Дело № 1-4/2012
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Малоярославец «30» января 2012 года
Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Гонтова Н.В.,
с участием государственного обвинителя старшего помощника прокурора Малоярославецкого района Калужской области Албакова А.Д.,
подсудимого ФИО2,
защитника - адвоката ФИО5, предоставившего удостоверение № и ордер № А-790 от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Минаковой И.Ю.,
а также с участием потерпевших ФИО7 и ФИО11 и их представителя адвоката ФИО8, предоставившего удостоверение № и ордер от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Белоруской ССР, белоруса, гражданина Республики Беларусь, со средним образованием, состоящего в браке, имеющего на иждивении малолетнего ребенка, работающего ООО «Прима-Транс», военнообязанного, инвалидности не имеющего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 40 минут ФИО2 управляя технически исправным автопоездом в составе седельного тягача «SCANIA R164LA» государственный регистрационный знак LB23390 и полуприцепа «SCHMITZ» государственный регистрационный знак WZ1435P, двигался по правой полосе автодороги М-3 «Украина» со стороны <адрес> в направлении <адрес>. Двигаясь по 126 км указанной автодороги, расположенном на территории <адрес>, ФИО15 B.C., в нарушение п. 9.10 Правил дорожного движения РФ (водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения) и п. 10.1 Правил дорожного движения РФ (водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного детва) не предвидя возможности наступления общественно-опасных последствий от своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, вел транспортное средство со скоростью, не обеспечивающей возможность постоянного контроля за его движением, с целью выполнения требований Правил и, не соблюдая при этом безопасную дистанцию до движущегося впереди транспортного средства.
В результате нарушения ФИО15 B.C. указанных норм ПДД, он не обеспечил возможность постоянного контроля за движением своего автомобиля и безопасную дистанцию до движущегося впереди в попутном направлении автомобиля марки «CHERY TIGGO» транзитный регистрационный знак СС 9127 50 под управлением ФИО9 и допустил с ним столкновение.
В результате столкновения автопоезда в составе седельного тягача «SCANIA 64LA» государственный регистрационный знак LB23390 и полуприцепа «SCHMITZ» регистрационный знак WZ1435P, под управлением ФИО15 B.C. с автомобилем «CHERY TIGGO» транзитный регистрационный знак СС 9127 50, под управлением ФИО9, последней были причинены телесные повреждения в виде: ушибленной раны теменно-затылочной области слева, ушибленной раны подбородочной области, кровоподтека и ушибленной раны в проекции угла нижней челюсти слева, кровоизлияние в мягкие ткани головы в проекции раны теменно-затылочной области; субдуральное кровоизлияние в теменной области, очагово-дифузное субарахноидальное кровоизлияние на конвекситальной поверхности обеих полушарий головного мозга, кровоизлияние в стенки боковых желудочков мозга; кровоизлияние в мягкие ткани передней брюшной стенки, разрывы серозы и мышечного слоя стенки слепой кишки, кровоизлияние в желудочно-селезеночную связку, кровоизлияние в брыжейку восходящей ободочной кишки, забрюшинная гематома справа объемом около 150 мл., кровоизлияние в забрюшинную клетчатку справа, кровоизлияние под капсулу правой почки. Вышеуказанные повреждения образовались прижизненно одномоментно или в быстрой последовательности друг за другом, от воздействия твердых тупых предметов при ударах о выступающие части салона автомашины в условиях ДТП и по признаку опасности для жизни квалифицируются как тяжкий вред здоровью и состоят в прямой причинной связью со смертью. Смерть ФИО9 наступила в травматологическом отделении МУЗ «Малоярославецкая ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ в 21 час. 45 минут.
Нарушение ФИО2 п.п. 9.10 и 10.1 ПДД состоит в прямой причинной связи с последствиями в виде столкновения управляемого им автопоезда в составе седельного тягача «SCANIA 64LA» государственный регистрационный знак LB23390 и полуприцепа «SCHMITZ» регистрационный знак WZ1435P, с автомобилем «CHERY TIGGO» транзитный регистрационный знак СС 9127 50, под управлением ФИО9 и наступлением смерти последней.
Подсудимый ФИО2 вину в инкриминируемом ему преступлении признал частично и суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ на грузовой автомашине марки «SKANIA R 164LA» с полуприцепом выехал с грузом из <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ пересек границу и продолжил движение в направлении <адрес>. Двигался по автодороге М-3 «Украина» со скоростью около 77-78 км/ч. Погода была ясная, видимость хорошая. Масса груза составляла 21 тонну. Груз сыпучий, который был расфасован в биг-баки (полимерные мешки), весом около 900 кг. каждый. Около 16 час. 30 мин. двигаясь по указанной автодороге в направлении <адрес> по правой полосе увидел на расстоянии около 100 метров легковой автомобиль. С какой скоростью он двигался, не знал. Приблизившись на расстояние около 50 метров, понял, что автомобиль движется очень медленно, а затем остановился. Стал тормозить и пытаться перестроиться на левую полосу, но она была занята автомашинами, двигавшимися в попутном направлении, и произошло столкновение. Джип закрутило, он ударился передней частью в металлическое ограждение. Резко тормозить не стал, так как ехал с сыпучим грузом, и автомашина могла опрокинуться. Остановившись, стал помогать потерпевшим. Одну девушку выбросило из автомашины. Аварийные сигналы на автомашине не работали. Считает, что водитель «CHERY TIGGO» также виновата в ДТП, поскольку не включила аварийную сигнализацию.
Допросив подсудимого, потерпевших, свидетелей, исследовав письменные материалы уголовного дела, суд считает ФИО2 виновным в совершении изложенного выше преступления. К такому выводу суд пришел исходя из анализа показаний подсудимого ФИО2 о нарушении им правил дорожного движения и совершении дорожно-транспортного происшествия повлекшего, причинение смерти потерпевшей, так и других доказательств исследованных в судебном заседании.
Признавая показания подсудимого допустимыми доказательствами по делу и оценивая их как достоверные, суд исходит из того, что они в части описания деяния и направленности умысла существенных противоречий не содержат. Об объективности показаний подсудимого свидетельствует и то, что они полностью согласуются с другими исследованными в судебном заседании доказательствами.
Виновность подсудимого ФИО2 в инкриминируемом ему преступлении подтверждается следующими доказательствами:
- показаниями потерпевшего ФИО10, который суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ от сестры узнал, что его жена Лемко Дарья попала в ДТП. О случившемся сообщил по телефону Дашиной маме и поехал в больницу. Когда ехал в больницу видел на автодороге столкнувшиеся автомашины. От подруги жены Коробковой Жени узнал, что они ехали в Обнинск на автомашине жены, которую приобрели незадолго до ДТП. В пути автомашина заглохла, Дарья включила аварийные сигналы и они остановились;
-потерпевшая ФИО11 суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ей позвонил зять-ФИО7 и сообщил, что дочь Дарья попала в ДТП. Приехав в больницу <адрес> от врача узнала, что состояние дочери критическое. ДД.ММ.ГГГГ дочь умерла. От зятя знаю, что Дарья ехала на автомашине в <адрес> по работе. В пути автомашина стала глохнуть. Дарья включила аварийные сигналы, и они остановились.
-показаниями свидетеля ФИО14, которая суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ вместе с Лемко Дарьей около 15 час. 00 мин. на её автомашине «CHERY TIGGO» выехали в <адрес>. Дарье необходимо было отвезти документы по работе. В пути автомашина стала глохнуть, Дарья включила аварийную сигнализацию, и они остановились. Потом автомашина звелась и они поехали, но двигались медленно. При этом аварийная сигнализация работала. Потом произошел удар, и она больше ничего не помнит. Пришла в сознание, когда приехала скорая помощь. Позднее узнала, что с ними столкнулся грузовой автомобиль. В тот день погода была ясная, видимость хорошая;
-показаниями свидетеля ФИО12, который суду показал, что в последних числах июля 2011 года, в светлое время суток после 16 часов 00 минут, он двигался на своем автомобиле «Мерседес ML320» по автодороге М-3 «Украина» из <адрес> в направлении <адрес>. Погода была ясная, видимость хорошая, дорожное покрытие сухое. Двигался в левом ряду со скоростью около 120 км/ч, впереди по левому ряду двигались автомобиль «Деу Нексия» и ГАЗ-3110. В правом ряду двигался автопоезд «Скания» со скоростью около 90-100 км/ч, а перед ним автомобиль «Чери Тигго» ехал значительно медленнее. Он-ФИО12 готовился обогнать автопоезд, просигналил фарами впереди двигавшимся автомашинам, чтобы они приняли вправо и освободили полосу для движения. Примерно на расстоянии около 20 м. от автопоезда «Скания», автомобиль «Чери Тигго» стал тормозить, так как загорелись стоп сигналы. Автопоезд «Скания» то же стал резко тормозить и попытался перестроиться в левый ряд, но ему помешали двигавшиеся в попутном направлении указанные автомобили. Он-ФИО12 стал тормозить. Потом увидел, как в сторону полетел металлический отбойник, а когда «Скания» освободила видимость автомобиль «Чери Тигго», который отлетел от металлического ограждения, расположенного справа по ходу движения. Остановившись, увидел девушку, лежавшую на дороге лицом вниз. Подойдя к автомобилю «Чери Тигго» водитель автомашины – девушка была зажата стойкой. Судя по следам ДТП автопоезд «Скания» задела автомобиль «Чере Тигго» правой передней частью. Водитель автопоезда «Скания», после ДТП находился в шоковом состояние, его трясло. Затем он-ФИО12 и водители, проезжавших мимо автомобилей, а также водитель автопоезда «Скания» вытащили девушку-водителя, так как ее зажало, и она стала хрипеть. У неё была пережата шея стойкой автомобиля. Потом приехала скорая помощь и забрала девушек.
-рапортом об обнаружении признаков преступления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в результате ДТП, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ около 16 час. 40 мин. на 126 км. Автодороги М-3 «Украина» в <адрес> с участием автопоезда в составе седельного тягача «SCANIA 64LA» государственный регистрационный знак LB23390 и полуприцепа «SCHMITZ» регистрационный знак WZ1435P, управляемого ФИО15 B.C. с автомобилем «CHERY TIGGO» транзитный регистрационный знак СС 9127 50, под управлением ФИО9, водитель ФИО9 и пассажир её автомашины получили телесные повреждения (л.д. 3);
-согласно сообщению МУЗ «Малоярославецкая ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ в ЦРБ после ДТП доставлены ФИО9 в состоянии комы и ФИО13 с телесными повреждениями (л.д. 4);
-протоколом осмотра места происшествия, схемой дорожно-транспортного происшествия и фото-таблицей к нему от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым место дорожно-транспортного происшествия расположено на 126 км. автодороги М-3 «Украина» <адрес>. Покрытие сухой асфальто-бетон, дорожная разметка нанесена. Ширина проезжей части 9,6 м. для движения в одном направлении. Справа и слева имеются металлические отбойники. На месте ДТП расположены автопоезд в составе седельного тягача «SKANIA R 164LA» регистрационный знак LB2339O и полуприцепа «SCHMIZ» регистрационный знак WZ1435P, а также автомобиль «CHERY TIGGO» без регистрационных знаков. Автомашины имеют технические повреждения. На месте ДТП обнаружена осыпь стекла пластика общей длиной 47,9 метров. На месте ДТП зафиксированы следы от шин автомашины «CHERY TIGGO» длиной 14,4 м. и 4,3 м. Установлено, что до столкновения, автомашины двигались в направлении <адрес> (л.д. 9-16);
- протоколом осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, на седельном тягаче марки «SKANIA R 164LA» регистрационный знак LB23390, имеются технические повреждения, образовавшиеся в результате дорожно-транспортного происшествия: деформирован передний бампер, передняя решетка, верхняя и нижняя правая подножка, правое крыло, правая дверь, правая блок-фара, правый повторитель поворотов, корпус воздушного фильтра, радиатор, кулер (л.д. 17-19);
- протоколом осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, на автомашине марки «CHERY TIGGO» транзитный регистрационный знак СС 9127 50, имеются технические повреждения, образовавшиеся в результате дорожно-транспортного происшествия: задняя дверь, заднее правое крыло, задняя правая дверь, переднее правое крыло, передний бампер, капот, передняя панель, переднее левое крыло, две левые двери, заднее левое крыло, крыша, передняя и задняя подвеска, стекла отсутствуют, задний бампер и глушитель (л.д. 24-24);
-протоколами выемки и осмотра предметов от 20 сентября августа 2011 года, согласно которым изъятый автомобиль марки «CHERY TIGGO» транзитный номер СС 9127 50 изъятый у потерпевшего ФИО7, имеет технические повреждения, образовавшиеся в результате дорожно-транспортного происшествия. Автомобиль осмотрен и приобщен к материалам дела в качестве вещественных доказательств (л.д. 120-135);
-протоколами выемки и осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым изъятый ФИО2 седельный тягач марки «SKANIA R 164LA» регистрационный знак LB23390, имеет технические повреждения, образовавшиеся в результате дорожно-транспортного происшествия. Автомобиль осмотрен и приобщен к материалам дела в качестве вещественных доказательств (л.д. 139-149);
-заключением эксперта №-Э от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому причиной смерти ФИО9 явилась закрытая черепно-мозговая травма, сопровождающаяся кровоизлияниями под оболочки и в вещество головного мозга. При экспертизе обнаружены телесные повреждения: ушибленная рана теменно-затылочной области слева, ушибленная рана подбородочной области, кровоподтек и ушибленная рана в проекции угла нижней челюсти слева; кровоизлияние в мягкие ткани головы в проекции раны теменно-затылочной области; субдуральное кровоизлияние в теменной области, очагово-дифузное субарахноидальное кровоизлияние на конвекситальной поверхности обеих полушарий головного мозга, кровоизлияние в стенки боковых желудочков мозга; кровоизлияние в мягкие ткани передней брюшной стенки, разрывы серозы и мышечного слоя стенки слепой кишки, кровоизлияние в желудочно-селезеночную связку, кровоизлияние в брыжейку восходящей ободочной кишки, забрюшинная гематома справа объемом около 150 мл., кровоизлияние забрюшинную клетчатку справа, кровоизлияние под капсулу правой почки. Вышеуказанные повреждения образовались прижизненно одномоментно или в быстрой последовательности друг за другом, от воздействия твердых тупых предметов при ударах о выступающие части салона автомашины в условиях ДТП и по признаку опасности для жизни квалифицируются как тяжкий вред здоровью и состоят в прямой причинной связью со смертью. Смерть ФИО9 наступила в травматологическом отделении МУЗ «Малоярославецкая ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ в 21 час. 45 минут (л.д. 156-163);
-заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ1 года, согласно которому у ФИО14 С.Е. установлены телесные повреждения в виде множественных ушибленных ран волосистой части, ушибленных ран и ссади в области лица, множественных ссадин верхних и нижних конечностей, множественных ссади и массивного кровоподтека в области туловища. Указанные повреждения образовались от воздействия твердых тупых предметов, в условиях ДТП ДД.ММ.ГГГГ, и по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительности не свыше трех недель (21 дня) и квалифицируются как причинившие легкий вред здоровью (л.д. 194-197);
-заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, место столкновения автопоезда «Скания» и автомобиля «Чери Тиго» расположено на расстоянии от 3,5 м., до 2,3 м. от правого края поломы движения в сторону <адрес>, автомобильной дороги М-3 «Украина». Скорость автопоезда «Скания» перед торможением была более 46 км/ч. Данное значение скорости движение автопоезда «Скания» является минимальным, поскольку в расчете не учтены затраты кинетической энергии израсходованной на деформацию деталей, из-за отсутствия научно-обоснованной методики (л.д. 176-180);
Показания потерпевших ФИО7, ФИО11, свидетелей ФИО13, ФИО12, данные ими в судебном заседании - суд считает достоверными, поскольку они подробны, последовательны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и не противоречат иным доказательствам, исследованным в судебном заседании.
Не признание подсудимым полностью своей вины суд относит на способ выбранной им защиты с целью избежать наказания за фактически им содеянное. Доводы защиты о том, что водитель ФИО9 не была пристегнута ремнем безопасности, управляла технически неисправным транспортным средством, что повлекло за собой такие тяжкие последствия суд, находит несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не состоят в прямой причинной связи с нарушением ПДД и наступившими последствиями. Довод защиты о том, что на автомашине потерпевшей не работали сигналы аварийной сигнализации, опровергаются показаниями свидетеля ФИО13, которая в судебном заседании поясняла, что ФИО9 включала аварийную сигнализацию, когда автомашина заглохла. Данные о технической исправности внешних световых приборов, а именно стоп сигналов подтверждаются показаниями свидетеля ФИО12
Давая правовую оценку действиям подсудимого, суд исходит из установленных приведенными выше доказательствами обстоятельств дела, согласно которым подсудимый, управляя автопоездом в составе седельного тягача и полуприцепа, нарушил п. 9.10 и п. 10.1 Правил дорожного движения, совершил дорожно-транспортное происшествие - столкновение с впереди движущимся автомобилем под управлением ФИО9, в результате которого потерпевшей была причинена смерть.
В этой связи, действия подсудимого суд квалифицирует по ч. 3 ст. 264 УК РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ – нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Подсудимый ФИО2 на учете у врача психиатра и врача нарколога не состоит и, с учетом обстоятельств дела, суд считает его в момент совершения преступления и в настоящее время вменяемым, и он подлежит наказанию за совершенное преступление.
Определяя вид и меру наказания подсудимому ФИО2, суд учитывает характер, степень общественной опасности совершенного им преступления, его личность, обстоятельства смягчающие ответственность, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.
Подсудимый ФИО2 по месту жительства и по месту работы в ООО «Прима-Транс» характеризуется положительно. Привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений по главе 12 КоАП РФ (нарушение ПДД). Обстоятельствами, смягчающими ответственность подсудимого, суд признаёт наличие у виновного на иждивении малолетнего ребенка, оказание помощи непосредственно после совершения преступления, а также частичное заглаживание причиненного вреда потерпевшему ФИО7 Обстоятельств, отягчающих ответственность подсудимого, судом не установлено.
Учитывая в совокупности данные о преступлении, личность подсудимого ФИО2, суд определяет ему наказание в соответствии с законом и с учетом правил ч. 1 ст. 62 УК РФ в виде лишения свободы при этом находит необходимым применить дополнительное наказание в виде лишением права управления транспортным средством.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного подсудимым преступления, суд считает, что исправление ФИО2 возможно лишь в условиях изоляции от общества, поскольку, по мнению суда другое менее мягкое уголовное наказание не достигнет своей цели.
Определяя ФИО2 вид исправительного учреждения, суд применяет положения п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ и определяет ему вид исправительного учреждения – колонию-поселение.
ФИО2 является гражданином иностранного государства, на территории РФ постоянного места жительства не имеет, а потому суд считает, что подсудимый к месту отбытия наказания должен следовать под конвоем. В этой связи, суд находит необходимым изменить ФИО2 меру пресечения до вступления приговора в законную силу с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу. Исчисляя срок наказания с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом фактических обстоятельств совершения ФИО15 преступления, степени его общественной опасности, а также наличие у подсудимого смягчающих наказание обстоятельств и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств и то обстоятельство, что суд назначает подсудимому наказание менее 3-х лет лишения свободы суд, в силу ч. 6 ст. 15 УК РФ считает необходимым изменить подсудимому категорию преступления на менее тяжкую.
Решая судьбу вещественных доказательств, суд применяет правила ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
ФИО2 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ, и назначить наказание 1 го<адрес> месяцев лишения свободы с отбытием наказания в колонии-поселения с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 года.
Меру пресечения осужденному ФИО2 - подписку о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу – изменить на заключение под стражу, взяв его под стражу в зале суда. Срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Изменить ФИО2 категорию преступления относящегося к преступлениям средней тяжести и считать его осужденным за преступление небольшой тяжести.
Вещественные доказательства: автопоезд в составе седельного тягача «SCANIA 64LA» государственный регистрационный знак LB23390 и полуприцепа «SCHMITZ» регистрационный знак WZ1435P оставить по принадлежности ФИО2, автомашину «CHERY TIGGO» транзитный регистрационный знак СС 9127 50 оставить по принадлежности – ФИО7
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок и в том же порядке со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем должен указать в кассационной жалобе.
Председательствующий