ст.264 ч.4 УК РФ



Дело № 1-5/2012 г.

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Мамадыш РТ 25 января 2012 года

Судья Мамадышского районного суда Республики Татарстан Хаев И.Р.,

с участием прокурора Гусамовой И.Н.,

подсудимого (гражданского ответчика) МИнибаева Р.В.,

защитника Нефедова Е.В., представившего удостоверение № 1064 и ордер № 131438,

потерпевшей (гражданского истца) М.Г.М.,

представителя потерпевшей – адвоката Акмаева А.Т., представившего удостоверение № 1449 и ордер № 008106,

при секретаре Рыловой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

МИнибаева Р.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РТ, проживающего там же по <адрес>, гражданина РФ, образование среднее, <данные изъяты>, ранее судимого приговором Верховного Суда РТ от 05 августа 1999 года по ст. ст. 105 ч.2 п. «в», 111 ч.1, 69 ч.3, 97 ч.1 п. «г», 99 ч.2 УК РФ к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; определением Верховного Суда РТ от 08 июня 2004 года ст. 105 ч.2 УК РФ переквалифицирована на ст. 105 ч.1 УК РФ и на основании ст. 69 УК РФ окончательное наказание назначено в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима; постановлением Приволжского районного суда г. Казани РТ от 14 августа 2006 года освобожден условно-досрочно на 3 года 7 месяцев 3 дня,

в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.4 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Минибаев Р.В., управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, совершил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Преступление им совершено при следующих обстоятельствах.

11 октября 2011 года около 15 часов 50 минут, Минибаев Р.В., управляя автомобилем марки <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>, двигаясь по автодороге Москва-Уфа в направлении г.Казань, на 972 километре в нарушение требований п.п. 2.7, 9.2 Правил дорожного движения РФ, вел транспортное средство в состоянии алкогольного опьянения, совершил разворот на полосе движения, предназначенной для движения в направлении г. Казань и продолжил движение на встречу транспортным средствам, где совершил касательное столкновение с копровой самоходной машиной «ORTECO ВТР 1000 HD», находящейся рядом с металлическим барьерным ограждением, после чего не справившись с рулевым управлением, совершил наезд на пешехода М..

В результате дорожно-транспортного происшествия М. причинена тупая сочетанная травма тела, которая причинила тяжкий вред здоровью, так как явилась опасной для жизни и состоит в прямой причинной связи со смертью.

Смерть М. наступила в результате тупой сочетанной травмы тела в виде внутричерепной травмы, закрытой тупой травмы шеи, грудной клетки, живота, забрюшинного пространства, травмы верхних и нижних конечностей.

Подсудимый Минибаев Р.В. в судебном заседании свою вину в предъявленном обвинении признал полностью, от дачи показаний отказался согласно ст.51 Конституции РФ, пояснив, что полностью подтверждает свои показания, данные в ходе предварительного следствия. Гражданский иск потерпевшей М.Г.М. признает в разумных пределах.

Из оглашенных в судебном заседании показаний Минибаева Р.В. (л.д.58-60), данных им в ходе предварительного следствия следует, что он 11 октября 2011 года, употребив в гараже примерно одну бутылку водки, около 15 часов на автомашине <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты> поехал в <адрес> РТ. Двигаясь по трассе Москва-Уфа, еще употребил пиво. Далее поняв, что проехал перекресток на <адрес> и почти доехал до перекрестка г.Мамадыш, развернулся и увеличив скорость примерно до 90-100 км/ч, по этой же полосе, переназначенной для движения во встречном направлении поехал в сторону г.Елабуга. Посередине проезжих частей были установлены металлические барьерные ограждения, рядом с которыми на полосе движения, по которой двигался он, стояла дорожная техника. Далее он не смог проехать между встречными автомашинами и дорожной техникой, в результате совершил столкновение с дорожной техникой. После удара он, не справившись с рулевым управлением, наехал на дорожного рабочего, который находился рядом с дорожной техникой. После чего его автомашина наехала на металлическое барьерное ограждение и остановилась, он вышел из салона автомашины, рабочий был мертвым. Далее приехали сотрудники полиции, автомашина скорой помощи. В содеянном раскаивается.

Вина подсудимого устанавливается следующими проверенными и исследованными в судебном заседании доказательствами.

Потерпевшая М.Г.М. суду показала, что ее муж М. в октябре 2011 года в составе бригады работал на автодороге Москва – Уфа рядом с г.Мамадыш. 11 октября 2011 года она находилась дома, около 16 часов 30 минут от родственников М. узнала, что его на автодороге сбила автомашина, и он скончался на месте происшествия. В результате она осталась без мужа, а сын без отца. Минибаев Р.В. просил у нее прощения, предлагал производить ежемесячные платежи ее семье в счет возмещения вреда в размере 10000 рублей, она отказалась, иные меры по заглаживанию причиненного вреда Минибаев Р.В. не предпринимал. Просит взыскать с последнего в связи с причинением ей морального вреда, связанного с потерей близкого человека – мужа, компенсацию в размере 2 000 000 рублей.

Свидетель Ф. суду показал, что работал дорожным рабочим в ООО «Автострада». 11 октября 2011 года он совместно с М. на 972 километре автодороги устанавливал металлические ограждения. Около 15 часов 50 минут взяв металлические стойки, пошел их расставлять, а М. пошел в сторону копровой самоходной машины, которая предназначена для забивания данных стоек, за веревкой. Далее он услышав сильный удар, обернулся назад и увидел, как автомашина марки <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>, которая двигалась в направлении г.Набережные Челны по полосе встречного движения, сбила М.. От этого удара последний отлетел и ударившись в него, упал на проезжую часть, от удара он также повалился на проезжую часть, а автомашина ВАЗ наехала на металлические ограждения и остановилась. Он, встав на ноги, сразу подбежал к М., последний скончался на месте происшествия. Далее он позвонил своему начальнику А., в полицию и в скорую помощь. Считает, что автомашина ВАЗ сначала ударилась об копровую самоходную автомашину, поскольку у названной автомашины также имелись повреждения, потом совершил наезд на М..

Свидетель А. суду показал, что работает начальником СМУ ООО «Автострада». В октябре бригада дорожных рабочих работала на автодороге М-7 на территории Мамадышского района РТ. На 972 километре работали М. и Ф., последние устанавливали металлические барьерные ограждения. На данном участке дороги с обеих сторон были выставлены дорожные знаки «ограничение скорости», «дорожные работы», «сужение дороги». Около 15 часов 55 минут ему позвонил Ф. и сообщил, что М. сбила автомашина. Когда он прибыл на место происшествия, М. лежал на асфальте возле металлических барьерных ограждений с левой стороны в направлении г.Набережные Челны, был мертвым. Также на месте дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) находилась автомашина ВАЗ-21120 с различными механическими повреждениями, водитель данной автомашины Минибаев Р.В. сидел возле барьера.

Свидетель С. суду показал, что работает следователем следственного отделения при отделе МВД России по Мамадышскому району РТ. 11 октября 2011 года около 16 часов 05 минут по поступившему сообщению в составе следственно – оперативной группы выехал на место дорожно-транспортного происшествия на 972 километр автодороги Москва-Уфа. На месте ДТП на барьерном ограждении задней частью висела автомашина <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>, у которой был полностью деформирован кузов, недалеко находилась копровая самоходная машина, на дороге в направлении г.Казань рядом с барьерными ограждениями лежал труп мужчины. Он произвел осмотр места происшествия. Во время сбора проверочного материала было установлено нарушение водителем автомашины <данные изъяты> Минибаевым Р.В. п.п. 2.7, 9.2 Правил дорожного движения в РФ, последний в состоянии алкогольного опьянения, двигаясь по встречной полосе движения, совершил наезд на дорожного рабочего М., в результате чего последний скончался на месте ДТП. В ходе проверки было проведено медицинское освидетельствование Минибаева Р.В. и у последнего установлено состояние опьянения.

Показания свидетелей Н. и Х., данные в ходе предварительного следствия (л.д.99-100, 101-102), практически полностью согласуются с показаниями свидетеля С..

Свидетель Г. суду показал, что 11 октября 2011 года он возвращался из г.Набережные Челны. Около 15 часов 50 минут, не доезжая до перекрестка на г.Мамадыш, увидел ДТП. Возле металлических ограждений, разделяющих проезжие части полос разных направлений, лежал труп мужчины, недалеко с деформированным кузовом находилась автомашина <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>. Кроме того, возле металлических барьерных ограждений, в сторону г.Мамадыш находилась дорожная техника. Он сразу позвонил в полицию и сообщил о случившемся.

Свидетель З. суду показала, что 11 октября 2011 года она была дежурным врачом по Мамадышской ЦРБ. Около 19 часов сотрудники ГИБДД на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в связи с ДТП привезли Минибаева Р.В., у которого изо рта шел резкий запах алкоголя. Ею с помощью алкотестера последний был освидетельствован, было установлено алкогольное опьянение.

Из протокола осмотра места происшествия, схемы и фототаблицы к нему (л.д.3-31) следует, что местом осмотра является участок 972 километра автодороги «Москва-Уфа». Осматриваемый участок дороги состоит из четырех полос движения, по центру автодороги имеется барьерное ограждение, разделяющее полосы движения. На левой стороне автодороги в направлении г. Набережные Челны рядом с барьерным ограждением находится автомашина <данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>, кузов автомашины деформирован. На расстоянии 31,80 м от названной автомашины на проезжей части автодороги в направлении г.Казань рядом с барьером имеется труп мужчины. На проезжей части автодороги в направлении г.Набережные Челны находится дорожная техника, расстояние от автомашины до дорожной техники – 45,2 м.На момент осмотра дорожное покрытие мокрое, разбросаны осколки стекла и пластики.

Из протокола осмотра и проверки технического состояния транспорта (л.д.32) видно, что у автомашины <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, полностью поврежден кузов, спущено правое переднее колесо, разбиты оба передних блока фонарь, задний левый фонарь, лобовые и боковые стекла, зеркало заднего вида.

Из протокола осмотра и проверки технического состояния транспорта (л.д.33) усматривается, что у копровой самоходной машины «Оrteco ВТР 1000 НD» на установке стойки имеются следы потертости и царапины.

Из протокола о направлении на медицинское освидетельствование (л.д.34) следует, что Минибаев Р.В. согласился пройти медицинское освидетельствование.

Из акта медицинского освидетельствования № 131, проведенного 11 октября 2011 года в 19 часов 10 минут в ЦРБ г.Мамадыш следует, что у Минибаева Р.В. установлено состояние опьянения (л.д.35).

Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105-108) усматривается, что М. причинена тупая сочетанная травма тела: в области головы: кровоподтек и ушибленная рана лобной области слева, ушибленная рана лобной области справа с переходом на правую бровную область до наружного угла правого глаза, кровоподтек и множественные раны внутреннего угла правого глаза, раны правой скуловисочной области (3), ссадина спинки носа, множественные ссадины нижней губы, подбородочной области, ушибленная рана левой ветви нижней челюсти, кровоизлияния в мягкие ткани левой теменной области, лобной области, кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки левой височной и теменной долей, правой теменной, затылочной долей; в области шеи: разрыв атланто – затылочного сочленения, кровоизлияние под мягкие мозговые оболочки и в вещество спинного мозга на уровне 1-2 шейных позвонков; в области грудной клетки: ссадина заднебоковой поверхности грудной клетки справа, кровоизлияние в мягкие ткани, окружающие подъязычную кость, хрящи гортани, трахеи, кровоизлияние в верхнюю долю правого легкого; в области живота - забрюшинного пространства: множественные повреждения правой доли печени, кровоизлияние в жировую капсулу левой почки, гемоперитонеум; в области верхних и нижних конечностей: рана правого плеча, кровоподтек левого бедра с переходом на левую голень, рана левого коленного сустава, кровоизлияние в мягкие ткани левой голени, которая причинила тяжкий вред здоровью, так как явилась опасной для жизни и состоит в прямой причинной связи со смертью.

Анализ приведенных выше доказательств дает суду основание считать вину подсудимого Минибаева Р.В. в совершении нарушения правил дорожного движения, повлекшего по неосторожности смерть человека, при управлении автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, установленной.

Действия Минибаева Р.В. следует квалифицировать по ст.264 ч.4 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения.

При назначении наказания Минибаеву Р.В. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, личность виновного, который ранее судим, в то же время по месту жительства и работы характеризуется положительно.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд учитывает, что Минибаев Р.В. вину признал полностью и раскаивается в содеянном, имеет на иждивении двоих малолетних детей и бабушку, являющуюся инвалидом 1 группы.

Обстоятельств, отягчающих наказание Минибаеву Р.В., суд не усматривает.

Оснований для изменения в отношении Минибаева Р.В. категорию преступления, предусмотренного ст.264 ч.4 УК РФ, суд не усматривает.

С учетом изложенного, суд считает необходимым назначить подсудимому наказание в виде лишения свободы, поскольку менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания и не будет справедливым, при этом считает, что его дальнейшее исправление и перевоспитание возможно только в условиях изоляции от общества. Также суд считает необходимым назначить дополнительный вид наказания в виде лишения права управлять транспортным средством. Оснований для применения в отношении Минибаева Р.В. ст.ст. 64, 73 УК РФ, суд не усматривает.

Гражданский иск о взыскании компенсации морального вреда суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению частично. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ч.2 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Преступными действиями Минибаева Р.В. М.Г.М. причинен моральный вред; она понесла нравственные страдания в связи с потерей близкого человека - мужа. Суд, принимая во внимание характер и объем нравственных страданий истца, с учетом фактических обстоятельств, при которых моральный вред был причинен, а также требования разумности и справедливости, имущественное положение подсудимого, считает необходимым определить размер компенсации в связи с причинением морального вреда М.Г.М. в размере 300000 (трехсот тысяч) рублей.

Руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

МИнибаева Р.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.4 УК РФ и по этой норме закона назначить ему наказание в виде 3 (трех) лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством сроком на 3 (три) года, с отбыванием основного наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении – до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

Минибаеву Р.В. следовать в колонию-поселение за счет государства самостоятельно в соответствии с требованиями ст. 75.1. ч.ч 1, 2 УИК РФ.

Срок отбывания наказания исчислять со дня прибытия осужденного в колонию-поселение.

Взыскать с МИнибаева Р.В. в пользу М.Г.М. в счет компенсации морального вреда 300000 (триста тысяч) рублей.

Приговор может быть обжалован, а прокурором внесено представление в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 суток со дня его провозглашения через Мамадышский районный суд РТ.

Судья