о включении периода военной службы по призыву в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости и назначении пенсии



дело № 2-47/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Мамадыш РТ 02 марта 2011 года

Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Хаева И.Р.

при секретаре Рыловой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабибуллина Р.Р. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ о включении периода военной службы по призыву в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Хабибуллин Р.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ о включении периода военной службы по призыву в рядах Советской Армии в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости и назначении пенсии со дня его обращения, указывая на то, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ от 17 ноября 2010 года ему неправомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности. В специальный стаж не был включен период военной службы по призыву с 19 декабря 1987 года по 14 мая 1989 года, хотя по действовавшему на тот период законодательству время службы в составе Вооруженных сил СССР засчитывалось учителям в стаж работы по специальности.

Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ Ш. в судебном заседании иск не признал и суду показал, что согласно ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период службы в Вооруженных силах СССР не включается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Тем самым у истца не имеется необходимый специальный стаж работы.

Выслушав в судебном заседании истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии подпунктом 10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за №781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 – 1.1.4 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Из материалов дела усматривается, что 01 сентября 1980 года Хабибуллин Р.Р. зачислен в число студентов <данные изъяты> Государственного педагогического института. 15 августа 1984 года принят учителем математики и физики <данные изъяты> средней школы. Оттуда 28 августа 1987 года уволен по собственному желанию и с этого дня назначен учителем физики в среднюю школу №48 <данные изъяты>. 23 декабря 1987 года уволен с работы в связи с призывом в ряды Советской Армии. 15 августа 1989 года принят учителем физики и астрономии в <данные изъяты> среднюю школу, откуда 27 августа 1990 года уволен по собственному желанию и в этот же день принят на должность учителя физики и математики в <данные изъяты> неполную среднюю школу. 05 августа 1997 года уволен по собственному желанию от занимаемой должности. 27 августа 1997 года принят учителем физики и математики в <данные изъяты>. 28 августа 2001 года был уволен по ст.31 КЗоТ РСФСР. 28 августа 2001 года назначен учителем физики и математики <данные изъяты> средней школы. 26 декабря 2003 года ему присвоена квалификационная категория по должности «Учитель». 25 августа 2007 года уволен по собственному желанию. 27 августа 2007 года принят учителем физики и математики в <данные изъяты> (л.д.21-24).

09 ноября 2010 года истец обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ № от 17 ноября 2010 года (л.д.5) в досрочном назначении трудовой пенсии истцу отказано, так как в специальный стаж его работы всего засчитано 23 года 6 месяцев и не включен период с 19 декабря 1987 года по 14 мая 1989 года - период военной службы по призыву, период работы истца с 01 января 2010 года по 08 ноября 2010 года в должности учителя в <данные изъяты> засчитывается в педагогический стаж при условии сдачи ИС с льготным кодом.

Согласно военному билету серии ТН № (л.д.18-20) истец проходил действительную военную службу с 19 декабря 1987 года по 14 мая 1989 года.

Таким образом, периоду службы истца в Вооруженных силах СССР предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу п.4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период службы Хабибуллина Р.Р. в Вооруженных силах СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В стаж работы истца, требуемый для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за № 1397, включается весь период работы по педагогической специальности, вне зависимости от периода действия данного Постановления. Из трудовой книжки (л.д.21-24) Хабибуллина Р.Р. усматривается, что его работа по педагогической специальности включает следующие периоды: с 15 августа 1984 года до 23 декабря 1987 года, с 15 августа 1989 года по 05 августа 1997 года, с 27 августа 1997 года 25 августа 2007 года, с 27 августа 2007 года по настоящее время, что составляет более 2/3 стажа, необходимого для возникновения права на досрочную пенсию.

При таких обстоятельствах суд считает, что период службы в рядах Советской Армии с 19 декабря 1987 года по 14 мая 1989 года должен быть включен в специальный педагогический стаж его работы, как приобретенный им в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Период работы с 01 января 2010 года по 08 ноября 2010 года в должности учителя в <данные изъяты> СОШ включен в специальный стаж истца ответчиком добровольно. Данный факт в судебном заседании не оспаривался. Таким образом, на момент обращения Хабибуллина Р.Р. в Пенсионный фонд РФ за назначением пенсии его специальный стаж работы составлял более 25 лет. Иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан включить в педагогический стаж работы Хабибуллина Р.Р. период его службы в Вооруженных силах СССР с 19 декабря 1987 года по 14 мая 1989 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельности со дня его обращения – с 09 ноября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.