о признании права на досрочную трудовую пенсию и её назначении



Дело № 2-520 /2011г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 сентября 2011 года г.Мамадыш РТ

Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Давлетбаевой М.М.,

при секретаре Неумоиной Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Бабаниязовой К.Ф. к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Бабаниязова К.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и назначении пенсии, указывая на то, что из специального стажа, дающего право на данную пенсию, ответчиком неправомерно исключен период её работы с 13 июля 1977 года по 21 декабря 1977 года в гальваническом цехе <данные изъяты> в качестве ученицы полировщика, так как в данный период выполняла те же обязанности и такой же объем работ, что и полировщик - занималась полировкой изделий гальваническим способом, получала такую же заработную плату, что и остальные полировщики. Также ответчиком не включен период с 19 декабря 1981 года по 31 декабря 1981 года, несмотря на то, что работу осуществляла в полном объеме. По какой причине в документах указано, что тогда оплата производилась по среднему, объяснить не может, её вины в этом нет. Считает, что данные периоды должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку она фактически выполняла работу по полировке изделий гальваническим способом в полную смену.

В ходе судебного разбирательства истица уточнила иск, отказавшись от требований в части назначения пенсии в связи с не достижением необходимого возраста - 53 лет.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе РТ - Шарифуллин Р.Р. в судебном заседании иск не признал и суду показал, что решение пенсионного органа является законным и обоснованным. Списком, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, должность ученицы полировщика не предусмотрена в качестве дающего право на досрочное назначение пенсии. Период работы с 19 декабря 1981 года по 31 декабря 1981 года, то есть период оплаты по среднему, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, не засчитывается в специальный стаж. В данном случае истица не достигла необходимого 53-летнего возраста, при достижении которого необходим специальный стаж не менее 5 лет.

Выслушав в судебном заседании истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, предусмотрены должности 2151200а-16799 «полировщики всех наименований, занятые полировкой изделий из металла с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности».

Из материалов дела усматривается, что истица Бабаниязова К.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Управление ПФР в Мамадышском районе РТ 01 апреля 2011 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях (л.д.6) Решением Управления ПФР в Мамадышском районе РТ (л.д.7) в досрочном назначении трудовой пенсии Бабаниязовой К.Ф. отказано, в специальный стаж ее работы всего исчислены 4 года 08 месяцев 28 дней, не включены периоды с 13 июля по 21 декабря 1977 года - работа в гальваническом цехе ученицей полировщика, мотивируя тем, что Списком, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, должность не предусмотрена, с 19 декабря по 31 декабря 181 года – оплата по среднему не засчитывается в специальный стаж.

По записям из трудовой книжки следует, что Бабаниязова К.Ф. 13 июля 1977 года принята в гальванический цех № <данные изъяты>» ученицей полировщика, 22 декабря 1977 года ей присвоен 2 разряд полировщика. 10 ноября 1982 года уволена по собственному желанию (л.д.4-5). Из справки, выданной ОАО «<данные изъяты>», видно, что истица работала в гальваническом цехе № 4 в течение полного рабочего дня полную рабочую неделю в период с 22 декабря 1977 года по 10 ноября 1982 года в качестве полировщика изделий из металла 2 разряда – Список № 2 раздел 15, 12а2151200а-16799 (л.д.9)

Из письменных объяснений З.Н.В. следует, что она работала совместно с истицей с июля 1977 года, в одной смене. Их смены начинались и заканчивались одновременно, заработная плата была почти одинаковая. При необходимости работали и в две смены, для истицы каких-либо льгот не было, от нее требовали выполнения нормы наравне со всеми. Факт работы З.Н.В. в указанный период полировщицей 2 разряда гальванического цеха № <данные изъяты>» подтверждается записями в её трудовой книжке.

Статьи 6,15,17,18,19, и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, которая необходима для того, чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в тех случаях, когда в статье 27 Федерального закона или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.

Из разъяснений Министерства труда Российской Федерации за № 5 от 22 мая 1996 года «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» также следует, что период начального профессионального обучения на рабочих местах включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления профессий и должностей работников или предусмотрены работники (рабочие), выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей.

В данном случае согласно Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 и действовавшему на момент работы истицы в <данные изъяты>», в разделе XV «Металлообработка» в подразделе «прочие профессии металлообработки» предусмотрена должность «полировщик». В то же время в этом же разделе «Металлообработка» предусмотрен подраздел 5 «Производство покрытия металлов гальваническим способом» и должность «рабочие на полировке изделий гальваническим способом». Тем самым, данным Списком были предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессии и должности. Исходя из положений вышеуказанного пункта 11 Правил, оспариваемый период с 13 июля 1977 года по 22 декабря 1977 года, равный 5 месяцам 10 дням, в качестве ученицы полировщика в гальваническом цехе подлежит включению в специальный стаж истицы. Факт обучения истицы без отрыва от производства подтверждается справкой ОАО «Сантехприбор», из которой усматривается, что во время спорного периода истица работала ученицей полировщика и ей начислялась заработная плата.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В данном случае из справки № 33/к от 16 марта 2011 года усматривается, что в течение 13 дней 1981 года оплата производилась по среднему. Достаточных доказательств того, что в период с 19 по 31 декабря 1981 года истица осуществляла работу в течение полного рабочего дня, суду не представлено.

При таких обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе Республики Татарстан включить в стаж работы в особых условиях Бабаниязовой К.Ф. период её работы с 13 июля 1977 по 21 декабря 1977 года в качестве ученицы полировщика в гальваническом цехе <данные изъяты>».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.

Судья: