установлен для всех без исключения граждан, проживающих на территории Российской Федерации и может включать в себя компенсации, установленные для регионов Севера.
По мнению суда, включение в минимальный размер оплаты труда, установленного в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки недопустимо, так как при этом происходит уравнивание в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлены районный коэффициент и северные надбавки, с заработной платой, выплачиваемой работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями, расположенными в Мамско-Чуйском районе Иркутской области, как в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Иное понимание закона противоречит нормам международного права, в том числе Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 г., устанавливающему право каждого на вознаграждение и справедливую заработную плату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (ст.7).
Таким образом, заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда.
Именно в этих целях, учитывая особенности труда в особых условиях, законодатель закрепил основные гарантии в ст. 133 ТК РФ, установив минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации, а также дополнительные гарантии с учетом особенностей труда, в том числе в связи с природно-климатическими условиями, указав их в главе 50 ТК РФ, гарантии выплаты районных и северных надбавок к заработной плате.
В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26.09.1967 г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» Мамско-Чуйский район является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
Исходя из буквального смысла приведенных норм Трудового кодекса РФ и перечисленных выше нормативно-правовых актов, районный коэффициент и процентные надбавки не являются составляющими вознаграждения за труд, и механизм установления данных выплат не находится ни в какой зависимости от механизма установления минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями от 01.06.2011 г.), минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 июня 2011 года составляет 4 611 руб. в месяц.
При таких обстоятельствах, минимальный размер заработной платы при выполнении Томшиной И.В. нормы рабочего времени не может выплачиваться в размере, меньшем, чем установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, с применением районного коэффициента и процентной надбавки, т.е. не ниже 10 144, 20 руб. (4611 руб. + 50 % процентная надбавка + 70 % районный коэффициент), соответственно, исковые требования Томшиной И.В. к МКОУ МСОШ о взыскании невыплаченной заработной платы, являются законными и обоснованными.
При этом суд учитывает, что решением Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2010 г. (л.д. 80-85), которое определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22.12.2011 г. (л.д. 86-88) оставлено без изменения, за Томшиной И.В. признано право на получение ежемесячно при условии отработки ею за этот период нормы рабочего времени и выполнение норм труда (трудовых обязанностей) заработной платы в размере не менее установленного законом минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки. Указанное решение вступило в законную силу и в соответствии со ст. 13 ГПК РФ является обязательными и подлежащими исполнению.
На основе представленных сторонами доказательств судом с достоверностью установлено, что Томшина И.В. с 24.08.1993 г. постоянно работает по трудовому договору в МКОУ «Мамская средняя общеобразовательная школа» уборщицей служебных и производственных помещений, что подтверждается приказом № 72-л/с от 23.08.1993 г. (л.д. 69), сведениями, содержащимися в трудовой книжке, выданной 05.12.1984 г. на имя Томшиной И.В. (л.д. 64-66), личной карточки работника (л.д. 70-71), а также трудовым договором № 137 от 24.08.1993 г. (л.д. 67-68).
Из представленных истицей расчетных листков по заработной плате за период с июня по июль 2011 года следует, что истице начислялось: в июне 2011 за отработанные 25 дней – 5000 руб. 69 коп.; в июле 2011г. за отработанные 26 дней – 26 170 руб. 11 коп., в том числе заработная плата по решению суда за предыдущий период в сумме 19 830 руб. 11 коп., соответственно, заработная плата за июль 2011г. составила 6 340 руб. 00 коп. (л.д. 4-5).
Аналогичные сведения содержатся в представленной ответчиком карточке-справке на 2011 год в отношении Томшиной И.В. (л.д. 77-79) и справке о расчете заработной плате Томшиной И.В. за июнь, июль, август 2011 г. (л.д. 26), согласно которым истице начислено: в июне 2011 года – 5000, 69 руб., в июле 2011 года – 6340 руб., в том числе, доплата до минимального размера заработной платы – 1691 руб. 46 коп, в августе 2011 года произведено начисление доплаты до минимального размера заработной платы за июнь 2011 года – 1339 руб. 31 коп. Из представленных суду платежных ведомостей за июнь, июль 2011 года (л.д. 74-76) следует, что указанные суммы с учетом удержаний выплачены истице, что подтвердила сама истица в судебном заседании.
Согласно представленному суду табеля учета рабочего времени за июнь, июль 2011 года, Томшиной И.В. отработана норма рабочего времени в полном объёме, в т.ч. в июне 2011 года – 25 дней, в июле 2011 года – 26 дней (л.д. 72-73).
Трудовые обязанности, предусмотренные должностной инструкцией уборщицы служебных помещений № 26, утвержденные приказом № 35 от 19.05.2006 г., с которыми истица была ознакомлена 02.03.2009 г. (л.д. 61-63), выполнялись Томшиной И.В. в указанном периоде в полном объёме, что подтвердил ответчик в судебном заседании.
Из представленного истицей расчета задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате, за проработанный ею период с июня 2011 года по июль 2011 года, включая уточнения от 10.11.2011 г., следует, что сумма задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате составляет 7 608 руб. 40 коп., из расчета минимальной оплаты труда с учетом районного коэффициента и северной надбавки, составляющей 10 144, 20 руб. (МРОТ 4 611 руб. х 50 % (северные надбавки) х 70 % (районный коэффициент).
Проверив данный расчет, суд, учитывая, что за июнь 2011 года истице начислена заработная плата в размере 5000, 69 руб., в августе 2011 года проведен перерасчет заработной платы за июнь 2011 года в размере 1 339, 31 руб., таким образом, за июнь 2011 года истице начислена заработная плата в размере 6340 рублей, аналогичная сумма начислена истице в июле 2011 года и составляет 6340 рублей, приходит к выводу об удовлетворении требований истицы о взыскании с ответчика задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за проработанный ею период с июня 2011 по июль 2011 года в сумме 7 608 руб. 40 коп.
При этом суд исходит из положений ч. 1 ст. 129 ТК РФ, определяющей заработную плату, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Истица Томшина И.В., производя расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы за июль 2011 года, первоначально исключила полученную ею доплату в размере 1691,46 руб.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Рассматривая требования истца о возмещении расходов на оказание юридической помощи в сумме 5000 рублей, суд принимает во внимание, что данные расходы подтверждаются приходным ордером серии БИ 1 № 021 от 09.09.2011 г., выданным адвокатским кабинетом Поповой Л.М. (л.д. 7), договором на оказание юридических услуг от 09.09.2011 г. (л.д. 6).
Исходя из категории не представляющего сложности дела, с учетом суммы удовлетворенных требований, разумности и справедливости, суд считает необходимым удовлетворить требования истицы частично, в разумных пределах, на сумму 3000 рублей.
Истец, подавший иск в защиту трудовых прав, освобождается от уплаты государственной пошлины, исходя из этого, с ответчика – МКОУ МСОШ на основании ст. 103 ГПК РФ в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по ставке, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 333.19 ГК РФ, в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Томшиной И.В. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Мамская средняя общеобразовательная школа» в пользу Томшиной И.В. заработную плату за период работы с 01 июня 2011 года по 31 июля 2011 года в размере 7 608 руб. 40 коп. (семь тысяч шестьсот восемь рублей сорок копеек), без вычета подоходного налога.
Взыскать с муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Мамская средняя общеобразовательная школа» в пользу Томшиной И.В. возмещение расходов по оплате услуг представителя в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мамская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход бюджета в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий: П.С. Зверев