Прокурор к МУЗ ЦРБ МДОУ д/с Теремок в защиту интересов несовершеннолетних



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А ЦИ И

пос. Мама                                                                                       <данные изъяты> 2011г.

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:

Председательствующего судьи Бондаренко Е.Н.,

при секретаре Савицкой В.Н.,

с участием:

помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Куницына С.А.,

представителя ответчика- муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Варламова О.Б., действующего на основании полномочий по должности главного врача,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № <данные изъяты> по исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района в защиту интересов несовершеннолетних к МУЗ ЦРБ, МДОУ детский сад «Теремок», Администрации Мамско-Чуйского района о понуждении предоставления медицинского кабинета для медицинского обслуживания учащихся школы, получение лицензии на осуществления медицинской деятельности в медицинском кабинете МДОУ детский сад «Теремок» п. Мама, профинансирования в необходимом объеме затраты медицинского учреждения МУЗ ЦРБ в части исполнения обязательства по получению лицензии на осуществления медицинской деятельности в представленном МДОУ детский сад «Теремок» п. Мама медицинском кабинете.

У С Т А Н О В И Л :

       В исковом заявлении в суд Прокурор Мамско-Чуйского района Иркутской области указал, что прокуратурой района рассмотрены материалы проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних на территории Мамско-Чуйского района. В результате установлено следующее:

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; 2) организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях;

В целях реализации своих полномочий, оказания медицинской помощи населению района, проведения профилактических медицинских осмотров постановлением главы администрации Мамско-Чуйского района № 111 от 05.05.1999 г. создано муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница». Распоряжением КУИ администрации Мамско-Чуйского района от 27.10.2006 г. № 40 утвержден устав учреждения.

Статьей 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (ч.1) на образовательные учреждения возложена обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

           Анализ устава МДОУ детский сад «Родничок» п. Мама показывает, что медицинское обслуживание обучающихся в учреждениях обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным управлением здравоохранения.

           Из вышеизложенного следует, что с учетом отсутствия правоспособности муниципальных образовательных учреждений района по осуществлению медицинской деятельности, медицинское обслуживание детей в учреждениях должно осуществлять МУЗ ЦРБ.

           Статей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

           В соответствии с п. 96 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

           В силу п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г. медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению. Согласно перечню работ при осуществлении медицинской деятельности, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической в том числе первичной медико-санитарной помощи по педиатрии подлежат обязательному лицензированию.

          Таким образом, МУЗ ЦРБ для оказания медицинских услуг должно обладать лицензией на ведение медицинской деятельности в помещениях медицинских кабинетов образовательных учреждений.

         Однако, в ходе настоящей проверки установлено, что такой лицензии МУЗ ЦРБ не имеет, соответственно не имеет права оказывать медицинские услуги учащимся в зданиях, эксплуатируемым муниципальными образовательными учреждения района.

           Осуществление МУЗ ЦРБ такой деятельности в школе в отсутствие необходимой лицензии является незаконным и не может осуществляться в силу ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Ограничение прав и законных интересов детей в области медицинского обслуживания, направленного на охрану их жизни и здоровья, при получении образования соответствующего уровня является недопустимым. В этой связи, учащимся должна быть обеспечена возможность полноценной реализации данных прав в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об образовании и лицензировании.

    Таким образом, бездействие МУЗ ЦРБ по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах, предоставленных образовательным учреждением, создает угрозу нарушения прав и интересов детей на охрану жизни и здоровья, которые в силу возраста не способны самостоятельно защищать в суде свои права и интересы.

    Согласно п. 1.2 Устава МУЗ ЦРБ учредителем и собственником имущества больницы является администрация Мамско-Чуйского района.

    В силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просит обязать детский сад «Теремок» п. Мама представить муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» медицинский кабинет для медицинского обслуживания учащихся школы, обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в медицинском кабинете МДОУ детский сад «Родничок» п. Мама, обязать администрацию Мамско-Чуйского района профинансировать в необходимом объеме затраты муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» в части исполнения обязательства по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в представленном муниципальным образовательным учреждением МДОУ детский сад «Теремок» п. Мама медицинском кабинете.

              Определением суда от 27 мая 2011г., в части исковых требований, а именно: обязать МДОУ детский сад «Теремок» п. Мама представить МУЗ ЦРБ медицинский кабинет для медицинского обслуживания учащихся школы; обязать администрацию Мамско-Чуйского района профинансировать в необходимом объеме МУЗ ЦРБ в части исполнения обязательства по получению лицензии на осуществления медицинской деятельности в представленном МДОУ детский сад «Теремок» п. Мама медицинском кабинете, производство прекращено, в связи с отказом истца от требований.

           Представитель Администрации Мамско-Чуйского района, представитель МДОУ детского сада «Теремок» надлежаще извещенные о дне и месте судебного заседания, в суд не явились, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Выслушав мнение явившихся участников процесса, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным суду доказательствам.

       В судебном заседании помощник прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Куницын С.А. действующий в защиту интересов несовершеннолетних, поддержал требование о понуждении МУЗ ЦРБ получить лицензию на осуществления медицинской деятельности в медицинском кабинете МДОУ детский сад «Теремок» п. Мама, привел в обосновании доводы, изложенные в исковом заявлении.

           Ответчик главный врач МУЗ ЦРБ Варламов О.Б. в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью. Просил вынести решение суда на основании признания иска. Пояснил, что в настоящее время финансовым управлением администрации Мамско-Чуйского района платежным поручением №4062 перечислены денежные средства за лицензирование медицинской деятельности и вопрос о получении лицензии будет разрешен в ближайшее время.

          Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела с представленными доказательствами, суд приходит к следующему:

      Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

       Статья ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом обращения в суд за защитой нарушенных, оспариваемых прав и законных интересов несовершеннолетних.

      Таким образом, заявление подано надлежащим субъектом на основании установленных законом полномочий.

       В силу ст.37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; Постановлением главы администрации Мамско-Чуйского района № 111 от 05.05.1999 г. создано муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница». Распоряжением КУИ администрации Мамско-Чуйского района от 27.10.2006 г. № 40 утвержден устав учреждения.

         Согласно ч.1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" на образовательные учреждения возложена обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

             Статей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

           В соответствии с п. 96 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

           В силу п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г. медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению. Согласно перечню работ при осуществлении медицинской деятельности, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической в том числе первичной медико-санитарной помощи по педиатрии подлежат обязательному лицензированию.

          Таким образом суд считает установленным тот факт, что ответчик МУЗ ЦРБ для оказания медицинских услуг должно обладать лицензией на ведение медицинской деятельности в помещениях медицинских кабинетов образовательных учреждений, и в ходе судебного заседания установлено, и не оспаривается ответчиком, что такой лицензии МУЗ ЦРБ не имеет, соответственно не имеет права оказывать медицинские услуги учащимся в зданиях, эксплуатируемым муниципальными образовательными учреждения района.

    Осуществление МУЗ ЦРБ такой деятельности в школе в отсутствие необходимой лицензии является незаконным и не может осуществляться в силу ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.

            Заявленные требования истца подтверждаются письменными доказательствами:

- представлением прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области об устранении нарушений требований законодательства об охране здоровья несовершеннолетних от 21.02.2011г. на имя главного врача МУЗ ЦРБ Варламова О.Б. следует, что МУЗ ЦРБ в нарушение указанных норм не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах муниципальных образовательных учреждений в том числе МДОУ детский сад «Теремок» п. Мама, информацией отдела образования на имя прокурора Мамско-Чуйского района от 08.02.2011г. №120, согласно которого лицензирование на занятие медицинской деятельности в образовательных учреждениях района в том числе МДОУ детский сад «Теремок» п. Мама не проводилось(л.д.8-12). Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками, ими признаются.

     В судебном заседании ответчик Варламов О.Б. признал требования истца, просит вынести решение на основании признания иска, просит установить срок исполнения до 30 августа 2011 года, истец согласилась со сроком исполнения ответчиком обязанности.

           На основании изложенного суд принимает признание ответчиком иска.

    Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

С учетом пояснений привлеченного к участию в деле представителя ответчика МУЗ ЦРБ о том, что заявленный истцом срок до 30.08.2011г. является разумным и достаточным, суд учитывая существо допущенных нарушений и объема предстоящей работы, находит разумным установить срок исполнения до 30.08.2011г.

       В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Оснований для отказа в принятии признания ответчиком требований прокурора, за исключением срока устранения нарушения, у суда нет. Исходя из вышеизложенного нормативного регулирования данной сферы, признания представителем ответчика иска не противоречит закону, заявлено добровольно и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.

Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ, так как в соответствии со ст.89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции за подачу заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом требований

        С ответчика МУЗ ЦРБ на основании ст. 103 ГПК РФ, ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 4000 рублей.

        Руководствуясь ст.ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требование прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в медицинском кабинете МДОУ детский сад «Теремок» п. Мама, до 30 августа 2011 года.

Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета в размере 4000(четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                     Е.Н. Бондаренко.