безопасность источников питьевого водоснабжения



Дело № 2-291/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года г. Мамадыш РТ

Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Давлетбаевой М.М.

при секретаре Неумоиной Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к исполнительному комитету Кемеш-Кульского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности источников питьевого водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Кемеш-Кульского сельского поселения Мамадышского муниципального района о возложении обязанности в 6-месячный срок разработать проекты зон санитарной охраны с определением границ и составляющих ее поясов и установить глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны источников питьевого водоснабжения - трех артезианских скважин, расположенных на юго-западной окраине <адрес>-куль на расстоянии 400 метров от жилой зоны, на южной окраине <адрес>, на южной окраине д.<адрес> на расстоянии 6-7 метров от автодороги <адрес>

Представитель ответчика, исполнительного комитета Кемеш-Кульского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Салахутдинов И.Н., в судебном заседании иск признал.

Представитель третьего лица – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Мамадышском районе и г.Мамадыш, в судебное заседание не явился, предоставив суду заявление о рассмотрении дела без его участия, с иском согласен.

Выслушав в судебном заседании прокурора, представителя ответчика и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно пункту 4 статьи 6 Устава МО «Кемеш-Кульское сельское поселение» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения (л.д.17).

В силу статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно пунктам 1.4 -1.6, 2.2.1.1 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Пункт 3.2.1.4 предусматривает, что водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов, пункт 3.2.1.5 - все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

В силу требований пунктов 10.12, 10.24, 10.31, 14.4 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от одиночного водозабора (скважины) на расстояниях: 30 м при использовании защищенных подземных вод; 50 м при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Территория первого пояса зоны поверхностного источника водоснабжения должна быть спланирована, огорожена и озеленена, при этом ограждение следует предусматривать согласно п. 14.4. Водопроводные сооружения должны ограждаться – следует принимать глухое ограждение высотой 2,5 метров, допускается предусматривать ограждение на высоту 2 метра- глухое и на 0,5 метров – из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения (п.п. 10.21, 10.23-10.24)

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на территории Кемеш-Кульского сельского поселения допущены нарушения требований законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности на источниках питьевого водоснабжения в населенных пунктах <адрес>л.д.8-10). По результатам проверки в отношении руководителя исполнительного комитета составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.13-14), назначен административный штраф в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.15-16). С целью устранения выявленных нарушений ответчику предписано разработать проекты ЗСО с определением границ и составляющих ее поясов артезианских скважин населенных пунктов <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; оградить территорию первых поясов ЗСО артезианских скважин на расстоянии не менее 30 метров от водозабора – в срок до ДД.ММ.ГГГГ; водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе ЗСО артезианских скважин оборудовать с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устья скважин - загерметизировать устье скважин и над устьем построить павильон - в срок до ДД.ММ.ГГГГ; артезианские скважины обеспечить аппаратурой для систематического контроля в соответствии фактического дебита при эксплуатации водопровода и краником для отбора проб воды (н.<адрес>, <адрес>) - в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12). Проверкой от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанные обязательные мероприятия не выполнены (л.д.18-19). По данному факту руководитель исполнительного комитета Кемеш-Кульского сельского поселения постановлением Мамадышского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ подвергнут по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ административному штрафу в размере <данные изъяты> рублей (л.д.20-21,22-23).

На основании статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

При изложенных обстоятельствах суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению. Бездействие ответчика нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, поскольку может привести к возникновению и распространению заболеваний, которые представляют опасность для окружающей среды, для жизни и здоровья граждан.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать исполнительный комитет Кемеш-Кульского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в срок до 01 декабря 2011 года разработать проекты зон санитарной охраны с определением границ и составляющих ее поясов и установить глухое ограждение первого пояса зоны строгой санитарной охраны источников питьевого водоснабжения- трех артезианских скважин, расположенных на юго-западной окраине <адрес> на расстоянии 400 метров от жилой зоны, на южной окраине <адрес>, на южной окраине д.<адрес> на расстоянии 6-7 метров от автодороги <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.

Судья