О взыскании заработной платы



Дело № 2-496/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«27» декабря 2010 года с.Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края

Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Чибитько А.Г.,

при секретаре: Драчевой Г.И.,

с участием истца: Анипченко Г.Н.,

представителей ответчика: Павловой О.Т., Василенко Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: Анипченко Г.Н. к Краевому государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище №» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Анипченко Г.Н. обратился в Мамонтовский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к Краевому государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище №» о взыскании заработной платы ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что истец работал в должности сторожа в ГОУ НПО ГТУ-31 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Трудовой договор от 01.03 2008 года №, приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ №. Его заработная плата с ДД.ММ.ГГГГ составляет 4330 рублей в месяц и включает в себя: базовый оклад в размере 1600 рублей 73 копейки, компенсационные выплаты за работу в ночное время в размере 40%, за работу в праздничные дни, в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ и стимулирующие выплаты.

Все компенсационные и стимулирующие выплаты включаются в состав заработной платы и с их учетом составляют менее минимального размера оплаты труда. Считает, что установленный ему размер заработной платы нарушает его трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства.

С 01 января 2009 года Федеральным законом от 24 июня 2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Учитывая, что по основной должности (профессии) истец отработал месячную норму рабочего времени, то его заработная плата за эту работу согласно статьи 133 Трудового кодекса РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, размер его вознаграждения за труд снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, а работодатель в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства включает все причитающиеся ему за работу выплаты в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы). Следовательно, нарушаются требования федеральных законов, и с ДД.ММ.ГГГГ ему не выплачивалась заработная плата в полном размере.

На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную мне заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 48267 рублей 04 копейки.

В судебном заседании истец Анипченко Г.Н. настаивал на заявленных требованиях, просил суд удовлетворить их по приведенным в заявлении основаниям, уточнив, что просит установить ему оклад в размере МРОТа, а на него начислять районный коэффициент и доплату за выработку времени сверх нормы.

Представители ответчика Василенко Н.А. и Павлова О.Т. в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме, суду пояснили, что в соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата включает в себя все выплаты компенсационного и стимулирующего характера и не может быть ниже установленного МРОТ, то есть 4330 руб. Анипченко Г.Н. с учетом оклада и всех выплат, ежемесячно идет доплата до МРОТ, так как его заработная плата со всеми надбавками, компенсациями и выплатами получается ниже МРОТ. Работодатель не нарушил при этом нормы действующих законов об оплате труда.

Заслушав в судебном заседании истца Анипченко Г.Н., представителей ответчика ГОУ НПО ПУ-№ Павлову О.Т., Василенко Н.А., изучив и проанализировав материалы дела, суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из трудовой книжки истца он был принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №» (КГОУ НПО «ПУ №») в качестве сторожа на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между работодателем КГОУ НПО «Профессиональное училище №» и работником Анипченко Г.Н. был заключен трудовой договор №, согласно которого истец работал в должности сторожа с окладом 1600,73 рублей.

Согласно Приказа КГОУ НПО «ПУ №» от ДД.ММ.ГГГГ № истцу за выработку рабочего времени сверх нормы установлена ежемесячная доплата в размере 20% от должностного оклада из надтарифного фонда оплаты труда.

Согласно справок о доходах истца (форма №2-НДФЛ) за 2009 год и 8 месяцев 2010 года, а также расчета заработной платы истца, представленного ответчиком КГОУ НПО «ПУ №» за 2009 год и 9 месяцев 2010 года в указанные периоды истец заработную плату меньше 4330 рублей не получал.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст. 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч.2 ст.129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.149 Трудового кодекса РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд считает, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Поскольку совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, доплату за работу в ночное время, нерабочие и праздничные дни, а также иные выплаты, составляет минимальный размер оплаты труда, является правильным, следовательно, нарушения трудовых прав истца при выплате ему заработной платы в указанный им период ответчиком не допущено.

Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 21 мая 2010 года №8-В10-2, а также в определениях Конституционного суда РФ от 01 октября 2009 года №1160-О-О, от 30 сентября 2010 года №1259-О-Р.

Таким образом, как установлено судом, истец в обоснование исковых требований ссылался на устаревшие нормативно-правовые акты: утратившую силу редакцию ст.129 Трудового кодекса РФ и отозванное разъяснение на вопрос № 3 Обзора законода­тельства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвер­тый квартал 2009 года в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Россий­ской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010), в связи с чем, его доводы ошибочны.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Анипченко Г.Н. к Краевому государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище №» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайскую судебную коллегию по гражданским делам в течение 10 (десяти) дней через Мамонтовский районный суд.

Председательствующий: А.Г. Чибитько