Требования администрации Мамско-Чуйского района удовлетворены



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2012г. пос. Мама

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:

Председательствующего судьи Зверева П.С.,

при секретаре Савицкой В.Н.,

с участием:

помощника прокурора Мамско-Чуйского района Родионовой М.Н.,

представителя администрации Мамско-Чуйского района Захаровой О.И., действующей на основании постоянной доверенности №455 от 02.04.2012г.,

представителя Мамско-Чуйского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Осиповой Н.М., девствующей на основании приказа УФССП России по Иркутской области от 23.05.2012г. №1270-к,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2- 80/2012 по заявлению администрации Мамско-Чуйского района об оспаривании постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация Мамско-Чуйского района обратилась в Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области с заявлением, в которой указала, что судебный пристав-исполнитель УФССП по Иркутской области Мамско-Чуйский РОСП Грязнова О.О. вынес постановление N 2854/12/20/38 о взыскании с Должника – администрации Мамско-Чуйского района исполнительского сбора в размере 7% от суммы долга, что составляет 5 000 рублей, в рамках исполнительного производства N 643/12/20/38, возбужденного на основании исполнительного листа № 2-143/10 от 24.01.2012 года. Взыскание исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель мотивирует тем, что Должник в установленный постановлением срок в добровольном порядке не исполнил требования, указанные в исполнительном листе N 2-143/10 от 24.01.2012 года, и не представил доказательства, подтверждающие уважительность причин их неисполнения. Однако обжалуемое постановление вынесено без учета вины Должника, который в настоящее время не может исполнить свое обязательство перед Взыскателем единовременно в полном объеме. В целях исполнения решения суда администрацией района: разработано, согласовано и утверждено техническое задание на разработку схемы территориального планирования МО Мамско-Чуйского района; проведен конкурс на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке схемы территориального планирования МО Мамско-Чуйского района; выполнены первый и второй этапы разработки схемы территориального планирования МО Мамско-Чуйского района, подписан акт сдачи – приема; схема территориального планирования разработана и проходит согласование в соответствии с требованиями градостроительного кодекса. По результатам согласования Схема подлежит корректировке и только после этого будет вынесена на рассмотрение районной Думе. Взыскание с Должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин Должник не может быть подвергнут взысканию. Несмотря на предпринятые Должником меры, свидетельствующие о его намерении добровольно исполнить решение суда, судебный пристав-исполнитель вынес постановление без учета вышеуказанных обстоятельств, которые являются уважительными причинами. Полагает, что обжалуемое постановление вынесено без учета вины Должника и иных существенных обстоятельств, мнения Конституционного Суда РФ, изложенного в постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", противоречит пункту 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы Заявителя. Оспариваемое постановление не содержит сведений, доказывающих виновность Должника и обосновывающих правомерность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления N 2853/12/20/38 о взыскании исполнительского сбора, поэтому просит: признать постановление о взыскании исполнительского сбора N 2854/12/20/38 от 10.05.2012 года недействительным и приостановить взыскание исполнительского сбора до вынесения судебного решения по настоящему заявлению.

В судебном заседании представитель администрации Мамско-Чуйского района Захарова О.И. требования поддержала. В обоснование требований привела доводы, аналогичные содержащихся в заявлении.

Представитель Мамско-Чуйского РОСП Осипова Н.М. требования администрации Мамско-Чуйского района не признала, просила в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав и оценив в совокупности представленные суду доводы и доказательства, суд, находит требования администрации Мамско-Чуйского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего:

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно пункту 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.

При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (пункт 12 статьи 30 Закона).

В судебном заседании установлено, 24.01.2012г. Мамско-Чуйским районным судом Иркутской области выдан исполнительный лист по гражданскому делу №2-143/2010 по заявлению прокурора Мамско-Чуйского района об обязании администрации Мамско-Чуйского района организовать разработку проекта схемы территориального планирования муниципального образования «Мамско-Чуйский район», обеспечить согласование проекта схемы территориального планирования муниципального образования «Мамско-Чуйский район» в срок до 01.10.2011г.

02.03.2012г. на основании указанного исполнительного листа в отношении администрации Мамско-Чуйского района возбуждено исполнительное производство за №643/12/20/38.

17.05.2012г. судебный пристав-исполнитель УФССП по Иркутской области Мамско-Чуйский РОСП Грязнова О.О. вынесла постановление № 2854/12/20/38 о взыскании с Должника – администрации Мамско-Чуйского района исполнительского сбора в размере 7% от суммы долга, что составляет 5 000 рублей, в рамках исполнительного производства N 643/12/20/38, возбужденного на основании исполнительного листа № 2-143/10 от 24.01.2012 года, в связи с тем, что Должник в установленный постановлением срок в добровольном порядке не исполнил требования, указанные в исполнительном листе № 2-143/10 от 24.01.2012 года, и не представил доказательства, подтверждающие уважительность причин их неисполнения.

Из представленных администрацией Мамско-Чуйского района в обоснование доказательств добровольного исполнения решения суда документов: Распоряжения администрации Мамско-Чуйского района № 102 от 03 мая 2011 года «О подготовке задания на разработку схемы территориального планирования МО Мамско-Чуйского района» (т.2 л.д.1); технического задания на разработку схемы территориального планирования МО Мамско-чуйского района (т.2 л.д.2-7); Постановления администрации Мамско-Чуйского района № 123 от 30.06.2011 года «Об утверждении конкурсной документации для открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке схемы территориального планирования МО Мамско-Чуйского района» (т.2 л.д.8); приложения № 1 к постановлению администрации Мамско-Чуйского района № 123 от 30.06.2011года – конкурсная документация открытого конкурса (т.2 л.д.9-54); извещения о проведении открытого конкурса № 013430000084811000005 (т.2 л.д.55-57); протокола № 013430000084811000005 –1 от 08 сентября 2011г. (т.2 л.д.58-65), протокола № 013430000084811000005 –2 от 13 сентября 2011 г. (т.2 л.д.66-68), протокола № 013430000084811000005 –3 от 13 сентября 2011 г. (т.2 л.д.69-74); муниципального контракта № 2011.6 от 03.10.2011 года на выполнение работ по разработке схемы территориального планирования МО Мамско-Чуйского района (т.2 л.д.75-89); соглашения № 59-57-238/11 от 14 декабря 2011 года «о предоставлении субсидии из средств областного бюджета на софинансирование расходов муниципального образования Иркутской области на подготовку документов территориального планирования, документации по планировке территории (т.2 л.д.90-92); акта к муниципальному контракту № 2011.6 от 03.10.11 от 03.02.12 (т.2 л.д.94); акта к муниципальному контракту № 2011.6 от 03.10.11 от 03.04.12 (т.2 л.д.95); накладной № 80 от 04.04.2011 года (т.2 л.д.93); платежных поручений № 8741 от 18.10.2011г., № 1600 от 14.03.2012 г., № 3316 от 11.05.2012 года (т.2 л.д.96-98), следует, что администрацией Мамско-Чуйского района действительно предпринимались активные действия для исполнения решения суда по гражданскому делу №2-143/2010.

Кроме этого администрацией Мамско-Чуйского района представлена собственно проектная документация, состоящая из: Положения о территориальном планировании, Карты планируемого размещения объектов местного значения муниципального района М 1:200000, Карты границ населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях. Карта функциональных зон, установленных на межселенных территориях М 1:200000, включенных в книгу №1 (т.1 л.д.6-16); а также материалов по обоснованию, карты использования территории М 1:200000, карты ограничений М 1:200000, карты анализа комплексного развития территории и размещения объектов М 1:200000, включенных в книгу №2 (т.1 л.д.17-156).

Согласно положениям пунктов 1, 2, 3 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве", в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, который, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности) и налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя.

При этом, как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 81 Закона.

Суд находит заслуживающими довод заявителя, изложенный в заявлении и в пояснениях о том, что оспариваемое постановление не содержит сведений, доказывающих виновность Должника и обосновывающих правомерность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления № 2854/12/20/38 о взыскании исполнительского сбора.

В силу ч.7 ст.112 Закона "Об исполнительном производстве", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Оценивая в совокупности установленные по делу фактические обстоятельства, перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что постановление № 2854/12/20/38 от 17.05.2012г. вынесено судебным приставом-исполнителем УФССП по Иркутской области Мамско-Чуйский РОСП Грязновой О.О. о взыскании с Должника – администрации Мамско-Чуйского района исполнительского сбора, без учета вины Должника, которым предпринимались меры, свидетельствующие о его намерении добровольно исполнить решение суда, однако в настоящее время администрация Мамско-Чуйского района не может исполнить свое обязательство перед Взыскателем единовременно в полном объеме, по независящим от него причинам, а потому суд не может признать, что данное постановление вынесено в соответствии с законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования администрации Мамско-Чуйского района удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя УФССП по Иркутской области Мамско-Чуйский РОСП Грязновой О.О. № 2854/12/20/38 от 17.05.2012г. о взыскании с администрации Мамско-Чуйского района исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства № 643/12/20/38, возбужденного на основании исполнительного листа № 2-143/10 от 24.01.2012 года, недействительным.

Приостановить взыскание исполнительского сбора до вступления в законную силу решения по настоящему гражданскому делу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                 /Зверев П.С./

Копия верна. Судья:                            П.С. Зверев