Дело № 2-296/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 мая 2011 года г. Мамадыш РТ Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Давлетбаевой М.М. при секретаре Неумоиной Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к исполнительному комитету Суньского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности источников питьевого водоснабжения, УСТАНОВИЛ: Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Суньского сельского поселения Мамадышского муниципального района о возложении обязанности в 6-месячный срок разработать проекты зон санитарной охраны с определением границ и составляющих ее поясов артезианских скважин н.<адрес> и <адрес> оградить территорию первых поясов зоны санитарной охраны артезианских скважин на расстоянии не менее 30 метров от водозабора; водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе артезианской скважины н.<адрес> оборудовать с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважин – загерметизировать устье скважин и поставить отмостки; артезианскую скважину в н.<адрес> оборудовать аппаратурой для систематического контроля в соответствии фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», указывая на то, что в ходе проведенной проверки выявлено невыполнение ответчиком предусмотренных законодательством санитарных мероприятий. Несоблюдение ответчиком государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозе возникновения и распространения заболеваний. Представитель ответчика, исполнительного комитета Суньского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Салахов М.Ф., в судебном заседании иск признал. Представитель третьего лица – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Мамадышском районе и г.Мамадыш, в судебное заседание не явился, предоставив суду заявление о рассмотрении дела без его участия, с иском согласен. Выслушав в судебном заседании прокурора, представителя ответчика и изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения. Согласно пункту 4 статьи 7 Устава МО «Суньское сельское поселение» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения (л.д.29-31). Исполнительный комитет Суньского сельского поселения является юридическим лицом (л.д.22-24). Артезианские башни, расположенные в населенных пунктах <адрес>, <адрес> и <адрес>, находятся в муниципальной собственности Суньского сельского поселения (л.д.26). В силу статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Согласно пунктам 1.4 -1.6, 2.2.1.1 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Пункт 3.2.1.4 предусматривает, что водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов, пункт 3.2.1.5 - все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО. В силу требований пунктов 10.12, 10.24, 10.31, 14.4 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от одиночного водозабора (скважины) на расстояниях: 30 м при использовании защищенных подземных вод; 50 м при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Территория первого пояса зоны поверхностного источника водоснабжения должна быть спланирована, огорожена и озеленена, при этом ограждение следует предусматривать согласно п. 14.4. Водопроводные сооружения должны ограждаться – следует принимать глухое ограждение высотой 2,5 метров, допускается предусматривать ограждение на высоту 2 метра- глухое и на 0,5 метров – из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения (п.п. 10.21, 10.23-10.24) Из акта проверки от 16 августа 2010 года усматривается, что на территории Суньского сельского поселения допущены нарушения требований законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности на источниках питьевого водоснабжения в населенных пунктах <адрес>, <адрес> (л.д.5-7). По результатам проверки в отношении руководителя исполнительного комитета составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.10-11), назначен административный штраф в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.12-13). С целью устранения выявленных нарушений ответчику предписано разработать проекты ЗСО с определением границ и составляющих ее поясов артскважин населенных пунктов <адрес> и <адрес> – в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; оградить территорию первого пояса ЗСО артскважины <адрес> на расстоянии не менее 30 метров от водозабора – в срок до ДД.ММ.ГГГГ; водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе ЗСО артскважины <адрес> оборудовать с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устья скважин - загерметизировать устье скважин и над устьем построить павильон- в срок до ДД.ММ.ГГГГ; артезианские скважины н.<адрес> обеспечить аппаратурой для систематического контроля в соответствии фактического дебита при эксплуатации водопровода и краником для отбора проб воды - в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9). Проверкой от 23 ноября 2010 года установлено, что указанные обязательные мероприятия не выполнены (л.д.14-15). По данному факту руководитель исполнительного комитета Суньского сельского поселения постановлением Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2010 года подвергнут по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ административному штрафу в размере <данные изъяты> рублей (л.д.16-17,20-21). На основании статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В силу статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. При изложенных обстоятельствах суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению. Бездействие ответчика нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, поскольку может привести к возникновению и распространению заболеваний, которые представляют опасность для окружающей среды, для жизни и здоровья граждан. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать исполнительный комитет Суньского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в срок до 01 декабря 2011 года разработать проекты зон санитарной охраны с определением границ и составляющих ее поясов артезианских скважин н.<адрес> и <адрес>; оградить территорию первого пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин на расстоянии не менее 30 метров от водозабора; водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе артезианской скважины н.<адрес> оборудовать с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважин – загерметизировать устье скважин и поставить отмостки; артезианскую скважину в н.<адрес> оборудовать аппаратурой для систематического контроля в соответствии фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Мамадышский районный суд Республики Татарстан. Судья