Решение по граждансому делу по иску прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А ЦИ И

пос. Мама                                                                         26 июля 2011г.

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:

Председательствующего судьи Бондаренко Е.Н.,

при секретаре Савицкой В.Н.,

с участием:

старшего помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Трофимовой О.О.,

ответчика Варламова О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-52/2011 по иску Прокурора Мамско–Чуйского района в защиту интересов несовершеннолетних к МУЗ ЦРБ, МОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа», администрации Мамско-Чуйского района о понуждении устранение нарушений законодательства.

У С Т А Н О В И Л:

         Прокурор Мамско-Чуйского района в соответствии со ст.45 ГПК РФ, обратился в защиту интересов несовершеннолетних с требованиями к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница», Муниципальному образовательному учреждению «Луговская средняя общеобразовательная школа», Администрации Мамско-Чуйского района о понуждении МОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» представить муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» медицинский кабинет для медицинского обслуживания учащихся школы, о понуждении муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в медицинском кабинете МОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа», о понуждении администрацию Мамско-Чуйского района профинансировать в необходимом объеме затраты муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» в части исполнения обязательства по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в представленном МОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» медицинском кабинете.

В обоснование требований указал, что Прокуратурой района рассмотрев материалы проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних на территории Мамско-Чуйского района. В результате установлено следующее:

В соответствии со ст.8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов по решения вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся формирование органов, уполномоченных но осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развития организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; организация первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

В целях реализации своих полномочий, оказания медицинской помощи населению района, проведение профилактических медицинских осмотров постановлением главы администрации Мамско-Чуйского района № 111 от 05.05.1999г. создано муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница». Распоряжением КУМИ администрации Мамско-Чуйского района от 27.10.2006г. № 40 утвержден устав учреждения.

Статьей 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (ч.1) на образовательное учреждение возложена обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивает органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Анализ устава МОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» показывает, что медицинское обслуживание обучающихся в учреждениях обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным управлением здравоохранения.

Аналогичные нормы предусмотрены п. 2.10.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенический требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Из вышеизложенного следует, что с учетом отсутствия правоспособности муниципальных образовательных учреждений района по осуществлению медицинской деятельности, медицинское обслуживание детей в учреждениях должно осуществлять МУЗ ЦРБ.

Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень, которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п.96 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

В силу п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007г. медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению. Согласно перечню работ при осуществлении медицинской деятельности, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической в том числе первичной медико-санитарной помощи по педиатрии подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом МУЗ ЦРБ для оказания медицинских услуг должна обладать лицензией на ведение медицинской деятельности в помещениях медицинских кабинетов образовательных учреждений.

Однако в ходе настоящей проверки установлено, что такой лицензии МУЗ ЦРБ не имеет, соответственно не имеет права оказывать медицинские услуги учащимся в здании, эксплуатируемым муниципальными образовательными учреждениями района.

Осуществление МУЗ ЦРБ такой деятельности в школе в отсутствии необходимой лицензии является незаконным и не может осуществляться в силу ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ограничение прав и законных интересов детей в области медицинского обслуживания, направленного на охрану из жизни и здоровья, при получении образования соответствующего уровня является недопустимым. В этой связи, учащимся должна быть обеспечена возможность полноценной реализации данных прав в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об образовании и лицензировании.

Таким образом бездействие МУЗ ЦРБ по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах, предоставленных образовательным учреждением, создает угрозу нарушения прав и интересов детей на охрану жизни и здоровья, которые в силу возраста не способны самостоятельно защищать в суде свои права и интересы.

Согласно п.1.2 Устава МУЗ ЦРБ учредителем и собственником имущества больницы является администрация Мамско-Чуйского района.

В силу ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.

В ходе производства по гражданскому делу прокурор заявлением уточнил и дополнил требования и просил суд обязать МУЗ «Центральная районная больница» организовать и обеспечить медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников МОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» а также обеспечить проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, возложенных на медицинских работников. Потому как в ходе разбирательства представителем МУЗ ЦРБ заявлено, что больница не может получить лицензию на занятие медицинской деятельностью в МОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа», поскольку для получения лицензии в соответствии с п.п. «г» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30, необходимо наличие медицинского работника, которого МУЗ ЦРБ с учетом количества учащихся (55 детей) предоставить не может в силу п.47 Приказа Минздрава СССР от 26.09.1978г. Дополнив, что между МУЗ ЦРБ и школой заключен договор о предоставлении больницей медицинских услуг на базе МУЗ ЦРБ (ФАП в п. Луговский). В настоящее время лицензия на занятие медицинской деятельности у МУЗ ЦРБ в ФАП п. Луговский имеется.

     В судебном заседании старший помощник прокурора Трофимова О.О. отказалась от части требований, а именно: о понуждении МОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» представить муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» медицинский кабинет для медицинского обслуживания учащихся школы, о понуждении муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в медицинском кабинете образовательного учреждения, о понуждении администрацию Мамско-Чуйского района профинансировать в необходимом объеме затраты муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» в части исполнения обязательства по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в представленном муниципальным образовательным учреждение, медицинском кабинете, определением суда производство по делу в этой части прекращено.

        В судебном заседании старший помощник прокурора Мамско-Чуйского района Трофимова О.О. поддержала уточненные требования и просит обязать МУЗ «Центральная районная больница» организовать и обеспечить медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников МОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа», а также обеспечить проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в этом образовательном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, возложенных на медицинских работников. Привела в обосновании доводы изложенные в исковом заявлении и уточнении к нему.

     Ответчик, представитель МУЗ ЦРБ главный врач Варламов О.Б. в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью. Просит вынести решение на основании признания иска. По существу заявленных исковых требований пояснил, что действительно МУЗ ЦРБ обязано организовать и обеспечить медицинское обслуживание обучающихся школы, как обеспечить проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий, предусмотренных законодательством. Просит вынести решение на основании признания иска.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Мамско-Чуйского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В целях реализации своих полномочий, оказания медицинской помощи населению района, проведение профилактических медицинских осмотров постановлением главы администрации Мамско-Чуйского района № 111 от 05.05.1999г. создано муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница». Распоряжением КУМИ администрации Мамско-Чуйского района от 27.10.2006г. № 40 утвержден устав учреждения.

Статьей 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (ч.1) на образовательное учреждение возложена обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивает органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Анализ устава МОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа» показывает, что медицинское обслуживание обучающихся в учреждениях обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным управлением здравоохранения.

Аналогичные нормы предусмотрены п. 2.10.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенический требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

          Из вышеизложенного следует, что с учетом отсутствия правоспособности муниципальных образовательных учреждений района по осуществлению медицинской деятельности, медицинское обслуживание детей в учреждениях должно осуществлять МУЗ ЦРБ.

Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень, которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п.96 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

В силу п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007г. медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению. Согласно перечню работ при осуществлении медицинской деятельности, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической в том числе первичной медико-санитарной помощи по педиатрии подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом МУЗ ЦРБ для оказания медицинских услуг должна обладать лицензией на ведение медицинской деятельности в помещениях медицинских кабинетов образовательных учреждений.

         Как установлено в суде, между МДОУ детский сад «Солнышко» п. Луговский и МУЗ ЦРБ заключен договор № 10 от 04.06.2009г. о предоставлении медицинских услуг воспитанникам детского сада. Согласно технического паспорта учреждения, имеется медицинский кабинет площадью 11,9 кв.м, изолятор площадью 9,1 кв.м. 01.01.2011г. заключено дополнительное соглашение между МУЗ ЦРБ и ФАП п. Луговский о предоставлении больницей медицинских услуг. Лицензия на занятие медицинской деятельностью у МУЗ ЦРБ в ФАП п. Луговский имеется.

В судебном заседании ответчик Варламов О.Б. признал требования истца, просит вынести решение на основании признания иска, просит установить срок исполнения до 30 августа 2011 года, истец согласилась со сроком исполнения ответчиком обязанности.

       На основании изложенного суд принимает признание ответчиком иска.

       Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

С учетом пояснений ответчика о том, что заявленный истцом срок до 30.08.2011г. является разумным и достаточным, суд учитывая существо допущенных нарушений и объема предстоящей работы, находит разумным установить срок исполнения до 30.08.2011г.

       В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Оснований для отказа в принятии признания ответчиком требований прокурора, за исключением срока устранения нарушения, у суда нет. Исходя из вышеизложенного нормативного регулирования данной сферы, признания представителем ответчика иска не противоречит закону, заявлено добровольно и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.

Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ, так как в соответствии со ст.89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции за подачу заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом требований

        С ответчика МУЗ ЦРБ на основании ст. 103 ГПК РФ, ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 4000 рублей.

        Руководствуясь ст.ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области удовлетворить.

Обязать МУЗ «Центральная районная больница» организовать и обеспечить медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников муниципального общеобразовательного учреждения «Луговская средняя общеобразовательная школа», а также обеспечить проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в муниципальном общеобразовательном учреждении «Луговская средняя общеобразовательная школа», предусмотренных законодательством РФ, возложенных на медицинских работников, до 30 августа 2011 года.

Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета в размере 4000(четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                     Е.Н. Бондаренко.