Дело 2-639/2010



Дело № 2-639/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2010 года г. Мамадыш РТ

Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Давлетбаевой М.М.

при секретаре Муллахметовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мамадышского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к исполнительному комитету муниципального образования «Верхнеошминское сельское поселение Мамадышского муниципального района РТ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мамадышского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к исполнительному комитету муниципального образования «Верхнеошминское сельское поселение Мамадышского муниципального района РТ» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на устранение нарушения природоохранного законодательства, незаконным и о возложении обязанности устранить данные нарушения в срок до 30 января 2011 года, в частности, принять меры к сбору и вывозу несанкционированных отходов производства и потребления, указывая на то, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства на территории Верхнеошминского сельского поселения выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, а именно в южной части <адрес> на площади 1,2 га, в центре села рядом с Домом культуры на площади 200 кв. метров, вдоль прибрежной полосы на площади 0,03 га. Специально отведенное и юридически оформленное место для захоронения и обезвреживания отходов производства и потребления на территории поселения отсутствует. Тем самым ущемляются права граждан, проживающих на территории данного сельского поселения, на благоприятную окружающую среду. Устранение выявленных нарушений является обязанностью органов местного самоуправления данного муниципального образования.

Представитель ответчика – Фатыхов Н.Г. в судебном заседании иск признал частично и суду показал, что, действительно, на территории поселения имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. В связи с финансовыми затруднениями исполком не имеет возможности для складирования, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.

Выслушав в судебном заседании стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно п. 3.7 санитарно-эпидемиологических Правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно Уставу муниципального образования «Верхнеошминское сельское поселение Мамадышского муниципального района Республики Татарстан» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям исполнительного комитета (л.д.5-7).

В акте обследования (л.д.11) указано, что происходит захламление земельных участков <адрес>, расположенного на территории Верхнеошминского сельского поселения, отходами производства и потребления. Организована несанкционированная свалка отходов в южной части села на месте бывшего карьера общераспространенных полезных ископаемых на площади 1,2 гаю Свалка по периметру не огорожена, отходы в одну кучу не буртованы, а разбросаны по всей территории оврага. Дополнительные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов выявлены в центре села рядом с Домом культуры на площади 200 кв. метров, прибрежная полоса реки <данные изъяты> в районе <адрес> захламлена отходами производства и потребления на площади 0,03 га. Не соблюдаются санитарно-экологические требования по сбору, временному хранению, транспортировке и утилизации отходов, допущено несанкционированное размещение отходов в местах, где может быть создана опасность для окружающей среды; места для размещения отходов по периметру не огорожены, отсутствует обваловка по периметру, земельные участки юридически не оформлены.

Наличие несанкционированных свалок на территории Верхнеошминского сельского поселения подтверждается также фотографиями (л.д.9-10).

При изложенных обстоятельствах суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению. Бездействие ответчика нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, поскольку может привести к возникновению инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающей среды, для жизни и здоровья граждан.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие исполнительного комитета муниципального образования «Верхнеошминское сельское поселение Мамадышского муниципального района РТ», выразившееся в непринятии мер, направленных на устранение нарушения природоохранного законодательства, незаконным.

Обязать исполнительный комитет муниципального образования «Верхнеошминское сельское поселение Мамадышского муниципального района РТ» в срок до 30 января 2011 года организовать сбор и вывоз несанкционированных отходов производства и потребления в населенных пунктах, располагающихся на территории Верхнеошминского сельского поселения в соответствии с природоохранным законодательством.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.

Судья: