Дело №2-148/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 апреля 2011 года Мамадыш РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Давлетбаевой М.М.,
при секретаре Неумоиной Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фазыловой Г.А. к Управлению ФСИН по Республике Татарстан о признании отказа в выплате единовременного пособия незаконным, о признания увечья, приведшего к смерти Ф.И.М., полученным при исполнении им служебных обязанностей и возложении обязанности выплатить единовременное пособие в связи с гибелью мужа,
У С Т А Н О В И Л :
Фазылова Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению ФСИН по Республике Татарстан о признании отказа в выплате единовременного пособия незаконным, о признании увечья, приведшего к смерти Ф.И.М., полученным при исполнении им служебных обязанностей и об обязании выплатить единовременное пособие, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ её муж, Ф.И.М., являющийся сотрудником ФГУ КП-17 УФСИН РФ по РТ, при возвращении домой из служебной командировки, попал в дорожно-транспортное происшествие и в результате полученных травм скончался на месте происшествия. Однако ответчиком отказано в выплате единовременного пособия в размере 10-летнего денежного содержания, мотивируя тем, что на момент дорожно-транспортного происшествия её муж грубо нарушил служебную дисциплину, поскольку находился в состоянии опьянения и отклонился от маршрута следования. В связи с чем ответчиком отказано в признании Ф.И.М. находившимся при исполнении служебных обязанностей на момент гибели. Отказ ответчика считает незаконным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, предоставив суду заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования считает необоснованными, поскольку по результатам служебной проверки травмы, приведшие к смерти Ф.И.М., признаны полученными в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей. Материалами уголовного дела установлено нахождение Ф.И.М. в момент смерти в состоянии алкогольного опьянения. Употребление спиртных напитков не может быть связано с исполнением служебных обязанностей, равно как и не может осуществляться на месте службы. Так же имеет место отклонение от маршрута при следовании к месту службы и обратно.
Третьи лица, Фазылов М.Ш., Фазылова Г.Н., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Выслушав в судебном заседании истицу, её представителя и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В силу пункта 1 статьи 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, один из родителей, супруг.
Согласно Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких», утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 198 от 28 октября 2005 года, возмещение ущерба производится в случаях получения сотрудником увечья или заболевания при осуществлении служебной деятельности. Под осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) сотрудниками понимается, в том числе следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке. Не признаются осуществляющими служебную деятельность (исполняющими служебные обязанности) сотрудники, в отношении которых служебной проверкой, органами дознания и предварительного следствия, судом установлено, что гибель (смерть), получение телесного повреждения или заболевания находятся в прямой причинной связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 20 минут в Елабужский МРСО при прокуратуре РФ поступило сообщение по факту ДТП на <данные изъяты> километре трассы с участием сотрудников ФБУ КП 17 УФСИН России по РТ: Я.А.Р., Ф.И.М. и С.В.М. На месте происшествия обнаружены трупы указанных лиц (л.д.5).
Ф.И.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем отделом ЗАГС исполнительного комитета Мамадышского муниципального района <адрес> составлена запись акта смерти за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16). Истица является супругой умершего Ф.И.М. (л.д.15), от совместного брака имеют двоих детей – Ф.И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ф.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.25).
Приговором Мамадышского района суда, вступившим в законную силу 08 февраля 2011 года (л.д.6-14), установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 22 часа 20 минут К.В.М., управляя технически исправным автомобилем марки <данные изъяты>, на <данные изъяты> километре <данные изъяты>», нарушил требования п.п. 1.4,9.1 и 9.4 Правил дорожного движения РФ и на стороне, предназначенной для встречного движения, совершил столкновение с автомобилем марки <данные изъяты> под управлением Я.А.Р. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажир автомобиля <данные изъяты> Ф.И.М. получил тупую сочетанную травму тела: головы, шеи, грудной клетки, живота, таза, конечностей, которая причинила тяжкий вред здоровью, так как явилась опасной для жизни и состоит в прямой причинной связи со смертью. Водитель К.В.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 264 УК РФ, и назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на 1 год 6 месяцев, с отбыванием основного наказания в колонии-поселении. При судебно-химической экспертизе крови от трупа Ф.И.М. обнаружен этиловый спирт в концентрации 3,9 %, что по данным официальной таблицы у живых лиц может соответствовать тяжелой степени алкогольного опьянения.
По результатам служебной проверки телесные повреждения в виде тупой сочетанной травмы тела, внутренние кровотечения, приведшие к смерти Ф.И.М., были признаны полученными им при исполнении служебных обязанностей. В заключение № 48/2010 от 02 августа 2010 года указано, что ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.М. находился на занятиях с оперативными дежурными, проводимых на базе ФБУ ЛИУ-1 на основании распоряжения УФСИН №р от ДД.ММ.ГГГГ. В 18 часов занятия с личным составом были завершены, по окончании занятий примерно в 18 часов 15 минут сотрудники выехали к месту дислокации учреждения. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются отец - Ф.М.Ш., мать - Ф.Г.Н., супруга - Фазылова Г.А., сын - Ф.И.И. и дочь- Ф.А.И. (л.д.21-28).
Однако комиссией УФСИН России по Республике Татарстан по выплате пособий, денежных компенсаций и сумм возмещения материального ущерба сотрудникам УФСИН принято решение отказать в выплате единовременного пособия в размере 10-летнего денежного содержания родственникам Ф.И.М., поскольку по результатам судебно-медицинской экспертизы в трупе Ф.И.М. обнаружен этиловый спирт в крови в размере 3,9 %, в моче – 2,4 %. В заключение № 8/2011 от 07 февраля 2011 года указано, что при любых обстоятельствах употребление спиртных напитков во время следования к месту службы и обратно не может быть связано с исполнением служебных обязанностей, в том числе ввиду того, что налицо отклонение от маршрута следования до пункта назначения или иная причина, неустановленная в ходе проверки. Употребление спиртных напитков на службе является грубым нарушением служебной дисциплины. В связи с чем «Шок.Тупая сочетанная травма тела. Внутреннее кровотечение», приведшие к смерти оперативного дежурного ФБУ КП-17 Ф.И.М. признаны полученными в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей (л.д.29).
По смыслу подпункта "б" пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения является грубым нарушением работником трудовых обязанностей.
Согласно пункту 13.7 Инструкции «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 года № 76, пребывание на службе в нетрезвом состоянии относится к нарушению служебной дисциплины.
Суд считает исковые требования удовлетворению не подлежащими, поскольку в момент причинения телесных повреждений, приведших к смерти, сотрудник ФБУ КП-17 УФСИН России по РТ Ф.И.М. следовавший из служебной командировки к месту дислокации, находился в состоянии алкогольного опьянения, что по нормам законодательства является грубым нарушением трудовой и служебной дисциплины, и исключает признание его находившимся при исполнении служебных обязанностей и выплату единовременного пособия. В то же время доводы ответчика об отклонении Ф.И.М. от маршрута следования в судебном заседании не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Фазыловой Г.А. к Управлению ФСИН по Республике Татарстан о признании отказа в выплате единовременного пособия незаконным, о признания увечья, приведшего к смерти Ф.И.М., полученным при исполнении им служебных обязанностей и возложении обязанности выплатить единовременное пособие в связи с гибелью мужа – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
Судья: