о праве собственности на земельную долю



дело № 2-22/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2012 года г.Мамадыш РТ

Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Давлетбаевой М.М.,

при секретаре Клиновой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Салахутдинова Ш.Г. к исполнительному комитету Мамадышского муниципального района РТ о признании права собственности на земельную долю,

У С Т А Н О В И Л:

Салахутдинов Ш.Г. обратился в суд с иском к исполнительному комитету Мамадышского муниципального района РТ о признании права собственности на земельную долю площадью <данные изъяты>, расположенную в границах землепользования коллективного предприятия «<данные изъяты>», указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать – С.З.Б.. После её смерти открылось наследство, в состав которого входит и указанный земельный пай. До истечения шести месяцев после смерти матери он фактически принял наследственное имущество. Спора о праве на наследство нет, он был единственным ребенком у матери. Однако оформить земельный пай на своё имя не может, поскольку в свидетельстве о праве собственности на земельную долю неправильно указаны фамилия и отчество матери – Б.З.Б.. В настоящее время исправить данную ошибку невозможно.

Представитель ответчика - исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, предоставив суду заявление о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав в судебном заседании истца, его представителя, опросив свидетелей и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Из материалов дела усматривается, что истец приходится С.З.Б., умершей ДД.ММ.ГГГГ, сыном, то есть является наследником первой очереди (л.д.7,25). По сообщению нотариуса Мамадышского района РТ после смерти С.З.Б. наследственное дело не открывалось (л.д.24).

ДД.ММ.ГГГГ Мамадышским районным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе на имя Б.З.Б. выдано свидетельство серии РТ о праве собственности на земельную долю общей площадью <данные изъяты> га, расположенную в границах землепользования коллективного предприятия «<данные изъяты>», о чем сделана регистрационная запись (л.д.17).

Однако из свидетельств о рождении и смерти усматривается, что фамилия, имя и отчество матери истца – С.З.Б. (л.д.5,7).

Из справки Совета <данные изъяты> сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ видно, что действительно С.З.Б. принадлежала земельная доля, находящаяся в общей долевой собственности в границах землепользования <данные изъяты> сельского поселения в поле с количеством дольщиков 34 человека с кадастровым в поле с количеством дольщиков 65 человек с кадастровыми (л.д.8).

Согласно выписок из государственного кадастра недвижимости (л.д.11-16) земельные участки с кадастровыми № и 16:26:640301:13 расположены в границах <данные изъяты> сельского поселения.

В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

На основании статьи 1181 Гражданского кодекса РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

Согласно пункту 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

В силу пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Из справки Совета Усалинского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ усматривается, что С.З.Б. по день смерти постоянно проживала по адресу: РТ, <адрес>, совместно с ней проживал и проживает по настоящее время сын Салахутдинов Ш.Г. (л.д.10).

Свидетель Х.Х.Х. в судебном заседании показал, что С.З.Б. и Б.З.Б. одно и то же лицо. Ей принадлежала земельная доля. В свидетельстве на земельную долю допущена ошибка. Истец фактически сразу же после смерти матери принял наследство –проживал с ней совместно, по настоящее время проживает в этом же доме, организовал её похороны, пользуется её личными вещами. Других наследников нет, истец был единственным ребенком.

Из справки Совета <данные изъяты> сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ также усматривается, что С.З.Б. и Б.З.Б. одно и то же лицо (л.д.9).

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что С.З.Б. принадлежала на праве собственности земельная доля общей площадью 4,18 га, расположенная в границах землепользования коллективного предприятия «Татарстан». Таким образом, право собственности на принадлежавшее С.З.Б. имущество переходит в порядке наследования её наследнику по закону первой очереди, сыну Салахутдинову Ш.Г., поскольку он в течение 6 месяцев после смерти матери фактически принял наследственное имущество. Исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать право собственности Салахутдинова Ш.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на наследство, открывшееся после смерти матери, С.З.Б., умершей ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из земельной доли площадью <данные изъяты> га, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 13 в границах землепользования коллективного предприятия «<данные изъяты>» <адрес> РТ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.

Судья