Решение по гражданскому делу по иску Соломниковой к УМСР ОиП



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос. Мама                                                                                      28 февраля 2011г.

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:

Председательствующего судьи Бондаренко Е.Н.

При секретаре Чимитдоржиевой Д,

С участием:

Истца Соломниковой А.С.

Ответчика- представителя Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства в Иркутской области по Мамско-Чуйскому району Леонова В.А., действующего на основании постоянной доверенности №1441 от 11.01.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании       материалы гражданского дела № 2-12 /2011 по иску (заявлению) Соломникова А.С. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по Мамско-Чуйскому району, Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о признании за ней    права быть заявителем на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты первоначальной постановки на учет, с 24.11.1997 г., о восстановлении ее в Едином списке граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджет в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Иркутской области и в Сводном списке граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Иркутской области федеральной     программы «Жилище на 2011г., в очереди лиц на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета (социальной выплаты для приобретения жилья ), с даты     первоначальной подачи заявления -с 24 ноября 1997г., о признании за ней право на включение ее в число участников программы «Жилище» на 2011 год, по первоначальной дате постановке на учет 24.11.1997г.

У С Т А Н О В И Л :

В заявлении в суд Соломникова А.С. указала, что с 15.10.1967г. по настоящее время проживает в <адрес>7. 24.11.1997г. она подала заявление в поселковый совет по месту жительства с просьбой внести ее в список лиц, желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета, выделяющаяся на основании закона лицам, желающим выехать из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей. В заявлении, в качестве членов семьи были включены ее дочь Соломникова С.Е. и внучка Соломникова А.Э., которая являлась инвалидом детства. Её семья в составе 3 человек была поставлена на учет в общую очередь, так как на момент подачи заявления существовала только одна очередь. В связи с принятием Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002г. №125-ФЗ Правительство РФ выделило льготную очередь на получение жилищной субсидии из состава общей. В 2004г. ее внучке Соломниковой А.Э. исполнилось 15 лет и последняя была включена в льготную очередь инвалидов, а она (Соломникова А.С.) была включена в состав ее семьи и исключена из списков очередников на получение жилищной субсидии как самостоятельный заявитель. 29.01.2008г. решением Мамско-Чуйского районного суда Соломникова А.С. признана членом семьи внучки Соломниковой А.Э.. В 2008г. внучка вышла замуж и стала проживать своей семьей. После того, как внучка вышла замуж она (Соломникова А.С.) обратилась в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому развитию с просьбой о включении ее в подпрограмму «Жилище» на 2011 год. Из ответа УМСРОиП, ей стало известно, что она включена в единый список очередников на получение жилищной субсидии, как самостоятельный заявитель с 11.06.2010г..

С решением ответчиков она не согласна по следующим основаниям. 24.11.1997г. она подала заявление о включении ее в список лиц желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из Мамско-Чуйского района, местности, приравненной к районам Крайнего Севера. До 2004г. она была заявителем, а затем заявителем стала ее внучка, а она (Соломникова А.С.) числилась в списке лиц очередников, как член семьи внучки Соломниковой А.Э. Свое право на получение жилищной субсидии до настоящего времени она не реализовала и после того, как 06.12.2004г. в льготный список была включена ее внучка, она стояла в списке как член семьи Соломниковой А.Э. поскольку изменились лишь основания, по которому она состоит на учете на получение жилищной субсидии. Поэтому полагает, что датой подачи заявления необходимо считать первоначальную дату подачи ею заявления 24.11.1997г. когда она встала на учет на получение жилищной субсидии и считает, что имеет право на включение ее в список лиц, желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета с даты подачи первоначального заявления, то есть с 24.11.1997г.. В 2010г. она (Соломникова) подала заявление с просьбой включить ее в список участников подпрограммы «Жилище» на 2011 год, которая действует на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153. Данным Постановлением Правительство Российской Федерации установило, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675, является предоставление гражданам за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Утверждение ответчика, что она имеет право на постановку в очереди на получение жилищной субсидии не ранее 11 июля 2010г. не соответствует действительности, так как с 1997г. она состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилищной субсидии в связи с выездом из района, приравненному к Крайнему северу.. Поэтому полагает, что датой подачи заявления необходимо считать первоначальную дату подачи заявления 24.11.1997 год, когда она встала на учет на получение жилищной субсидии. Считает, что ответчики нарушают ее конституционное право на жилище, просит признать за ней    права быть заявителем на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 24.11.1997г.; восстановить ее в очереди лиц (списке очередников) на предоставление безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из Мамско-Чуйского района, местности, приравненной к районам Крайнего Севера с даты первоначальной постановки на учет с 24.11.1997г.; признать за ней право на включение ее в число участников программы «Жилище» на 2011 год, по первоначальной дате постановке на учет 24.11.1997г.; восстановить в Сводном списке граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Иркутской области федеральной     программы «Жилище на 2011г., в очереди лиц на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета (социальной выплаты для приобретения жилья ), с даты     первоначальной подачи заявления -с 24 ноября 1997г..

Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, надлежаще извещенный о дне и месте судебного заседания заказным письмом, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск от 04.02.2011г., от 14.02.2011г. и от 27.02.2011г. просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд учитывая мнение явившихся участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, по представленным суду доказательствам.

В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме и привела доводы аналогичные указанным в    исковом заявлении. Суду пояснила, что с 15 октября 1967 г. по настоящее время она проживает в <адрес>. 24 ноября 1997 г. она подала заявление в поселковый совет пос. Луговский о постановке её на учет лиц, желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В своем заявлении она указала в качестве членов своей семьи свою дочь Соломникову С.Е. и внучку Анастасию, которая является инвалидом детства. На тот момент существовала только одна очередь. В 2002 г., согласно федеральному законодательству, была выделена льготная очередь для инвалидов на получение жилищной субсидии из состава общей очереди. В 2004 г. её внучка была включена в льготную очередь инвалидов, а она была включена в состав ее семьи, и исключена из списков, как заявитель. В 2008 г. внучка вышла замуж и проживает со своей семьей отдельно. В 2010 г. она обратилась в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району с заявлением о включении её в подпрограмму «Жилище» на 2011 г., и из ответа ей стало известно, что её включили в единый список, как заявителя, с 11.06.2010 г.. С таким решением она не согласна и поэтому обратилась в суд за восстановлением своего права, так как она все это время стояла в очереди на получение жилищной субсидии и никуда из района не выезжала. Поменялись основания, когда внучка была включена в льготную очередь инвалидов, и она стояла в очереди как член ее семьи. Но сейчас внучка проживает отдельно, и она (Соломникова А.С.) считает, что своего права не утратила. Решение ответчика о постановке на учет с гораздо более поздней даты – с 11.06.2010г., чем первоначально поданное ею заявление - 24.11.1997г., существенно ограничивает её права на получение субсидии, так как субсидии предоставляются исходя из времени принятия граждан на учет, поэтому является незаконным и она просит признать за ней право быть заявителем на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты первоначальной постановки на учет, с 24.11.1997 г.; восстановить её в списке очередников на предоставление безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из Мамско-Чуйского района, приравненного к районам Крайнего Севера с даты первоначальной постановки на учет, с 24.11.1997 г.; признать за ней право на включение её в число участников программы «Жилище» на 2011 г. по первоначальной дате постановки на учет, с 24.11.1997 г.; восстановить в Сводном списке граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Иркутской области федеральной     программы «Жилище на 2011г., в очереди лиц на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета (социальной выплаты для приобретения жилья ), с даты     первоначальной подачи заявления -с 24 ноября 1997г..

Представитель Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства в Иркутской области по Мамско-Чуйскому району ( далее- УМСРОиП ) Леонов В.А. исковые требования Соломниковой не признал и пояснил суду, что до 2005г. прием заявлений граждан, претендующих на получение жилищных субсидий и учет таких лиц, осуществляли органы местного самоуправления Мамско-Чуйского района. В марте 2005г.    администрация Мамско-Чуйского района по акту передала в УМСРОиП по Мамско-Чуйскому району ( ранее – Управление Департамента социальной защиты населения Иркутской области по Мамско-Чуйскому району)    Книги учета таких граждан, учетные дела и ежегодные Списки лиц, поставленных на учет. Также было передано и дело Соломникова А.Э., в состав семьи которой была включена Соломникова А.С.. В материалах дела имеется заявление Соломниковой А.С. от 24.11.1997г. о постановке её на учет лиц на получение жилищной субсидии, однако в 2004 г. Соломникова обратилась с заявлением и переоформила свою очередь с заявителя на члена семьи своей внучки, так как внучка стояла в льготной очереди инвалидов. Полагает, что истица утратила право быть заявителем с 24.11.1997 г., так как добровольно отказалась от этого. 11.06.2010 г. истица обратилась в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району с заявлением о включении её в состав участников программы «Жилище» на 2011 г., и она с этого момента и должна быть поставлена на учет на получение жилищной субсидии, как заявитель. В Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г № 879 п. 20, речь идет о заявителях, а не о членах их семей. Полагает, что Соломникова А.С. не утратила права на получение жилищной субсидии с 1997г., но поскольку она вновь обратилась как заявитель только с 11.06.2010г. с этого дня она и поставлена на очередь, в связи, с чем в удовлетворении иска просит отказать в полном объёме. Заявления Соломниковой о снятии ее как заявителя в связи с переходом в очередь как члена семьи внучки нет.

Представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области Власова В.А., действующая на основании постоянной доверенности Министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 53-37-02/11-08 от 11.01.2011г., в письменном отзыве на иск № 53-35-883/11-09 от 04.02.2011г. указала, что Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливаются условия предоставления и порядок определения размера социальных выплат для приобретения жилья, выделяемым за счет Федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1.01.1992г.. В соответствии с пунктом 4 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением администрации Иркутской области от 24.02.2005г. №24-па (утратил силу в связи с вступлением в действие с 01.01.2009г. Постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2008г. №115-пп), постановка на учет граждан выезжающих (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с федеральным законодательством, осуществление регистрации и ведение учета, формирование списков очередности граждан, а также определение размера социальных выплат для приобретения жилья гражданам, с марта 2005г. производится управлениями Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства граждан. Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливается Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002г. № 879.

По информации управления министерства социального развития, опеки и попечительства по Мамско-Чуйскому району в списках переданных Администрацией Мамско-Чуйского района заявителем значится Соломникова А.Э., дата постановки на учет 01.04.2004г., в составе семьи указана Соломникова А.С.. В списках переданных Администрацией Мамско-Чуйского района истица Соломникова А.С. не значится, как получатель социальной выплаты на приобретение жилья. Также в списках граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, переданных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области органами муниципальных образований Соломникова А.С. не значится. Заявление на постановку на учет от Соломниковой А.С. поступило в управление министерства социального развития, опеки и попечительства по Мамско-Чунскому району 11.06.2010г.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой про граммы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153. Для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - Подпрограмма) граждане, ежегодно в период с 1 января по 1 июля подают в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых они состоят на учете в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат, заявление (рапорт) об участии в Подпрограмме по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 на 2011 год по Иркутской области сформирован сводный список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В 2011 году изъявили желание получить государственный жилищный сертификат 6 139 человек, в том числе 1 448 - инвалиды 1, 2 групп и инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 3 743 - пенсионеры; 2 - граждане, признанные в установленном порядке безработными; 946 - работающие граждане. В данном списке граждан зарегистрирована Соломникова А.С. под номером 3711 по дате постановки на учет, согласно личному заявлению от 11 июня 2010 года по третьей очередности (пенсионеры).

Так как на территории Иркутской области нет городов, поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, в настоящее время социальные выплаты на приобретение жилья согласно федеральному законодательству предоставляются гражданам «второй» очередности (инвалидам 1 и 2 группы, инвалидам с детства). В соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам «третьей» очередности возможно только после обеспечения социальными выплатами на приобретение жилья всех нуждающихся «первой» и «второй» очередности. Социальная выплата на приобретение жилья будет предоставлена Соломниковой А.С. согласно очередности по мере поступления денежных средств из федерального бюджета.

Полагает, что предоставление истице социальной выплаты на приобретение жилья вне очереди не возможно, поскольку в таком случае будет нарушено, как действующее законодательство, так и права граждан, поставленных на учет ранее. Просит учесть, что в силу ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Считает, что основания для удовлетворения иска Соломниковой А.С. отсутствуют и в их удовлетворении просит отказать.

Выслушав и оценив устные и письменные объяснения участников процесса, оценив их доводы и возражения, исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных истцом требований, приходит к выводу, что требования Соломниковой А.С. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме исходя из следующего:

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч.1), государство обязано способствовать реализации гражданами права на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч.2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

При реализации функции социального государства федеральный законодатель в целях обеспечения справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, тем самым способствуя удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивая возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства, в силу имеющейся у него дискреции избрал предоставление безвозмездных жилищных субсидий в качестве способа оказания помощи выезжающим из таких районов гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.

В силу ст.1 Федерального закона №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», принятого 25.07.1998г. ( действовавшего в спорный период в 1999г.), правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет федерального бюджета, обладали граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. В соответствии со ст.1 Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставлялись гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Также федеральный закон № 125-ФЗ от 25.10.2002г. устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно ст. 3 Федерального закона №125 –ФЗ от 25.10.2002г. постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.3 Положения от 21.06.1995г. «О порядке предоставления гарантий и компенсаций жителям Иркутской области, выезжающим из районов Крайнего Севера …», утв. Распоряжением первого заместителя главы администрации Иркутской области №465-рз от 21.06.1995г., безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета предоставлялись гражданам администрацией Иркутской области на основе заявок органов местного самоуправления. Аналогичный порядок учета граждан и очередности предоставления жилищных субсидий был предусмотрен    Порядком предоставления жилищных субсидий гражданам, утвержденным постановлением главы администрации Иркутской области № 201-пг от 26.11.1998г. с последующими изменениями, согласно которому учет граждан, имеющих в соответствии с Федеральным законом право на получение жилищной субсидии и претендующих на её получение, осуществлялся исполнительными органами местного самоуправления по месту жительства (п.1.2). Списки очередности граждан на получение жилищной субсидии направлялись органами местного самоуправления в администрацию Иркутской области (п.п. 1.6,3.1). Предоставление субсидий производилось в соответствии со ст. ст.4,8 Федерального закона № 131-ФЗ от 25.07.1996г. и п.1.3 Положения Иркутской области, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае – администрацией Иркутской области, в порядке очередности, исходя из времени принятия гражданина на учет в органе местного самоуправления и включения в списки на получение жилищных субсидий.

Деятельность по реализации Федерального закона №125 –ФЗ от 25.10.2002г. регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 ( в редакции постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 780), согласно п.2 которого регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктами 3,6-9 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008г. №115-пп, органом, осуществляющим полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Министерство ежегодно до 15 февраля утверждает единые списки граждан, формируемые на основании списков, представленных территориальными подразделениями, обеспечивает представление утвержденных списков в федеральные органы исполнительной власти в установленном федеральным законодательством порядке. Предоставление социальных выплат для приобретения жилья гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата согласно спискам, сформированным министерством, в соответствии с федеральным законодательством. Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в порядке, установленном министерством. Постановка на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законодательством, осуществление их регистрации и ведение учета, формирование списков очередности граждан, а также определение размера жилищных субсидий гражданам осуществляются территориальными подразделениями министерства по месту постоянного проживания граждан ( в Мамско-Чуйском районе – Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району) в соответствии с федеральным законодательством (п.п. 4,5 Порядка..). В соответствии с п. 5 указанного Порядка, полномочия по регистрации и учету граждан, осуществляемые территориальными подразделениями в соответствии с п. 4 Порядка, предусматривают в том числе: прием от граждан документов; принятие решений о постановке на учет граждан или об отказе в постановке на учет; направление гражданам уведомлений, предусмотренных федеральным законодательством; формирование учетных дел граждан; формирование списков очередности граждан.

Вышеуказанные федеральные нормативные акты, а также принятые в соответствии с ними и во исполнение нормативные акты Иркутской области предусматривали и предусматривают, что    предоставление гражданам субсидий, имеющим право на их получение, производится в порядке очередности, исходя из времени принятия гражданина на учет и включения в списки на получение жилищных субсидий. Соответственно, юридически значимыми обстоятельствами для решения вопроса о наличии или отсутствии у истца права быть поставленным на учет на получение жилищной субсидии с даты первоначальной подачи заявления являются следующие: факт прибытия ( проживания ) в районах Севера по состоянию на 01.01.1992г., наличие стажа работы на предприятиях Севера не менее 15 лет на дату подачи заявления, неполучение    социальных выплат за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, а также факт подачи заявления о постановке на учет    органу, уполномоченному вести соответствующий учет, и дата подачи заявления; законность     решений    уполномоченного органа об отказе в принятии истца на учет и о переносе даты постановки на учет.

Согласно выписке из протокола №10 от 18.06.2010г. заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Севера УМСРОиП по Мамско-Чуйскому району    комиссия приняла решение о постановке на учет на получение жилищной субсидии Соломниковой А.С., пенсионера, с 11.06.2010г.. по основанию: «согласно поданного заявления».

Письмом исх. 1161 от 08.11.2010г. Управление Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району (л.д.6) отказало Соломниковой А.С. в признании за ней права на получение жилищной субсидии по дате подачи ею заявления от 24.11.1997г. по следующим основаниям: согласно акта приема-передачи документов, связанных с организацией работы в сфере предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из северного района, от 23.03.2005г. её (Соломниковой А.С.) учетное дело администрацией пос.Луговского в их адрес не передавалось, а было передано учетное дело её внучки Соломникова А.Э., в состав семьи которой по заявлению Соломниковой А.Э. от 02.12.2004г. о переоформлении очередности с Соломниковой А.С. на Соломникову А.Э., Соломникова А.С. и была включена администрацией пос.Луговского на получение жилищной субсидии. На основании этого заявления администрацией пос.Луговского Соломникова А.С., как самостоятельный заявитель, была исключена из списков очередников на получение жилищной субсидии. Согласно поступившего заявления Соломниковой А.С. и необходимых документов для принятия участия в подпрограмме «Жилище» на 2011г. УМСРОиП Соломникова А.С. поставлена на учет по дате подачи ею заявления от 11.06.2010г.

Данное решение УМСРОиП по Мамско-Чуйскому району суд полагает незаконным по следующим основаниям:

Из представленных    суду документов следует, что Соломникова А.С. с 15.10.1967г. и    по настоящее время, в том числе по состоянию на 01.01.1992г., проживала и проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что подтверждается отметками паспортно-визовой службы в паспорте Соломниковой А.С., 23.08.1948г. рождения (л.д.8-10), справкой    главы Луговского городского поселения № 666 от 23.11.2010г.(л.д.17), карточкой финансового лицевого счета № 7508 (л.д. 16), из которых следует, что Соломникова А.С. проживала и была зарегистрирована по месту постоянного жительства в <адрес> с 15.10.1967г.; с 13.02.2006г. по настоящее время проживает в <адрес>. 24 по <адрес> в <адрес>.

Наличие у Соломниковой А.С. необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера - более 15 лет по состоянию на 24.11.1997г.    подтверждается записями в её трудовой книжке (л.д.11-13), и данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.

Данных о том, что Соломниковой А.С. была предоставлена возможность приобретения жилья за пределами районов Севера за счет средств федерального бюджета, суду не представлено и из объяснений       сторон следует, что социальные выплаты Соломниковой на приобретение жилья в связи с выездом из районов Севера не предоставлялись. Так как    доказательств обратного суду не представлено, факт неполучения Соломниковой А.С. субсидии на приобретение жилья ответчиками не оспаривается, суд находит данное обстоятельство установленным.

Таким образом, установленные судом обстоятельства: проживания (прибытия) Соломниковой А.С. в районах Севера    по состоянию на 01.01.1992г., наличия стажа работы в районах Севера более 15 лет, а также то обстоятельство, что она ранее не получала субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, свидетельствуют о том, что по состоянию на 24.11.1997г. Соломникова А.С. имела право претендовать на получение безвозмездной жилищной субсидии, предусмотренной законодательством о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Севера ( ст.1 Федерального закона №131-ФЗ от 25.07.1998г., ст.1 Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002г.), и следовательно, подать соответствующее заявление и быть принятой на учет органом местного самоуправления Мамско-Чуйского района, осуществлявшим до 2005г. в соответствии с законодательством Иркутской области деятельность по реализации федерального законодательства о жилищных субсидиях. Суд учитывает, что ни одной из сторон     право Соломниковой А.С.    быть принятой на учет на получение субсидии с 24.11.1997г. не оспаривается.

В соответствии с ч.1 ст. 9 ГК РФ, ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им гражданские, в том числе и жилищные права, и распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Пунктом 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы., утвержденных постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г., установлено, что предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.

Таким образом, законодательство о жилищных субсидиях предусматривает, что выезжать или не выезжать из районов Крайнего Севера, воспользоваться или не воспользоваться при выезде    правом на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, вступать или не вступать в отношения на получение социальных выплат за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья и, соответственно, подавать или не подавать заявление о постановке на учет на получение субсидии,    решает гражданин, имеющий право на её получение. Праву гражданина подать заявление о предоставлении жилищной субсидии (социальной выплаты на приобретение жилья) при соблюдении    установленных законодательством условий предоставления субсидий, корреспондирует обязанность уполномоченных органов принять, то есть зарегистрировать,     и рассмотреть каждое заявление гражданина, претендующего на получение     жилищной субсидии ( социальной выплаты), и принять решение либо о постановке на учет, либо об отказе в постановке на учет    , но по основаниям, предусмотренным законодательством.

Согласно Акту приема-передачи документов, связанных с организацией работы в сфере предоставления субсидий гражданам, выезжающим из района от 15.03.2005г., администрация Мамско-Чуйского района передала Управлению Департамента социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району учетные дела граждан, желающих получить жилищную субсидию и состоящих очереди по Спискам, в том числе по Списку №2 (инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства) было передано учетное дело Соломниковой А.Э..

Представителем ответчика суду представлено подлинное заявление Соломниковой А.С. на имя    мэра Мамско-Чуйского района, датированное 21.11.1997г., о предоставлении жилищной субсидии на двух человек, и включении её внучки Соломниковой Анастасии в состав её семьи для выезда из района, написанное по образцу в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Данное заявление зарегистрировано, как поступившее 24.11.1997г. вх.№ 188 (л.д. 34). Также суду представлено заявление-обязательство Соломниковой А.С., на имя главы администрации пос. Луговского о передаче в ММПКХ в течении года после предоставления жилищной субсидии занимаемого ею и её внучкой Соломниковой А.Э. жилого помещения, датированное 21.11.1997г., зарегистрированное 24.11.1997г. (л.д.33). Указанные заявления, как следует из объяснений представителей ответчика, находились в учетном деле Соломниковой А.Э. и были переданы администрацией района при передаче дел в Управление соцзащиты в 2005г.. Кроме этого суду представлено заявление Соломниковой А.Э., датированное 02.12.2004г. и составленное в произвольной форме на имя главы Мамско-Чуйского района о включении      её, как инвалида детства и её семьи в льготный список на получение жилищной субсидии по дате подачи заявления её бабушкой Соломниковой А.С. (л.д.35).

Решений о снятии Соломниковой А.С. с учета на получение жилищной субсидии по дате подачи ею первоначального заявления 24.11.1997г., ответчиком суду не представлено.

Не содержится таких сведений и в представленном администрацией Луговского городского поселения копии протокола №4 от 06.12.2004г. заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Севера администрации пос. Луговского Мамско-Чуйского района, из которого следует, что    комиссия приняла решение о переводе в список инвалидов в связи с наступлением льготы члена семьи Соломниковой А.Э., имеющей состав семьи 3 человека.

Как следует из представленных суду Списков учета граждан Мамско-Чуйского района Иркутской области, имеющих право на получение жилищных субсидий в списках на получение субсидии по состоянию на 15.06.1999г.      Соломникова А.С. состояла в первой очереди на получение жилищной субсидии с даты подачи заявления – 24.11.1997г. на состав семьи 3 человека (л.д.39-40).

Согласно Списку    учета граждан Мамско-Чуйского района Иркутской области на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 15.01.2000г.      Соломникова А.С. состояла в первой очереди на получение жилищной субсидии под порядковым номером 447 с даты подачи заявления – 24.11.1997г. на состав семьи 3 человека (л.д.41-42).

Согласно Списку граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 15.01.2001г., в первой очереди под порядковым номером 75 с даты подачи заявления 10.12.1997г. на состав семьи 3 человека (л.д.43-44).

Согласно Списку граждан Мамско-Чуйского района Иркутской области на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.01.2002г.      Соломникова А.С. состояла в первой очереди на получение жилищной субсидии, как пенсионер, с даты подачи заявления – 24.11.1997г. на состав семьи 3 человека (л.д.45-46).

Согласно Списку граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.02.2003г., утвержденного решением №1 Комиссии по распределению жилищных субсидий 10.02.2003г., во второй очереди (пенсионеров) под порядковым номером 605 с даты подачи заявления 24.11.1997г. были учтены претендующие на получение жилищной субсидии : Соломникова А.С., Соломникова С.Е.-дочь, Соломникова А.Э.- внучка (л.д.47-48).

Согласно Списку граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.02.2004г., утвержденного постановлением главы администрации района от 30.01.2004г. №16, в третьей очереди на получение субсидии (пенсионеров) под одним порядковым номером 597 с даты подачи заявления 24.11.1997г. были учтены претендующие на получение жилищной субсидии : Соломникова А.С., Соломникова С.Е.-дочь, Соломникова А.Э.- внучка (л.д.49-50).

Согласно Списку граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.02.2005г., утвержденного постановлением главы администрации района от 31.01.2005г. №9, во второй очереди на получение субсидии (инвалиды I, II групп и инвалиды с детства) под одним порядковым номером 17 с даты подачи заявления 24.11.1997г. были учтены претендующие на получение жилищной субсидии : Соломникова А.Э., Соломникова С.Е.-мать, Соломникова А.С.- бабушка (л.д.51-52).

Согласно Списку граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.02.2006г., во второй очереди на получение субсидии (инвалиды I, II групп и инвалиды с детства) под порядковым номером 1826 с даты подачи заявления 02.12.2004г. была учтена Соломникова А.Э. (л.д.53-54)

Согласно Списку граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.02.2007г., во второй очереди на получение субсидии (инвалиды I, II групп и инвалиды с детства) под порядковым номером 1692 с даты подачи заявления 02.12.2004г. была учтена Соломникова А.Э. (л.д.55-56).

Согласно Сводного Списка граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2007год по Иркутской области (категория (инвалиды I, II групп и инвалиды детства, родившиеся в районах Крайнего севера) учтена Соломникова А.Э. с даты подачи заявления 02.12.2004г. (л.д.57-58).

Согласно Списку граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.02.2008г., во второй очереди на получение субсидии (инвалиды I, II групп и инвалиды с детства) под порядковым номером 1573 с даты подачи заявления 02.12.2004г. была учтена Соломникова А.Э. (л.д.59-60).

Согласно Сводного Списка граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2008 год по Иркутской области (категория (инвалиды I, II групп и инвалиды детства, родившиеся в районах Крайнего севера) учтена Соломникова А.Э. под порядковым номером 1419 с даты подачи заявления 02.12.2004г. (л.д.61-62).

Согласно Списку граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.02.2009г., во второй очереди на получение субсидии (инвалиды I, II групп и инвалиды с детства ) под порядковым номером 1941 с даты подачи заявления 02.12.2004г. была учтена Соломникова А.Э. (л.д.63-64).

Согласно Сводного Списка граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2009 год по Иркутской области (категория (инвалиды I, II групп и инвалиды детства) учтена Соломникова А.Э. под порядковым номером 1712 с даты подачи заявления 02.12.2004г. на состав семьи 3 человека (л.д.65-66).

Согласно Списку граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.02.2010г., во второй очереди на получение субсидии (инвалиды I, II групп и инвалиды с детства ) под порядковым номером 1684 с даты подачи заявления 02.12.2007г. была учтена Соломникова А.Э. (л.д.67-68).

Согласно Сводного Списка граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по Иркутской области (категория (инвалиды I, II групп и инвалиды детства) учтена Соломникова А.Э. под порядковым номером 1217 с даты подачи заявления 02.12.2007г. (л.д.69-70).

Допрошенная в качестве свидетеля Т.Н.Н. показала, что она работает в администрации пос. Луговского более 17 лет и хорошо знает жителей поселка. В 1997г. Соломникова А.С. подавала заявление о предоставлении ей жилищной субсидии и представляла соответствующие документы на семью сначала из 2, а затем из 3 человек: на себя, дочь и внучку Соломникову А.Э., так как она имела длительный, более 15 лет стаж работы в районах Крайнего Севера, и имела право    на получение субсидии. Соломникова А.С. была поставлена на учет в общую очередь, так как на момент подачи заявления существовала только одна очередь и включена в Спискок граждан Мамско-Чуйского района Иркутской области, имеющих право на получение жилищных субсидий в первой очереди с даты подачи заявления – 24.11.1997г. на состав семьи 3 человека. В связи с принятием Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002г. №125-ФЗ Правительство РФ выделило льготную очередь на получение жилищной субсидии из состава общей. В 2004г. внучке Соломниковой А.С.- Соломниковой А.Э., являющейся инвалидом детства, исполнилось 15 лет и последняя была включена в льготную очередь инвалидов, по дате подаче заявления её бабушкой Соломниковой А.С. (24.11.1997г.), Соломникова А.С. была включена в состав ее семьи. Сохранился протокол заседания комиссии № 4 от 06.12.2004г., согласно которому решением комиссии постановлено перевести в список инвалидов Соломникову А.Э. и членов её семьи, в связи с наступлением у Соломниковой А.Э. льготы – инвалидности.    Так как раньше не допускался самостоятельный, отдельный учет в очереди членов одной семьи и в очереди     регистрировался по согласованию членов семьи только один из них, поэтому Соломникова А.С., как самостоятельный заявитель была исключена из списков очередников и включена, как член семьи Соломниковой А.Э.. Однако, включение Соломниковой А.С. в состав семьи внучки не лишало Соломникову А.С. права на самостоятельное получение жилищной субсидии. Она считает, что Соломникова имеет право и не утратила его на получение жилищной субсидии с 1997 года, то есть с даты первоначальной подачи ей заявления. Заявления о снятии с очереди с 1997 года Соломниковой А.С. не подавалось.

Оценивая в совокупности: указанные обстоятельства включения Соломниковой А.С. в состав семьи Соломниковой А.Э. с декабря 2004г., объяснения истца о подаче ею заявления в мэрию района о предоставлении субсидии 24.11.1997г., показания свидетеля Т.Н.Н. о том, что Соломниковой А.С. действительно было подано такое заявление и она до 2004г. состояла в списках лиц на получение жилищной субсидии, как заявитель, не доверять которым у суда нет оснований, так как они не противоречат другим доказательствам о подаче Соломниковой А.С. заявления о предоставлении субсидии 24.11.1997г.,    объяснения ответчика о наличии в материалах учетного дела Соломниковой А.Э. при принятии делопроизводства по жилищным субсидиям в 2005г. такого заявления, которое имеется в наличии и в настоящее время,    и учитывая, что Соломникова А.С. на момент подачи заявления 24.11.1997г. имела право    быть принятой на учет, суд приходит к выводу, что заявление Соломникова А.С. имела право и должна была быть поставлена на учет на получение субсидии с даты подачи заявления, с 24.11.1997г.. Наличие в материалах учетного дела    подлинного заявления Соломниковой А.С. от 24.11.1997г. о постановке её на учет свидетельствует и о том, что заявление Соломниковой А.С. не было отозвано.

Из представленных суду документов: Списков учета граждан, заявлений истца Соломниковой А.С. и Соломниковой А.Э., объяснений сторон следует, что Соломникова А.С., имеющая и самостоятельное право на получение жилищной субсидии, с 24.11.1997г. состояла на соответствующем учете, как заявитель, в состав семьи которой была включена внучка Соломникова А.Э., а с 02.12.2004г. в составе семьи внучки Соломниковой А.Э., что подтверждается и заявлением Соломниковой А.Э. от 02.12.2004г. (л.д.35) о включении в льготный список на получение жилищно-строительной субсидии её и её семьи, в состав которой входит, как следует из справки администрации пос.Луговского №228 от 15.03.2005г. её мать Соломникова С.Е. и бабушка Соломникова А.С. (л.д.36); решением Мамско-Чуйского районного суда от 29.10.2008г., согласно которому было установлено, что Соломникова А.Э., Соломникова С.Е. и Соломникова А.С., состоящие на учете на получение жилищной субсидии в связи с выездом из района Севера, проживали совместно и их право на получение субсидии    ответчиком не оспаривалось (л.д. 14-15).

Из представленного суду ответчиком заявления Соломниковой А.С., датированного 11.06.2010г., следует, что истица обратилась в УМСРОиП Иркутской области по Мамско-Чуйскому району     с просьбой о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», по дате подачи ею заявления о постановке на учет на предоставление жилищной субсидии в связи с выездом из районов Севера – с 24.11.1997г.

Заявление истицы было рассмотрено, однако, согласно выписке из протокола №10 от 18.06.2010г. заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Севера УМСРОиП по Мамско-Чуйскому району комиссия приняла решение о постановке Соломниковой А.С. на учет на получение жилищной субсидии по Иркутской области категории пенсионеры, как самостоятельного заявителя с 11.06.2010г. по основанию: «согласно поданного заявления».

На основании    данного решения Соломникова А.С. включена в Списки на получение жилищных субсидий с более поздней даты подачи заявления- с 11.06.2010г.: в Сводных списках граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Соломникова А.С. состоит в очереди №3 -пенсионеров (по состоянию на 01.01.2011г.) под № 7685.

Данное решение комиссии УМСРОиП от 18.06.2010г. о постановке Соломниковой А.С. на учет на получение субсидии с 11.06.2010г. суд расценивает как не обоснованное, так как оно не соответствует требованиям п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ №879 от 10.12.2002г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.10.2005г. № 636, от 14.11.2007г. № 780, от 07.11.2008г. № 821), согласно которому в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. В соответствии с указанной нормой то обстоятельство, что в составе семьи Соломниковой А.Э.- Соломниковой А.С. в связи с вступлением Соломниковой А.Э. в брак произошли изменения и Соломникова А.С., проживая отдельно от Соломниковой А.Э., перестала быть членом её семьи, не являлось законным основанием ни для снятия её с учета лиц, претендующих на получение жилищных субсидий с даты первоначальной постановки на учет, ни для изменения её очередности на более позднюю дату.

В соответствии с п. 21    Положения № 879 от 10.12.2002г. граждане подлежат снятию с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (жилищных субсидий) в случае: а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; б) выезда в другую местность на постоянное место жительства; в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья; ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета; з) смерти; и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Для принятия законного решения об отказе Соломниковой А.С. состоять на учете с даты подачи заявления 24.11.1997г. и переносе даты постановки на учет на более позднюю дату ответчиком должны были быть установлены обстоятельства, предусмотренные пунктами 20,21 Положения №879, согласно которым    истица не имела права состоять на учете с даты подачи заявления от 24.11.1997г., либо утратила такое право и вновь его приобрела только 11.06.2010г., либо появились новые обстоятельства, дающие основания для постановки на учет только с 11.06.2010г.

Однако данных о том, что Соломникова А.С. подавала заявление об исключении её из Списков лиц, претендующих на получение жилищной субсидии с даты первоначальной подачи ею заявления от 24.11.1997г. и (или) заявление об изменении очередности по более поздней дате постановки на учет,    подлинные материалы учета лиц, желающих получить жилищные субсидии, не содержат, суду не представлены и    такие обстоятельства судом не установлены. Заявление истицы от 11.06.2010г. таких обстоятельств не содержат и, соответственно, следует признать, что    ответчиком её заявление от 11.06.2010г. без законных оснований расценено как вновь поданное заявление о постановке на учет с 11.06.2010г.

Ни одно из указанных федеральным законодательством оснований для снятия Соломниковой А.С. с учета как по дате подачи ею первоначального заявления 24.11.1997г., так и по дате постановки её на учет органом местного самоуправления в составе семьи внучки Соломниковой А.Э. в судебном заседании не установлено.

То, что за период длительного нахождения на учете на получение субсидии, внучка Соломниковой А.С.- Соломникова А.Э. в 2008г. вступила в зарегистрированный брак, стала проживать отдельно и по этой причине, Соломникова А.С. перестала быть членом семьи Соломниковой А.Э., не являются обстоятельствами, лишающими    Соломникову А.С. права на получение субсидии и, соответственно, не могут быть признаны обстоятельствами, дающими основания ответчику для снятия Соломниковой А.С. с учета на получение жилищной субсидии с первоначальной даты постановки на учет – 24.11.1997г. и переносе даты    принятия на учет на 2010г.

Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявление Соломниковой А.С.      о предоставлении жилищной субсидии было подано в мэрию (администрацию) Мамско-Чуйского района 24.11.1997г., с указанной даты она была принята на учет и внесена в Списки лиц, претендующих на получение безвозмездной жилищной субсидии в качестве заявителя, с 2004г. в составе семьи Соломниковой А.Э. и состоит на учете до настоящего времени, в том числе как самостоятельный заявитель имела право состоять в очереди с 24.11.1997г. и состоит с 11.06.2010г., соответственно, Соломникову А.С. следует считать принятой на учет лиц, желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета, с даты первоначальной подачи ею заявления о предоставлении субсидии в мэрию (администрацию) района, т.е. с даты 24.11.1997г., и следовательно, она вправе претендовать на получение жилищной субсидии в порядке очередности, исходя из первоначальной даты принятия её на учет – с 24.11.1997г.

Поскольку    федеральное законодательство о предоставлении жилищных субсидий (социальных выплат на приобретение жилья) предусматривает исключительно добровольный порядок подачи гражданами, желающими улучшить свои жилищные условия в связи с переселением из районов Крайнего Севера путем получения жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, а также    и добровольный порядок отказа от получения субсидии ( подпункт «е» пункта 21 Положения 879 от 10.12.2002г.), то при отсутствии других оснований для снятия Соломниковой А.С. с учета лиц, претендующих на получение жилищной субсидии, предусмотренных подпунктами «а» -«д», «з» пункта 21 Положения № 879 от 10.12.2002г., а данных о наличии таковых в судебном заседании не установлено, при    отсутствии заявлений Соломниковой А.С. о снятии её с учета или о переносе даты постановки на учет на более позднюю дату, позволяет суду придти к выводу о том, что её право на улучшение жилищный условий путем получения безвозмездной жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера нарушено и подлежит судебной защите путем восстановления Соломниковой А.С. в Едином списке лиц, имеющих право на получение безвозмездной жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Иркутской области и в Сводном списке граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010-2011 год по Иркутской области федеральной     программы «Жилище на 2011г., с даты первоначальной подачи Соломниковой А.С. заявления о предоставлении субсидии в мэрию (администрацию) Мамско-Чуйского района, т.е. с 24.11.1997г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Соломникова А.С. удовлетворить.

Признать за Соломникова А.С. право быть заявителем на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты первоначальной постановки на учет, с 24.11.1997г..

Восстановить Соломникова А.С., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, уроженку <адрес>, проживающую в <адрес>7, паспорт серии 2500 , выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>,     в Едином списке граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджет в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Иркутской области и в Сводном списке граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Иркутской области федеральной     программы «Жилище на 2011г., в очереди лиц на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета (социальной выплаты для приобретения жилья ), с даты     первоначальной подачи заявления -с 24 ноября 1997г..

Признать за Соломникова А.С. право на включение в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 год, по первоначальной дате постановке на учет 24.11.1997г..

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                         Е.Н. Бондаренко