Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2012г. пос. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:
Председательствующего судьи Зверева П.С.,
при секретаре Савицкой В.Н.,
с участием:
представителя администрации Мамско-Чуйского района Захаровой О.И., действующей на основании постоянной доверенности №455 от 02.04.2012г.,
представителя Мамско-Чуйского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Осиповой Н.М., девствующей на основании приказа УФССП России по Иркутской области от 23.05.2012г. №1270-к,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2- 81/2012 по заявлению администрации Мамско-Чуйского района об оспаривании постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Мамско-Чуйского района обратилась в Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области с заявлением, в которой указала, что судебный пристав-исполнитель УФССП по Иркутской области Мамско-Чуйский РОСП Грязнова О.О. вынес постановление N 2853/12/20/38 о взыскании с Должника – администрации Мамско-Чуйского района исполнительского сбора в размере 7% от суммы долга, что составляет 5 000 рублей, в рамках исполнительного производства N 844/12/20/38, возбужденного на основании исполнительного листа № 2-99/11 от 12.03.2012 года. Взыскание исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель мотивирует тем, что Должник в установленный постановлением срок в добровольном порядке не исполнил требования, указанные в исполнительном листе N 2-99/11 от 12.03.2012 года, и не представил доказательства, подтверждающие уважительность причин их неисполнения. Однако обжалуемое постановление, по мнению заявителя, вынесено без учета вины Должника, который в настоящее время не может исполнить свое обязательство перед Взыскателем единовременно в полном объеме, во исполнение решения были предприняты следующие меры: 26.08.2010 года подписан акт рассмотрения и согласования варианта размещения склада ТБО в районе аэродрома Мама, утвержденный генеральным директором ООО «Мамский аэропорт» о соответствии земельного участка на участке Чукча для размещения склада ТБО; Издано распоряжение администрации района от 01.10.2010 года № 212 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для склада ТБПО» которым для склада образован земельный участок площадью 20 000 кв.м. на уч. Чукча (6-ой км. от п. Мама) с условным кадастровым № 38:24:0100057:ЗУ1; 31.01.2011 года земельный участок площадью 20 000 кв.м. на уч. Чукча (6-ой км. от п. Мама) с условным кадастровым № 38:24:0100057:ЗУ1 внесен Земельной кадастровой палатой по Иркутской области в государственный кадастр недвижимости (изготовлен кадастровый паспорт земельного участка); 07.04.2011 года в адрес Министра имущественных отношений Иркутской области направлено ходатайство администрации района с исх. № 361 о переводе земельного участка с уже присвоенным кадастровым номером 38:24:0100057:17 из категории земель запаса в категорию земель промышленности с приложением всех необходимых документов; 22.09.2011 года в адрес Министра имущественных отношений Иркутской области направлено повторное ходатайство администрации района с исх. № 963 об ускорении перевода земельного участка в категорию земель промышленности. Параллельно, администрация района обращалась к руководству ООО «Аэропорт Мама» о возможности временного создания полигона для утилизации на месте бывшей производственной базы старательской артели «Восход» (исх. от 06.04.2011 года № 359), но письмом от 11.04.2011 года № 116 ООО «Аэропорт Мама» в создании полигона на данном участке отказало. Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель из одной категорию в другую осуществляется нормативным актом субъекта Федерации, администрация района не вправе готовить земельный участок площадью 20 000 кв.м. на уч. Чукча (6-ой км. от п. Мама) для утилизации ТБПО без указа Губернатора Иркутской области. 07.04.2012 года Постановлением Правительства Иркутской области № 199-пп «О переводе земельного участка» земельный участок с кадастровым номером 38:24:0100057:17 из категории земель запаса переведен в категорию земель промышленности. Администрация района полагает, что решение суда об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов вне земельного участка с кадастровым номером 38:24:0100013:0044 исполнено посредством издания распоряжения администрации района от 01.10.2010 года № 212 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для склада ТБПО» которым для склада образован земельный участок площадью 20 000 кв.м. на уч. Чукча (6-ой км. от п. Мама) с условным кадастровым № 38:24:0100057:ЗУ1. Для ввода указанного участка в эксплуатацию необходимо провести геодезические, геологические, гидрогеологические изыскания, провести согласование проекта склада ТБО с надзорными органами, выполнить строительные работы в соответствии с проектной документацией. В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом МО Мамско-Чуйского района (реш. районной Думы от 12.10.2006 года № 125) Комитет является юридическим лицом (п. 1.6) осуществляющим полномочия по управлению муниципальным имуществом, а также в области земельных отношений. Во исполнение своих полномочий Комитет оформляет право муниципальной собственности на земельные участки, обеспечивает размещение муниципального заказа на проведение работ по землеустройству, мониторингу земельных участков ( п. 3.1.32, 3.1.33). Таким образом, именно комитет по управлению муниципальным имуществом является лицом, уполномоченным на проведение работ по вводу склада ТБО в эксплуатацию, а организационные меры администрации района по указанному решению суда исполнены в полной мере. Взыскание с Должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин Должник не может быть подвергнут взысканию. Несмотря на предпринятые Должником меры, свидетельствующие о его намерении добровольно исполнить решение суда, судебный пристав-исполнитель вынес постановление без учета вышеуказанных обстоятельств, которые являются уважительными причинами. Таким образом, обжалуемое постановление вынесено без учета вины Должника и иных существенных обстоятельств, мнения Конституционного Суда РФ, изложенного в постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", противоречит пункту 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы Заявителя. Оспариваемое постановление не содержит сведений, доказывающих виновность Должника и обосновывающих правомерность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления N 2853/12/20/38 о взыскании исполнительского сбора, поэтому просит: признать постановление о взыскании исполнительского сбора №2853/12/20/38 от 10.05.2012 года недействительным и приостановить взыскание исполнительского сбора до вынесения судебного решения по настоящему заявлению.
В судебном заседании представитель администрации Мамско-Чуйского района Захарова О.И. требования поддержала. В обоснование требований привела доводы, аналогичные содержащихся в заявлении.
Представитель Мамско-Чуйского РОСП Осипова Н.М. требования администрации Мамско-Чуйского района не признала, просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив в совокупности представленные суду доводы и доказательства, суд, находит требования администрации Мамско-Чуйского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего:
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно пункту 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.
При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (пункт 12 статьи 30 Закона).
В судебном заседании установлено, 12.03.2012г. Мамско-Чуйским районным судом Иркутской области выдан исполнительный лист по гражданскому делу №2-99/2011 по заявлению прокурора Мамско-Чуйского района об обязании администрации Мамско-Чуйского района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, обязании администрации Мамского городского поселения организовать проведение мероприятий, обеспечивающих ликвидацию последствий загрязнения и захламления.
21.03.2012г. на основании указанного исполнительного листа в отношении администрации Мамско-Чуйского района возбуждено исполнительное производство за №844/12/20/38.
10.05.2012г. судебный пристав-исполнитель УФССП по Иркутской области Мамско-Чуйский РОСП Грязнова О.О. вынесла постановление № 2853/12/20/38 о взыскании с Должника – администрации Мамско-Чуйского района исполнительского сбора в размере 7% от суммы долга, что составляет 5 000 рублей, в рамках исполнительного производства № 844/12/20/38, возбужденного на основании исполнительного листа № 2-99/11 от 12.03.2012 года, в связи с тем, что Должник в установленный постановлением срок в добровольном порядке не исполнил требования, указанные в исполнительном листе № 2-99/11 от 12.03.2012 года, и не представил доказательства, подтверждающие уважительность причин их неисполнения.
Из представленных администрацией Мамско-Чуйского района документов: акта рассмотрения и согласования варианта размещения склада ТБО в районе аэродрома Мама, утвержденного генеральным директором ООО «Мамский аэропорт» 26.08.2010года о соответствии земельного участка на участке Чукча для размещения склада ТБО (л.д.7); распоряжения администрации района от 01.10.2010 года № 212 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для склада ТБПО» которым для склада образован земельный участок площадью 20 000 кв.м. на уч. Чукча (6-ой км. от п. Мама) с условным кадастровым № 38:24:0100057:ЗУ1 (л.д.8-9); Постановления Правительства Иркутской области от 07.04.2012 года № 199-пп «О переводе земельного участка» земельный участок с кадастровым номером 38:24:0100057:17 из категории земель запаса переведен в категорию земель промышленности (л.д.6), следует, что администрацией Мамско-Чуйского района предпринимались активные действия для исполнения решения суда по гражданскому делу №2-99/2011.
Согласно положениям пунктов 1, 2, 3 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве", в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, который, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности) и налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя.
При этом, как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 81 Закона.
Суд находит заслуживающими довод заявителя, изложенный в заявлении и в пояснениях о том, что оспариваемое постановление не содержит сведений, доказывающих виновность Должника и обосновывающих правомерность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления № 2853/12/20/38 о взыскании исполнительского сбора.
В силу ч.7 ст.112 Закона "Об исполнительном производстве", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Оценивая в совокупности установленные по делу фактические обстоятельства, перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что постановление № 2853/12/20/38 от 10.05.2012г. вынесено судебным приставом-исполнителем УФССП по Иркутской области Мамско-Чуйский РОСП Грязновой О.О. о взыскании с Должника – администрации Мамско-Чуйского района исполнительского сбора, без учета вины Должника, которым предпринимались меры, свидетельствующие о его намерении добровольно исполнить решение суда, однако в настоящее время администрация Мамско-Чуйского района не может исполнить свое обязательство перед Взыскателем единовременно в полном объеме, по независящим от него причинам, а потому суд не может признать, что данное постановление вынесено в соответствии с законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования администрации Мамско-Чуйского района удовлетворить.
Признать постановление судебного пристава-исполнителя УФССП по Иркутской области Мамско-Чуйский РОСП Грязновой О.О. № 2853/12/20/38 от 10.05.2012г. о взыскании с администрации Мамско-Чуйского района исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства № 844/12/20/38, возбужденного на основании исполнительного листа № 2-99/11 от 12.03.2012 года, недействительным.
Приостановить взыскание исполнительского сбора до вступления в законную силу решения по настоящему гражданскому делу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /Зверев П.С./
Копия верна. Судья: П.С. Зверев