Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пос. Мама 03 июля 2012 года
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Зверева П.С.,
при секретаре Чимитдоржиевой Д.,
с участием:
помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Родионовой М.Н.,
представителя ответчика МКОУ ДОД «Детская музыкальная школа п. Мама» - Крохта Е.В., действующей на основании полномочий директора,
представителя ответчика администрации Мамско-Чуйского района Иркутской области Захаровой О.И., действующей на основании постоянной доверенности № 455 от 02.04.2012 г.,
представителей третьего лица отдела образования администрации Мамско-Чуйского района: Хливняк Л.М., действующей на основании полномочий заведующей отдела, адвоката Поповой Л.М., действующей на основании ордера № 67 от 03.07.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-87/2012 по исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района в защиту интересов несовершеннолетних к администрации Мамско-Чуйского района, муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа пос.Мама» о понуждении установить ограждение территории школы,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Мамско-Чуйского района Иркутской области, действуя на основании полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, и, выступая в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в иске в суд указал, что прокуратурой района в рамках проведенной проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений Мамско-Чуйского района установлено следующее.
Согласно ст. 51 Закона Российской Федерации от 19 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Частью 2 и ч. 3 ст. 32 названного Закона установлено, что к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В то же время, статья 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закрепила нормы о том, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Так, согласно п. 2.4 САНПИН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждениям)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03 апреля 2003 года № 27 - территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2 - 1,5 м или зелеными насаждениями.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что в Муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская Музыкальная школа п. Мама» (далее МКОУ ДОД «ДМШ п. Мама») ограждение территории участка школы отсутствует.
Согласно п. 6.1 и п. 11 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Кроме того, статьей 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования также отнесено содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Также полномочия Администрации района в сфере образования закреплены в п.10 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Мамско-Чуйский район», согласно которому, к вопросам местного значения Мамско-Чуйского района относятся, в том числе, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения).
В свою очередь образовательное учреждение, во исполнение требований ст.32 Закона «Об образовании» должно обеспечить материально-техническое оснащение образовательного процесса, оборудовать помещения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Кроме того, в соответствии п. 11 и п. 6.3 Устава МКОУ ДОД «ДМШ п. Мама» учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления в соответствии с его назначением, уставными целями деятельности и законодательством Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие ограждения территории образовательного учреждения нарушает права несовершеннолетних на безопасное пребывание в учреждении во время образовательного процесса, ставит в незащищенное состояние их жизнь, здоровье и имущество и не гарантирует защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в части предупреждения террористических посягательств, что в свою очередь противоречит принципам противодействия терроризму, а также правовым нормам по профилактике терроризма, закрепленным Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Совместным письмом Роспотребнадзора № 01/2050-8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ-102/09 от 12 марта 2008 года «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» определен порядок проведения приемки образовательных учреждений на предмет их готовности к новому учебному году, в соответствии с которым руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных учреждений всех типов и видов указано на необходимость начинать подготовку образовательных учреждений не позднее 1 августа, а работу комиссии с 10 по 25 августа текущего года.
Кроме того, названным письмом определен и типовой перечень мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, одним из которых является установка ограждения по периметру образовательного учреждения.
Таким образом, отсутствие ограждения территории МКОУ ДОД «ДМШ п. Мама» не только нарушает права несовершеннолетних на безопасное пребывание в учреждении во время образовательного процесса, но и может послужить основанием для отказа в предоставлении заключения о полной готовности школы к новому учебному году и привести к срыву учебного процесса.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре, поэтому просит суд: обязать Администрацию Мамско-Чуйского района обеспечить финансирование Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа п. Мама» достаточное для установления ограждения территории школы в срок до 10 июля 2012 года; обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа п. Мама» в срок до 10 августа 2012 года установить ограждение территории школы в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
27.06.2012 г. прокурор, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ, подал заявление об уточнении исковых требований, согласно которого он просит: обязать Администрацию Мамско-Чуйского района и Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа п. Мама» в срок до 10 августа 2012 года установить ограждение территории Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа п. Мама».
В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточненные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчиков: администрации Мамско-Чуйского района Захарова О.И. и МКОУ ДОД ««Детская музыкальная школа п. Мама» Крохта Е.В. в судебном заседании признали законность и обоснованность требований прокурора, указав на необходимость установления ограждения территории МКОУ ДОД «Детская музыкальная школа п. Мама». Просят вынести решение на основании признания ответчиками заявленных прокурором требований в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ.
Участвующий в судебном заседании прокурор, а также представители отдела образования администрации Мамско-Чуйского района полагают возможным вынести решение на основании признания ответчиками требований прокурора.
Выслушав доводы прокурора, объяснения представителей ответчиков и третьего лица, исследовав представленные суду доказательства, суд, руководствуясь ст. ст. 39, 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, полагает возможным принять признание ответчиками требований прокурора о понуждении Администрации Мамско-Чуйского района и Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа пос. Мама» в срок до 10 августа 2012 года установить ограждение территории Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа п. Мама» и вынести на основании признания иска судебное решение, исходя из следующего:
Согласно ст. 39 ГПК РФ и ст. 173 ГПК РФ, ответчик вправе иск признать полностью либо в части, а суд вправе на основании ч. 4 ст. 198 ГПК РФ принять признание иска ответчиком и вынести решение на его основании, если указанные действия сторон не противоречат законодательству и не нарушают прав других лиц. При этом суд, приходя к выводу о том, что признание администрацией Мамско-Чуйского района и МКОУ ДОД «Детская музыкальная школа п. Мама» обоснованности требований прокурора не противоречит законодательству, не нарушает прав третьих лиц, учитывает, что основополагающими принципами гражданского процесса являются равенство участников, состязательность и диспозитивность, право и обязанность сторон представлять доказательства в обоснование требований и возражений.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиками иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Оснований для отказа в принятии признания ответчиками требований прокурора, судом не установлено.
Исходя из вышеизложенного нормативного регулирования данной сферы, признание ответчиками иска не противоречит закону, заявлено добровольно и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Суд, с учетом мнения сторон, учитывая существо допущенных нарушений и объема предстоящей работы, находит разумным установить срок для установления ограждения территории МКОУ ДОД «Детская музыкальная школа п. Мама» до 10 августа 2012 года.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Принять признание администрацией Мамско-Чуйского района и Муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа пос. Мама» исковых требований прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области.
Обязать Администрацию Мамско-Чуйского района и Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа п. Мама» в срок до 10 августа 2012 года установить ограждение территории Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа п. Мама».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03 июля 2012 года.
Председательствующий: П.С. Зверев
Копия верна. Судья: П.С. Зверев