Требования Ивановой удовлетворены



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пос. Мама                                    4 июня 2012 года

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Зверева П.С., при секретаре Савицкой В.Н., с участием:

истицы Ивановой Н.П.,

представителя Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району Первухиной З.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-50/2012 по иску Ивановой Т.В., Ивановой Н.П. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району о признании незаконным отказа Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району в восстановлении в очереди инвалида 1-й группы Ивановой М.И. членов её семьи Ивановой Т.В., Ивановой Н.П., и об обязании Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району восстановить членов семьи Ивановой Т.В. и Ивановой Н.П. в очереди первой категории очерёдности на получение жилищной субсидии с даты постановки на учёт Ивановой М.И., т.е. с 01 сентября 2008 года,

У С Т А Н О В И Л :

Истицы Ивановой Т.В., Ивановой Н.П. обратились в суд с иском к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району о признании незаконным отказа Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району в восстановлении в очереди инвалида 1-й группы Ивановой М.И. членов её семьи Ивановой Т.В., Ивановой Н.П., и об обязании Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району восстановить членов семьи Иванову Т.В. и Иванову Н.П. в очереди первой категории очерёдности на получение жилищной субсидии с даты постановки на учёт Ивановой М.И., т.е. с 01 сентября 2008 года.

В обоснование заявленных требований истцы в исковом заявлении указали, что 01.09.2008 г. Иванова М.И., ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (действовавший на тот момент), была поставлена на учет в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району (далее Управление), как имеющая право на получение жилищной субсидии инвалида 1 группы.

Решением Мамско-Чуйского районного суда от 13.09.2009 г. членами семьи Ивановой М.И., были признаны Иванова Т.В. и Иванова Н.П., которые затем были включены в очередь очередника Ивановой М.И., инвалида 1 группы. 07.05.2010 г. Иванова М.И. умерла. При устной беседе со специалистом Управления Татарниковой Т.В., выяснилось, что они, как члены семьи Ивановой М.И., исключены из очереди, относящейся к инвалидам 1 группы.

28.06.2011 г. Иванова Т.В. письменно обратилась в Управление с заявлением о разъяснении, на каком основании, и какой нормой закона члены семьи Ивановой М.И., были исключены из очереди очередника, имеющей право на получение жилищной субсидии инвалида 1 группы Ивановой М.И. На данное письмо ответ не получен.

01.01.2012 г., по вступлению в законную силу Федерального закона от 17.07.2011 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»», где ст. 1 данного предусмотрено, что «в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии, сохраняется за членами его семьи», истцами было подано заявление в Управление о восстановлении членов семьи Ивановой Т.В., и Ивановой Н.П., в очереди очередника – инвалида 1 группы Ивановой М.И., с учетом даты постановки на учет с 01.09.2008 г.

На данное заявления был получен отказ в восстановлении в очереди, с указанием, что «право распространяется на тех членов семьи, у которых заявители умерли не ранее 1 января 2012 года. Заявитель Иванова М.И. умерла и 28.06.2010г. была снята с учета как самостоятельный заявитель. У членов семьи право состоять на учете на получение жилищной субсидии в очереди № 2 сохранялось в случае предъявления ими документов, подтверждающих, что они являются инвалидами 1, 2 группы, либо инвалидами детства».

Данный ответ истцы посчитали незаконным и необоснованным, идущим вразрез с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а именно: ст. 2 данного закона устанавливает, что граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

09.02.2012 г. была подана претензия в Управление на ответ – уведомление Управления в досудебном порядке восстановить членов семьи очередника Ивановой М.И., инвалида 1 группы, в очереди с 01.09.2008 г.

На данную претензию истцами был получен немотивированный отказ.

Истцы считают отказ Управления, выразившийся в снятии членов семьи с очереди очередника – инвалида 1 группы Ивановой М.И., с 01.09.2008 г., незаконным и необоснованным по следующим основаниям: до 01.01.2012 г. действовал Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который не предусматривал исключение из очереди членов семьи очередника, в связи с его смертью, таким образом, снятие Управлением членов семьи очередника Ивановой М.И., инвалида 1 группы, произведено с нарушением действовавшего Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, что грубо нарушает права членов семьи очередника.

Законодатель, закрепляя право граждан на получение жилищных субсидий, и, определяя условия его возникновения, вправе, как следует из ст. 40, ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 37, п. «в, е, з» ст. 71 Конституции РФ, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией РФ целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления жилищных субсидий, поэтому истцы просили признать незаконным отказ Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району № 41 от 31.01.2012 г. в восстановлении их в очереди по дате первоначальной постановке на учет по заявлению Ивановой М.И., с 01.09.2008 г.; обязать УМСРОиП Иркутской области по Мамско-Чуйскому району восстановить членов семьи Иванову Т.В. и Иванову Н.П. в очереди на получении жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего очередника Ивановой М.И., с 01.08.2008 г.

06.04.2012 г. истцы уточнили исковые требования, указав, что Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное постановлением Правительства от 10.12.2002 г. № 879 (п. 21), предусматривает, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти (п.п. «з»), а постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 г. № 909, указанный пункт был дополнен: «…при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина, с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления».

Согласно решению суда от 13.09.2009 г., Иванова Т.В. и Иванова Н.П. признаны членами семьи Ивановой М.И., 1926 г.р., следовательно, сохраняют право очередника Ивановой М.И., состоять в очереди на получения жилищной субсидии как члены её семьи.

Так как Иванова М.И., 1926 г.р., на момент постановки на учет в Управлении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району являлась инвалидом 1 группы и состояла в очереди на получение жилищной субсидии, следовательно, члены её семьи совместно с ней состояли в очереди, относящейся к категории «инвалиды 1 и 2 групп».

После вступления с 01.01.2012 г. в законную силу Федерального закона от 17.07.2011 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»» истцы письменно обратились в Управление о восстановлении в очереди членов семьи умершего очередника Ивановой М.И., относившейся к категории «инвалиды 1 и 2 групп».

Несмотря на дополнения, внесённые постановлением Правительства от 03.11.2011 г. № 909 в п.п. «з» п. 21 Положения, утверждённого постановлением Правительства от 10.12.2002 г. № 879, которые сохраняют право членов семьи умершего очередника на получение социальной выплаты с учётом даты постановки на учёт такого гражданина и очерёдности её предоставления, истцам было отказано в восстановлении членов семьи в очереди очередника Ивановой М.И., относящейся к категории «инвалиды 1 и 2 групп».

Кроме того, п. 22 вышеуказанного Положения, утвержденного постановлением Правительства от 10.12.2002 г. № 879, устанавливает, что уведомление о снятии с учета направляется гражданину в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Согласно возражениям ответчика, очередник Иванова М.И., умершая 07.05.2010 г., была снята с учёта согласно решению комиссии от 28.06.2010 г., однако Управление членов семьи Ивановой М.И. об этом не уведомило, тем самым, нарушив п. 22 Положения.

В своих изменённых требованиях истцы просят признать незаконным отказ Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району № 41 от 31.01.2012 г. в восстановлении в очереди очередника – инвалида 1 группы Ивановой М.И. членов её семьи Иванову Т.В., Иванову Н.П., и обязать Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району восстановить членов семьи Иванову Т.В., Иванову Н.П. в очереди, относящейся к категории первой очередности «инвалиды 1 и 2 групп» на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет с 1 сентября 2008 года умершего очередника Ивановой М.И. ДД.ММ.ГГГГ., инвалида 1 группы.

Истица Иванова Т.В., будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представив суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г., действующая на основании доверенности, будучи извещённой о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание также не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Выслушав мнение истицы Ивановой Н.П., представителя Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району Первухиной З.И., на основании ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по имеющимся в деле доказательствам.

Истица Иванова Н.П. в судебном заседании исковые требования в уточнённом виде поддержала в полном объеме, приведя в их обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно пояснила суду, что позиция истцов основывается на том, что с 01.01.2012 г. в Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ были внесены изменения Федеральным законом № 212-ФЗ от 17.07.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»», который предусматривает, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Статья 4 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Между тем, статьёй 2 Федерального закона от 17.07.2011 г. № 212-ФЗ, определено, что граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан. Иванова М.И. состояла в очереди, относящейся к категории «инвалиды 1 и 2 групп» на получение жилищной субсидии с 01.09.2008 г. Поскольку действующее законодательство предусматривает, что, члены семьи имеют равные права и обязанности, соответственно члены семьи очередника Ивановой М.И., Иванова Т.В. и Иванова Н.П., сохраняют право состоять в очереди на получение жилищной субсидии после смерти очередника.

07.05.2010 г. очередник Иванова М.И. умерла, а действовавший на тот момент Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, имеющий большую юридическую силу по отношению к постановлению Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 г., не предусматривал исключение из очереди очередника членов его семьи в связи с его смертью.

03.11.2011г. в п.п. «з» п. 21 Положения № 879 от 10.12.2002 г. внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2012 г., где указано, что «граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: з) смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи)».

После обращения истцов в Управление в январе 2012 г. с просьбой восстановить их в очереди очередника Ивановой М.И., им было отказано. Истица считает данный отказ незаконным и необоснованным, просит восстановить их в очереди на получение жилищной субсидии умершего очередника Ивановой М.И.

Представитель Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району Первухина З.И. иск не признала в полном объёме, пояснив суду, что Иванова М.И. обратилась с заявлением о включении её в очередь на получение жилищной субсидии 01 сентября 2008 г., а 07.05.2010 г. она умерла. Согласно законодательству, действовавшему на тот момент, условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливались Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ. Порядок регистрации и учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и имеющих право на получение жилищной субсидии, устанавливался Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879. Согласно подпункту «з» пункта 21 Положения, смерть гражданина, заявителя, являлась основанием для снятия с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Управление в рамках закона приняло решение о снятии умершего заявителя с учета. Право членов семьи заявителя состоять на учете для получения жилищной субсидии после смерти заявителя в той же очереди было введено с 1 января 2012 года Федеральным законом от 17.07.2011г. № 212-ФЗ. При этом, согласно ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а только в случаях, прямо предусмотренных законом. Что касается ссылки на Конституцию РФ, то данные правоотношения не вытекают из положений Конституции РФ. При этом истица Иванова Т.В. не лишена возможности получить жилищную субсидию ввиду того, что она, как заявитель и члены её семьи с марта 2005 г. и до настоящего времени состоят на учете на получение жилищной субсидии. Просит в иске отказать в полном объеме.

Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г., в письменном отзыве на иск № 53-35-2331/12-08 от 30.03.2012г. указала, что Иванова М.И. обратилась с заявлением о включении ее и членов ее семьи в Список очередности граждан на получение жилищной субсидии в связи с выездом из пос. Мама 01.09.2008 г. 07.05.2010 г. Иванова М.И. умерла.

Согласно законодательству, действовавшему на тот момент, условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, устанавливались Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции от 1 января 2003 года).

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для при обретения жилья за счет средств федерального бюджета устанавливался Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 в редакции от 7 ноября 2008 года (далее – Положение).

Согласно подпункту «з» пункта 21 Положения, смерть гражданина – заявителя являлась основанием снятия с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В соответствии с пунктом 4 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением администрации Иркутской области от 24 февраля 2005 года № 24-па (утратил силу, в связи с вступлением в действие с 1 января 2009 года Постановления Правительства Иркутской области от 18 декабря 2008 года № 115-пп), постановка на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с федеральным законодательством, осуществление их регистрации и ведение учета, формирование списков очередности граждан, а также определение размера социальных выплат для приобретения жилья гражданам с марта 2005 года производятся управлениями министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства граждан. До 2005 года постановка на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, осуществлялось органами местного самоуправления по месту жительства граждан.

Управлением в рамках предоставленных полномочий 28.06.2010 г., в соответствии с подпунктом «з» пункта 21 Положения, было принято решение о снятии с учета на получение жилищной субсидии в связи со смертью – Ивановой М.И. (протокол заседания комиссии от 28 июня 2010 года № 11).

Право членов семьи состоять на учете для получения жилищной субсидии после смерти заявителя было введено с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 17.07.2011 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»».

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.2011 г. № 212-ФЗ, он вступает в силу с 01.01.2012 г. При этом следует отметить, что Гражданский кодекс РФ в статье 4 предусмотрел, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Поскольку Федеральным законом от 17.07.2011 г. № 212-ФЗ не предусмотрена его обратная сила, то изменения, внесенные указанным законом в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», распространяется только на тех, кто обратился после 1 января 2012 года.

Ввиду того, что Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции от 1 января 2003 года) не предусматривал сохранения в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на её получение за членами его семьи, у членов семьи Ивановой М.И. право состоять на учете не сохранилось.

Следовательно, Управлением отказано законно Ивановой Т.В. в восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего очередника Ивановой М.И. с 1 сентября 2008 года. Правовых оснований для восстановления в очереди на получение жилищной субсидии членов семьи Ивановой М.И., умершей 7 мая 2010 года, с даты постановки на учет нет.

Что касается ссылки на Конституцию РФ, то в рамках возникших правоотношений она является некорректной. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что требование о предоставлении такой выплаты, как жилищная субсидия, непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или при обретение жилья и определяя условия его возникновения, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и различные условия предоставления субсидий, а также специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

При этом истица Иванова Т.В. не лишена возможности реализовать на условиях, предусмотренных действующим законодательством, права на получение жилищной субсидии в виду того, что она как заявитель и члены ее семьи с марта 2005 года и до настоящего времени состоит на учете на получение жилищной субсидии в Управлении министерства по Мамско-Чуйскому району с 16 декабря 2003 года.

Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Оценивая все доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковые требования Ивановой Т.В. и Ивановой Н.П. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Так, Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет (статья 1).

Также указанный федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее – граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность по реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 (в редакции постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года № 780), согласно пункту 2 которого, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктами 3, 6-9 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённых постановлением Правительства Иркутской области от 18 декабря 2008 года № 115-пп, органом, осуществляющим полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Так, указанное Министерство, ежегодно, до 15 февраля утверждает единые списки граждан, формируемые на основании списков, представленных территориальными подразделениями, обеспечивает представление утвержденных списков в федеральные органы исполнительной власти в установленном федеральным законодательством порядке. Предоставление социальных выплат для приобретения жилья гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата согласно спискам, сформированным министерством, в соответствии с федеральным законодательством. Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в порядке, установленном министерством. Постановка на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законодательством, осуществление их регистрации и ведение учета, формирование списков очередности граждан, а также определение размера жилищных субсидий гражданам осуществляются территориальными подразделениями министерства по месту постоянного проживания граждан (в Мамско-Чуйском районе – Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району) в соответствии с федеральным законодательством (п.п. 4, 5 Порядка).

В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, полномочия по регистрации и учету граждан, осуществляемые территориальными подразделениями в соответствии с пунктом 4 Порядка, предусматривают в том числе: прием от граждан документов; принятие решений о постановке на учет граждан или об отказе в постановке на учет; направление гражданам уведомлений, предусмотренных федеральным законодательством; формирование учетных дел граждан; формирование списков очередности граждан.

Вышеуказанные федеральные нормативные акты, а также принятые в соответствии с ними и во исполнение нормативные акты Иркутской области предусматривали и предусматривают, что предоставление гражданам субсидий, имеющим право на их получение, производится в порядке очередности, исходя из времени принятия гражданина на учет и включения в списки на получение жилищных субсидий.

В судебном заседании было с достоверностью установлено, что Иванова М.И. 01.09.2008г. обратилась с заявлением в Управление ДСЗН по Мамско-Чуйскому району о включении её в Список очередности граждан на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с выездом из пос. Мама в Иркутскую область (л.д. 26).

Из представленных Ивановой М.И. в Управление документов видно, что Иванова М.И., согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке, начавшая свою трудовую деятельность в Мамско-Чуйском районе с 02.11.1956 г., имела длительный, более 30 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (л.д.44).

Согласно данным регистрационного учёта, содержащимся в паспорте 2504 № 126785, выданного на имя Ивановой М.И. (л.д.27), справке паспортиста МУП «Теплоэнерго» от 31.03.2009 г. № 226 (л.д. 39), Иванова М.И. прибыла в Мамско-Чуйский район задолго до 1 января 1992 года, и длительное время проживала на территории Мамско-Чуйского района.

Иванова М.И. с 12.11.1976 г. получала трудовую пенсию по старости, согласно пенсионному удостоверению № 010597 (л.д. 45), имела инвалидность 1 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ № 1423542 от 25.08.2008 г. (л.д. 46), была включена, в соответствии с действовавшим на тот момент Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, в очередь № 2 (инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства).

Согласно свидетельству I-CT , выданном Ивановой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ рожд., её матерью является Иванова М.И. (л.д. 33).

Согласно свидетельству I-CT , выданном Ивановой Н.П., ДД.ММ.ГГГГ рожд., её матерью является Иванова Т.В. (л.д. 32), а Иванова М.И., соответственно, приходится ей бабушкой.

Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 13 января 2009 г. Иванова М.И. признана недееспособной (л.д. 34-36) и приказом Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству по г. Бодайбо, Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам от 05.03.2009 г. № 60/ум над Ивановой М.И. была установлена опека, опекуном назначена Иванова Т.В. (л.д. 37-38).

Из материалов дела видно, что Иванова М.И. была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, совместно с ней проживали и были зарегистрированы Иванова Т.В. и Иванова Н.П., что подтверждается договором социального найма от 23.03.2009 г. № 51 (л.д. 40-43), справкой администрации Мамского городского поселения от 30.06.2009 г. № 1671 (л.д. 39).

Согласно решению Мамско-Чуйского районного суда от 01.04.2009 г., Иванова Н.П. была признана членом семьи Ивановой М.И. и Ивановой Т.В., проживающих совместно по адресу <адрес> (л.д.34-36).

В 2009 году Иванова Т.В. и Иванова Н.П., как члены семьи заявителя Ивановой М.И. были включены в состав её семьи на получение жилищной субсидии.

В соответствии со свидетельством о смерти II-CT № 531121, выданном 11.05.2010 г., Иванова М.И. умерла 07.05.2010 г., о чем составлена актовая запись № 33 от 11.05.2010 г. (л.д. 6).

Согласно представленного суду протокола заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на жилищные субсидии № 11 от 28.06.2010 г., рассмотрев поступившие сведения по умершим, комиссия решила (2), в соответствии с п. 21 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879, снять с учета на получение жилищных субсидий в связи со смертью: Иванову М.И. (л.д. 107).

Таким образом, в судебном заседании было с достоверностью установлено, что Иванова Т.В. и Иванова Н.П., как члены семьи заявителя Ивановой М.И. состояли в очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера, в очереди № 2 – инвалидов 1 и 2 групп, по дате постановки на учет заявителя Ивановой М.И. – с 01.09.2008г.

В соответствии с решением комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на жилищные субсидии № 11 от 28.06.2010 г., с учета на получение жилищных субсидий в связи со смертью, была снята Иванова М.И.

При этом необходимо отметить, что данным решением вопрос о снятии с учета (переводе в другую очередь) членов семьи Ивановой М.И. – Ивановой Т.В. и Ивановой Н.П. не ставился, не рассматривался и решение по нему не принималось.

Между тем, в ответе № 41 от 31.01.2012 г. Управление указало Ивановой Т.В., что в связи со смертью Иванова М.И. 28.06.2010г. как самостоятельный заявитель снята с учета. У членов семьи право состоять на учете на получение жилищной субсидии в очереди № 2, сохранялось в случае предъявления ими документов, подтверждающих, что они являются инвалидами 1, 2 группы, либо инвалидами с детства. Таких документов представлено не было. Она (Иванова Т.В.), как самостоятельный заявитель, и члены её семьи, остались состоять на учете в Управлении на получение жилищной субсидии по дате её (Ивановой Т.В.) первичного заявления от 16.12.2003 г. (л.д.8-9).

Из представленных Управлением документов, содержащихся в материалах учетного дела Ивановой Т.В., следует, что Иванова Т.В. 16.12.2003г. обратилась с заявлением на имя главы муниципального образования Мамско-Чуйского района о включении её и 2-х членов её семьи в Список очередности граждан на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с выездом из пос. Мама в Иркутскую область (л.д. 48).

Заявлениями, поданными в 2010 – 2011 гг. в Управление, Иванова Т.В. просила включить её и члена её семьи Иванову Н.П., в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 49-50, 51-52), представляя при этом необходимый пакет документов, в том числе, копию паспорта серии 2503 № 871290 (л.д. 28-29), из которого следует, что Иванова Т.В. родилась и постоянно проживает, согласно данных регистрационного учета, а также справке паспортиста МУП «Теплоэнерго» № 115 от 22.02.2011 г. (л.д. 53), в пос. Мама Мамско-Чуйского района, имеет необходимый, более 20 лет, согласно сведений, содержащихся в трудовой книжке (л.д. 54-58), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, получает трудовую пенсию по старости, согласно пенсионного удостоверения № 020477, с 16.08.2008 г. (л.д. 58).

Из заявления от 11.01.2012 г., поданного в Управление, следует, что Иванова Т.В., ссылаясь на ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», вступившую в законную силу с 01.01.2012 г., согласно которой, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи, просила восстановить её в очереди членов семьи очередника Ивановой М.И., инвалида 1 группы (л.д. 7).

Однако, письмом № 41 от 31.03.2012 г. Управление отказало Ивановой Т.В. в восстановлении в очереди граждан категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», указав, что с 01.01.2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2011 г. № 212-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в котором в ст. 1 внесены следующие изменения: «в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи». Такое право распространяется на тех членов семьи, у которых заявители умерли не ранее 1 января 2012 г. (л.д. 8).

Аналогичные доводы положены ответчиками и в основу представленных возражений по иску Ивановой Т.В. и Ивановой Н.П.

Оценивая указанные доводы ответчиков, суд находит их несостоятельными, исходя из следующего:

Федеральное законодательство о жилищных субсидиях (социальных выплатах на приобретение жилья отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством), действительно не содержало нормы, прямо предусматривающей право и возможность для члена семьи умершего заявителя, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, на ее получение, с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии, но и не ограничивало это право, и не исключало такой возможности для гражданина.

Согласно статье 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Из изложенного вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (жилищных субсидий).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьёй 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно статье 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Установление для граждан гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Законодательство о безвозмездных жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает право на получение жилищной субсидии не только гражданину, имеющему длительный стаж работы в районах Севера, но и равное с ним право на получение жилищной субсидии всем членам его семьи, независимо от пола, возраста, степени родственных с ним отношений и т.п. различий, и является одной из мер, обеспечивающей государственную поддержку семьи гражданина, выезжающего из районов Севера.

Согласно п. 21 Положения о регистрации и учете граждан…, утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879 (в редакции от 07.11.2008 г.), граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; выезда в другую местность на постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья; подачи по месту учета заявления о снятии с учета; смерти; изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Ссылаясь на подпункт «з» п.21 данного Положения, ответчики указали, что смерть гражданина – заявителя являлась основанием снятия с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Однако данное положение указывает лишь на то, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти, сведений о том, что в случае смерти заявителя, члены его семьи подлежат снятию с учета, данное Положение не содержало.

Не содержалось такой нормы и в Федеральном законе от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции от 1 января 2003 года).

Внесенными дополнениями в ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», были внесены изменения, согласно которым, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Также был изменён и подпункт «з» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно которому, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).

Таким образом, указанными изменениями, вступившими в законную силу с 1 января 2012 года, законодатель лишь закрепил права членов семьи умерших заявителей.

При этом, в статье 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ (в новой редакции) закреплено, что граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Основываясь на совокупности исследованных судом доказательств, системном толковании норм действующего законодательства о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принимая во внимание положения статьи 55 Конституции РФ, согласно которой, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, суд приходит к выводу, что Иванова Т.В. и Иванова Н.П., имеют право на восстановление в очереди очередника – инвалида 1-й группы, Ивановой М.И.

Иное толкование действующего законодательства о жилищных субсидиях, по мнению суда, является произвольным и необоснованно ограничивает право Ивановой Т.В. и Ивановой Н.П. на получение жилищной субсидии.

Суд приходит к выводу, что отказ Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району от 31.01.2012 г. № 41 в восстановлении в очереди очередника – инвалида 1-й группы Ивановой М.И. членов её семьи Ивановой Т.В. и Ивановой Н.П. является незаконным.

В связи с чем, требования о понуждении Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району восстановить членов семьи Иваенову Т.П., Иванову Н.П. в очереди на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего очередника Ивановой М.И. 1926 г.р., инвалида 1-й группы, с 1 сентября 2008 года, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ивановой Т.В. и Ивановой Н.П. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району № 41 от 31.01.2012 г. в восстановлении в очереди очередника инвалида 1-й группы Ивановой М.И. членов её семьи Иванову Т.В. и Иванову Н.П..

Обязать Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району восстановить членов семьи Иванову Т.В. и Ивановой Н.П. в очереди, относящейся к категории первой очерёдности – «инвалиды 1 и 2 групп», на получение жилищной субсидии с даты постановки на учёт умершего очередника Ивановой М.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, инвалида 1-й группы, т.е. с 01 сентября 2008 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 13 июня 2012 года.

Председательствующий:                            П.С. Зверев

Копия верна. Судья:                        П.С. Зверев