Дело № 2-25/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» февраля 2011 года с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края
Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Корякиной Т.А.,
при секретаре: Неверовой О.Н.,
с участием прокурора: Жабиной Е.Е.,
представителя ответчика: Евгенова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах Леднева И.Д. к администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мамонтовского района Алтайского края в соответствии со ст.45 ГПК РФ, предоставляющей право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, обратился в Мамонтовский районный суд в интересах Леднева И.Д. с иском к администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь в обоснование требований на то, что Леднев И.Д., является ветераном Великой Отечественной войны, проживает в неблагоустроенном доме по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мамонтовского сельсовета Ледневу И.Д. отказано в постановке на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, так как общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., состав семьи 3 человека, обеспеченность жилой площадью на члена семьи выше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления (12 кв.м.).
В результате выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление в адрес главы района, главы Мамонтовского сельсовета, с требованием устранить нарушения законодательства об обеспечении ветеранов ВОВ жилыми помещениями.
Кроме того, в представлении указывался ветеран ВОВ Леднев И.Д., которому отказано в постановке на учет лишь по основаниям превышения учетной нормы жилого помещения, без учета технического состояния и износа жилого помещения.
По итогам рассмотрения представления, все учетные дела ветеранов, в том числе Леднева И.Д. переданы в администрацию района.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мамонтовского района Ледневу И.Д. вновь отказано в постановке на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, так как общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., состав семьи 3 человека, обеспеченность жилой площадью на члена семьи выше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления (12 кв.м.), с учетом процента износа дома.
Отказ администрации Мамонтовского района в постановке Леднева И.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий прокурор считает незаконным.
Дом, в котором проживает Леднев И.Д., является неблагоустроенным, в доме нет канализации, отопление печное, отсутствует водоснабжение. Дом находится на удаленном расстоянии от источников водоснабжения, провести водоснабжение и канализацию к дому Леднева И.Д. возможностей не имеется.
Согласно Акту осмотра жилого дома по адресу: <адрес> межведомственной комиссией установлено, что водоснабжение от коммунальных систем с.Мамонтово невозможно, по причине отсутствия последнего обеспечение канализацией невозможно.
При указанных обстоятельствах условия проживания Леднева И.Д. неудовлетворительные.
Ранее Леднев И.Д. правом на внеочередное получение жилья не пользовалась, какого-либо жилого помещения за счет средств федерального либо муниципального бюджета ему никогда не выделялось.
Кроме того, на момент обращения в администрацию района общая площадь жилого помещения в котором проживает Леднев И.Д., не соответствовала была ниже учетной нормы, поскольку в доме зарегистрировано 6 человек.
На основании изложенного прокурор просит признать решение жилищной комиссии администрации Мамонтовского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Леднева И.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным и подлежащим отмене; обязать администрацию Мамонтовского района поставить Леднева И.Д. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить его в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Жабина Е.Е. на заявленных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить их по основаниям указанным в исковом заявлении и представленными в деле доказательствам, уточнив, что просит отменить решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в иске было ошибочно указано 21 апреля – дата дачи ответа Ледневу главой администрации об отказе в постановке на учет.
Истец Леднев И.Д. в судебное заседание не явился по состоянию здоровья, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные прокурором исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Мамонтовского района Алтайского края по доверенности Евгенов М.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что комиссия администрации района не нашла оснований для постановки Леднева И.Д. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность площадью на члена семьи по месту проживания Леднева выше учетной нормы. Дом, в котором он проживает, комиссией признан пригодным для проживания. Кроме того, до 2007 года Леднев имел на праве собственности жилой полностью благоустроенный дом в центре села Мамонтово, который был им продан, а он стал проживать с сыном в неблагоустроенном доме, заранее об этом зная. Вопрос о водоснабжении микрорайона, в котором проживает Леднев, стоит на контроле, и по мере возможности будет решен. Дом стоит в 300-400 метрах от колонки, откуда берут воду жители не только этого микрорайона. В с.Мамонтово много домов не имеющих центральное водоснабжение. Кроме того Ледневу на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ были выделены средства на ремонт жилья, которые были использованы.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, материалы учетного дела, представленные ответчиком, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается удостоверением №, что Леднев И.Д. является участником ВОВ.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
В силу п.3 ч.1 ст. 15 вышеуказанного закона Участникам Великой Отечественной войны предоставляются в том числе следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2), а также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3).
В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Леднев И.Д. обратился в администрацию Мамонтовского района Алтайского края с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Установлено и подтверждается материалами дела, что собственниками <адрес> являются: ФИО1 и ФИО2
В доме по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. зарегистрированы: Леднев И.Д., ФИО1 (сын истца), ФИО2. (сноха), а также ФИО3, и ее дети - ФИО5 и ФИО4, которые к членам семьи не относятся и в указанном доме не проживают, что было установлено из показаний в судебном заседании как ФИО1, ФИО2, так и ФИО3, которые пояснили, что прописали ФИО3 с детьми только потому, что ей нужна была прописка, а живут они в доме по соседству.
В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации Мамонтовского района от ДД.ММ.ГГГГ № Ледневу И.Д. было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям ст.51, п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи соответствует уровню обеспеченности общей площадью в с.Мамонтово.
Решением Мамонтовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма жилья на территории Мамонтовского сельсовета в размере не менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии с положениями ст. 3 Закона АК №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью гражданина и (или) членов его семьи осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В составе семьи учитываются временно отсутствующие члены семьи, за которыми в соответствии с договором социального найма или по другим установленным законом основаниям сохраняется право на жилую площадь в период их временного отсутствия.
Таким образом, при определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий ответчиком обоснованно было принято во внимание, что Леднев И.Д., ФИО1, ФИО2 пользуются домом общей площадью 50,3 кв.м., то есть по 16,8 кв.м. на человека. Леднев И.Д. является членом семьи ФИО1, ФИО2
Прописанные в доме ФИО3 и ее дети - ФИО5 и ФИО4 членами семьи Ледневых не являются, в доме не проживают, и не могут учитываться при расчете учетной нормы.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со ст. 53 Жилищного Кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
До 2007 года Леднев И.Д. имел в собственности жилой дом полностью благоустроенный в центре села Мамонтово по <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними, а также выпиской из технического паспорта, который был продан ДД.ММ.ГГГГ.
Пятилетний срок, установленный ст.53 ЖК РФ после заключения договора купли-продажи на момент обращения в администрацию с.Мамонтово не истек.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд критически относится к доводам процессуального истца о проживании Леднева И.Д. в доме, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений.
Ни при обращении в администрацию Мамонтовского района, ни в ходе судебного разбирательства истцом не представлено каких-либо допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих данный факт.
Порядок признания помещения непригодным для проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года (далее – Положение).
В соответствии с п.п. 7, 8 Положения, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения).
Имеющийся в материалах дела Акт обследования помещения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № свидетельствует о том, что дом по <адрес> признан пригодным для проживания. Процент износа составляет 50%. Леднев проживает не один, а с трудоспособным сыном и снохой, и переходя жить из благоустроенного дома в дом сына по <адрес>, заранее знал об отсутствии центрального водопровода и невозможности в ближайшее время его возведения.
Из ответов главы администрации Мамонтовского района Урбах А.А. и главы сельсовета С.А.Волчкова следует, что вопрос о водоснабжении этого микрорайона стоит на особом контроле. Готовится проектно-сметная документация на строительство сетей водопровода, после чего будет возможно включить данный объект в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года»
С учетом изложенного, основания для признания незаконным решения жилищной комиссии администрации Мамонтовского района в части отказа в признании Леднева И.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий отсутствуют.
При таких обстоятельства суд не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах Леднева И.Д. к администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайскую краевую коллегию по гражданским делам, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.
Судья: Т.А. Корякина